Информационный листок отдела периодических изданий № 153 (август) 2021

Нижегородская государственная областная универсальная
научная библиотека им. В.И. Ленина

«Есть такой журнал…»

Общественно-литературное и историко-краеведческое издание «Отечество: общество, литература, краеведение» адресовано студентам, школьникам, ученым, любителям истории, географии. Полноцветный ежемесячный альманах «Отечество» на своих страницах рассказывает об истории, культуре, религии, жизни столицы и провинции. Наиболее интересными материалами альманаха являются публикации краеведов всей России — жителей больших и малых городов, поселков и деревень. Их письма и статьи, рисунки и фотографии выстраивают непосредственную связь издания с близкими и далекими регионами страны.

Фото 1. Юрьев С. Тайны подземного Крыма // Отечество. — 2009. — № 3. — С. 20-23. — (Обложка).

Крымский полуостров, небольшой по своим размерам, кажется, изучен историками вдоль и поперек. Но именно здесь сегодня открываются тайны, долгие годы ставившие в тупик исследователей. Одна из них связана с городом-крепостью Джуфук-Кале (Чуфут-Кале), возвышающимся над Бахчисараем. Город-крепость, кажущийся совершенно неприступным, имеет один, зато очень серьезный недостаток — отсутствие естественных источников воды. Недавно под крепостью обнаружили древнее гидротехническое сооружение — сеть колодцев. Не оно ли снабжало город водой?.. О тайнах Джуфук-Кале рассказывает статья С. Юрьева.

Фото 2. Монахов Д. Замок с привидениями // Отечество. — 2007. — № 8. — С. 12-15. — (Обложка).

Усадьбу Шереметевых в селе Юрино называют уголком Европы в российской глубинке. Она находится в окружении глухих марийских лесов и еще недавно была мало кому известна. Но тем не менее замок Шереметева был настоящим культурным центром Нижегородской губернии. Главный усадебный дом в виде средневекового готического замка поражает своей красотой. Как и в настоящих замках Европы, там обитает привидение. Во всяком случае, об этом сложены легенды. Загадки и тайны этого великолепного замка раскрывает Д. Монахов.

Фото 3. Щербакова А. Моряк, врач, писатель…: как Владимир Даль переплыл море русского языка // Отечество. — 2009. — № 6. — С. 8-11. — (Обложка).

Трудно поверить, что Владимир Иванович Даль — составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» — так до конца своей жизни и остался самоучкой. Он просто наблюдал, изучал, описывал. Из 70 лет жизни 52 года Даль отдал работе над Словарем, собрав более 200 000 слов и более 30 000 пословиц. О том, как проходила работа над самым известным толковым словарем русского языка, можно узнать из статьи А. Щербаковой.

Фото 4. Мешкова А. Искусство надежды: оригами как путь к гармонии // Отечество. — 2007. — № 1. — С. 22-24. — (Обложка).

Если вы владеете искусством оригами, то самый обыкновенный листок бумаги мгновенно превращается в ваших руках во все, что угодно. Термин «оригами» возник в 1880 году. Он содержит в себе два корня: «ori», что в переводе означает «складывать», и «kami», что переводится как «бумага». Это бумажное искусство давно перестало быть чисто японской забавой и в наши дни завоевало весь мир. Об оригами пишет А. Мешкова.

В Отделе периодических изданий журнал «Отечество» хранится за 2002-2009 гг.

«Интересные даты»

12 августа — День виниловых пластинок

Для большинства жителей земли пластинка из винила — прошлый век. Вас это, возможно, удивит, но есть День виниловых пластинок, который отмечают 12 августа. Это праздник старого доброго способа воспроизведения наших любимых треков!

Фото 5. Шленова О. Е.От «граммофона» до апрелевского завода: первые грампластинки // Мир библиографии. — 2011. — № 6. — С. 41-45. — (Обложка).

Национальный день виниловой пластинки был создан компанией Vinyl Record Day Company, некоммерческой организацией, занимающейся реализацией виниловой музыки и сохранением ее культуры. История не только виниловых, но и остальных грампластинок неразрывно связана с развитием аппаратуры, которая могла бы их воспроизводить. В 1877 г. французский поэт и изобретатель Шарль Кро научно обосновал и пояснил принцип записи звука на барабан и последующее его воспроизведение. В этом же году Томас Эдисон запатентовал свое изобретение — фонограф, устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук. В 1887 году американский изобретатель Эмиль Берлинер предложил новый метод записи и воспроизведения звуков и запатентовал рекордер и граммофон. Именно Берлинер предложил придать носителю звуковой информации форму круглого диска.

