Правовое регулирование организации досуга несовершеннолетних Информационный листок (по состоянию законодательства Российской Федерации на 31 марта 2021 г.)

Обеспечение здорового досуга детей имеет большое значение в системе физического, интеллектуального и духовно-нравственного развития молодежи. Правильная организация свободного времени позволяет выработать у ребенка полезные привычки, сформировать круг интересов, а также оградить от получения потенциально вредной информации.

В данном информационном листке рассмотрены вопросы правового регулирования организации свободного времени несовершеннолетних граждан, в частности, затронуты следующие положения:

  • обеспечение прав детей на отдых и оздоровление;
  • защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
  • посещение несовершеннолетними общественных мест.

Представленная информация будет интересна самим несовершеннолетним, их законным представителям, а также лицам и организациям, осуществляющим мероприятия с участием детей.

Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление

Основополагающим актом в сфере обеспечения прав детей на отдых и оздоровление является Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В ст. 12 данного закона содержится перечень мер, направленных на повышение качества и безопасности отдыха и оздоровления детей:

  • принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления
  • создание безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;
  • обеспечение максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;
  • контроль за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

В ст. 12.1 данного закона между профильным федеральным министерством (в настоящее время — Министерство просвещения Российской Федерации), органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разграничены полномочия в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

К полномочиям Минпросвещения РФ в сфере организации отдыха и оздоровления детей относятся:

  • разработка и реализация основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями отдыха детей и их оздоровления;
  • утверждение примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления;
  • издание методических рекомендаций по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей;
  • иные полномочия, предусмотренные п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей (в Нижегородской области — министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области) относятся:

  • реализация на территории субъекта Российской Федерации основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;
  • установление порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории субъекта Российской Федерации, проверка сведений, представленных организациями отдыха детей и их оздоровления для включения таких организаций в указанный реестр в соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления;
  • осуществление в пределах своих полномочий регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления;
  • иные полномочия, предусмотренные п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. В частности, органы местного самоуправления осуществляют организацию отдыха детей в каникулярное время (см., например, Административный регламент «Организация отдыха детей в каникулярное время», утв. Постановлением администрации г. Н.Новгорода от 22.02.2013 № 629).

Важным аспектом обеспечения здорового отдыха детей является соблюдение необходимых санитарных норм. С 1 января 2021 года вступили в силу новые Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28. Данные санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующий отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Данный закон выделяет два вида такой информации:

  1. Информация, запрещенная для распространения среди детей.
  2. Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

Предусмотрены следующие возрастные градации:

  • информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  • информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
  • информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет.
  • информационная продукция, запрещенная для детей.

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно до начала ее оборота на территории Российской Федерации. На продукции ставится соответствующий знак (0+, 6+, 12+, 16+, 18+). Размер знака информационной продукции должен составлять не менее пяти процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющего право посещения такого мероприятия. Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

Также законом установлены дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания. В частности, существуют ограничения по времени трансляции информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних — например, с 4 до 23 часов не допускается трансляция информации, содержащей изображение или описание сексуального насилия, оправдывающей противоправное поведение и др., а с 7 до 21 часа не допускается трансляция информации, содержащей отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Лицо, организующее доступ в Интернет в местах, доступных для детей, обязано применять административные и организационные меры, технические, программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Интернет-сайт, не зарегистрированный как СМИ, может содержать знак информационной продукции. Аудиовизуальные сервисы должны содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении распространения среди детей информационной продукции.

Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 6.17. Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию).

Посещение несовершеннолетними общественных мест

В каждом субъекте Российской Федерации установлены нормативы, касающиеся посещения несовершеннолетними общественных мест. В Нижегородской области действует Закон от 09.03.2010 № 23-З «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области». Данный нормативный акт разделяет общественные места на две категории:

  1. Объекты, посещение которых не допускается детьми, не достигшими возраста 18 лет (например, места, предназначенные для реализации товаров только сексуального характера, места, предназначенные для реализации только алкогольной продукции и др.).
  2. Объекты, посещение которых не допускается детьми, не достигшими возраста 16 лет, в ночное время1 без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей (улицы, парки, транспортные средства общественного пользования, организации, реализующие услуги в сфере торговли и общественного питания и др.).

Перечень мест, нахождение в которых детей не допускается, утверждается представительными органами муниципальных районов/округов, городских округов Нижегородской области. Например, в Нижнем Новгороде принято Постановление городской Думы от 21.04.2010 № 48, утверждающее Перечень общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в котором подробно указано, какие места запрещены для самостоятельного посещения подростками в ночное время.

Закон Нижегородской области «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области» указывает, что обязанность по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, в которых нахождение несовершеннолетних не допускается, возлагается как на родителей (лиц, их заменяющих) и лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами соответствующих заведений.

