Новиков В.И. Словарь модных слов: языковая картина современности. – Москва: Словари XXI века, 2015. – 351 с.

Научно-художественная проза российского филолога, писателя, литературного критика Владимира Новикова давно пользуется заслуженным успехом у читателей, поистине являясь пищей для интеллектуальных гурманов. Новое издание «Словаря» более чем вдвое пополнилось свежими материалами. Книга представляет собрание компактных эссе, посвященных явлениям современного русского языка, наиболее впечатлившим автора. Читатель в большинстве случаев будет с автором солидарен, с удовольствием вспомнит собственную озадаченность новыми словами и выражениями, а также неожиданной интерпретацией старых.

Откроем книгу

В РАЗЫ

А это выражение совсем новое, с пылу с жару, из сегодняшней устной речи. «Доходы московских строительных компаний возросли в разы» — доносится из радиоприемника. Что это значит? Вдвое, втрое? Наверное, даже больше: «в разы» — это «в несколько раз». Но до определенного рубежа, еще не вдесятеро — тогда бы говорили: «на порядок больше». Некрасивое словечко, что и говорить. И придумали его несимпатичные люди, железные крепыши с калькулятором вместо сердца. Не стоит, наверное, культурным людям перенимать такое жлобское выражение: когда его произносят от своего имени интеллигентные радиожурналисты, это звучит явным диссонансом. Рискну высказать прогноз: не удержится это «в разы» в «великом и могучем», уйдет вместе со сточными водами языка. Но не только же в слове дело: разве это нормально, когда «в разы» увеличивается для нас стоимость жилья, а кто-то сильно нагревает на этом руки? Вот и возникло словечко-мутант, своим уродливым обликом сигнализирующее о социальном недуге.

логотип