В случае обнаружения несовершеннолетнего в местах, нахождение в которых для детей не допускается, граждане, должностные лица по телефону, лично, иным доступным способом сообщают об этом в органы внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел после получения соответствующей информации осуществляют комплекс мероприятий:

  • установление личности несовершеннолетнего, его места жительства и получение сведений о родителях (лицах, их заменяющих) либо лицах, осуществляющих мероприятия с участием детей;
  • уведомление родителей (лиц, их заменяющих) либо лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, об обнаружении несовершеннолетнего, при этом ребенку должна быть обеспечена самостоятельная возможность связи с указанными лицами;
  • передача несовершеннолетнего родителям (лицам, их заменяющим) либо лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, на месте его обнаружения либо сопровождение несовершеннолетнего до его места жительства;
  • доставление несовершеннолетнего в орган внутренних дел в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. В течение трех часов с момента доставления в орган внутренних дел несовершеннолетний передается родителям (лицам, их заменяющим) либо лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей;

Ответственность за нарушение Закона Нижегородской области «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области» установлена Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях (ст. 2.13. Нарушение требований по ограничению пребывания детей в общественных местах).

Полную информацию по рассматриваемому вопросу Вы можете получить, посетив отдел «Публичный центр правовой информации» НГОУНБ. Здесь можно воспользоваться информацией, представленной в справочных правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант», юридической (в том числе учебной) литературой, неопубликованными документами по вопросам местного самоуправления, а также получить правовую информационную помощь в решении Ваших правовых проблем.

Рекомендуем Вам ознакомиться с документами, посвященными рассматриваемой теме:

  • нормативными правовыми актами (расположены по юридической силе);
  • авторскими и комментирующими материалами (расположены в алфавите авторов и заглавий).

Нормативные правовые акты

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021). –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Статья 6.17 устанавливает ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020). –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе содержащейся в информационной продукции.

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020). –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020). –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи: утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Направлены на охрану здоровья детей и молодежи, а также устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обучению и отдыху несовершеннолетних.

Примерное положение об организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия: утв. Приказом Минобрнауки РФ от 13.07.2017 № 656. –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Регулирует деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия.

Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей: утв. Письмом Минпросвещения РФ от 25.11.2019 № Пз-1303/06. –– Текст: электронный // Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Разработаны в целях реализации полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях: Закон Нижегородской области от 20.05.2003 № 34-З (ред. от 08.12.2020). –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Устанавливает ответственность за нарушение Закона Нижегородской области «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области».

О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области: Закон Нижегородской области от 26.10.2006 № 121-З (ред. от 25.12.2020). –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Определяет порядок образования и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области.

Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области: Закон Нижегородской области от 09.03.2010 № 23-З (ред. от 02.04.2019). –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Разработан в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Нижегородской области.

Перечень общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей: утв. Постановлением городской Думы г. Н.Новгорода от 21.04.2010 № 48 (ред. от 15.04.2015). –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Указывает на объекты в Нижнем Новгороде, где не допускается нахождение в ночное время детей, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Организация отдыха детей в каникулярное время: административный регламент, утв. Постановлением администрации г. Н.Новгорода от 22.02.2013 № 629. –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Устанавливает особенности предоставления муниципальной услуги по организации отдыха детей в каникулярное время в городе Нижнем Новгороде.

План комплексных межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Нижнего Новгорода на 2020-2024 годы: утв. Постановлением администрации г. Н.Новгорода от 23.04.2020 № 1357. –– Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Устанавливает комплекс мер в решении вопросов предупреждения детской безнадзорности и правонарушений.

Авторские и комментирующие материалы

Астафичев, П. А. Законодательство о защите детей от приносящей им вред информации в механизме ограничений конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям // Конституционное и муниципальное право. — 2020. –– № 2. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Богданов, Г. С. Безопасность летнего отдыха и оздоровления детей // Управление образовательной организацией. — 2019. –– № 5. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Окунева, Г. А. Организация безопасного отдыха детей // Управление образовательной организацией. — 2019. –– № 6. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Ситкова, О. Ю. Правовая природа права ребенка на доступ к информации и его ограничения в целях защиты ребенка от информации, наносящей вред психическому здоровью и развитию несовершеннолетних // Семейное и жилищное право. — 2021. –– № 1. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Столяров, Д. А. Организации отдыха и оздоровления детей: внесение в реестр // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. –– № 6. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Тарасенкова, А. Н. Информационное право: возрастная маркировка, цифровая безопасность и другие вопросы [Электронный ресурс]. — Москва: Редакция Российской газеты, 2019. — 176 c.; То же. — Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Чорный, В. Н. Социально-деструктивное поведение несовершеннолетних и меры противодействия ему в современных условиях / В. Н. Чорный, Л. В. Павлова, Е. В. Сенатова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2020. –– № 4. ––  Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.

Составитель: Зотов Денис Владимирович,
юрисконсульт 1 категории отдела «ПЦПИ»
Ответственный за выпуск: Наумова Ирина Михайловна,
зав. отделом «ПЦПИ» НГОУНБ

1 Ночное время в осенне-зимний период (с 1 ноября по 31 марта) – с 22 до 6 часов, в весенне-летний период (с 1 апреля по 31 октября) – с 23 до 6 часов.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!