Фото 6. Губин И. Пластинки на костях и штаны с конем // Музыкальная жизнь. — 2019. — № 5 (1198). — С. 26-28: ил.  — (Обложка).

Сегодня грампластинки активно используют скретчевые ди-джеи, хотя и в несколько других целях.

Фото 7. Виниловые диски // История моды. — 2016. — № 11: 1970-е. Моду диктует музыка. — С. 32-33. — (Обложка).

Виниловое покрытие способно извлекать уникальные звуки, не похожие ни на какие другие. А их качество уже зависит от мастерства ди-джея. Так что можно сказать с полной уверенностью, что виниловые пластинки нашли свое применение и в современной музыке.

Александров, Д. Музыкальная рентгенограмма / беседует В. Корнейчук // Газпром. — 2018. — № 7/8. — С. 50-55.

Корнейчук, В. Виниловый ренессанс: когда все выбросили старые проигрыватели и пластинки, винил снова стал популярен // Газпром. — 2019. — № 12. — С. 46-51.

Кручинина, Л. В «Виниловой гостиной» пластинки фирмы «Мелодия» // Библиотека. — 2014. — № 12. — С. 66-67.

Мухина, И. Старые пластинки — золотые пласты // Нижегородская правда. — 2013. —28 февр. — С. 22.

Павлова, О. Забытая мелодия: виниловые пластинки с их чистым звуком стали предметом поклонения многих коллекционеров/ О.Павлова, О. Скворцов // ForbesStyle. — 2010. — Приложение к № 3.— Весна. — С. 46-48: ил.

Пономарев, К. Развеселая жизнь одного граммофона // Казань/Казан. — 2013. — № 8. — С. 20-22.

Скворцов, О. Виниловое наследие: на вопросы журнала отвечает вице-президент Ассоциации российских банков, член совета директоров банка «Юнистрим», коллекционер винила Олег Скворцов / беседует В. Корнейчук // Газпром. — 2020. — № 7/8. — С. 46-51.

Хохлов, О. Музыка для пластмасс / О. Хохлов, А. Демидова, Д. Хромовских // Коммерсантъ – Деньги. — 2013. — № 29. — С. 20-24.

19 августа — Всемирный день фотографии

Фотография – это уникальное явление, ведь на фотоснимках можно запечатлеть происходящие события, красивые места, любимые лица, моменты, которые никогда больше не повторятся…  День фотографии был учрежден в 2009 году по инициативе австралийского фотографа по имени Корске Ара.

Фото 8. Срезневский В. Современная фотография, ее успехи, задачи и средства // Фотограф. — 1882. — № 1. — С. 1-5. — (Обложка).

Дата праздника была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1839 году широкой общественности был представлен метод получения отпечатка фото – дагерротипа, прототипа фотографии. Данное изобретение принадлежит Луи Жаку Манде Дагера. Изобретение Дагера стало первым шагом на пути к фотографии как общедоступной «технологии».

Фото 9. Срезневский В. Фотографические аппараты для путешественников и художников // Фотограф. — 1882. — № 5. — С. 121-129. — (Обложка).

В последующие годы множество ученых продолжало совершенствовать процесс получения фотографий, используя разные материалы и реактивы. Сегодня, в век цифровых технологий, мы без труда можем сами делать фотографии, которые потом заставят нас улыбнуться, загрустить или затаить дыхание.

Фото 10. В Заволжских лесах: по дорогам фотографа Максима Дмитриева // Нижегородский музей. — 2008. — № 15. — С. 105. — (Цветная вкладка). — (Обложка).

Нижний Новгород являлся местом жительства и работы известных всей России фотографов: А. Карелина и М. Дмитриева. Их творчеству посвящен раздел экспозиции в музее фотографии в нашем городе.

Фото 11. Перевезенцева В. Музей светописи // Русский мир. — 2011. — № 9. — С. 56-61. — (Обложка).

Всемирный день фотографии – это праздник всех, кто любит фотографировать и фотографироваться, а значит событие невероятно яркое и позитивное. Поэтому смело берите в руки любую технику, способную запечатлеть незабываемые моменты, и вперед!

Васильев, А. Фотограф щелкает и… фея вылетает // Чудеса и приключения. — 2013. — № 3. — С. 12-15.

Жекова, Т. Л. Автохромы братьев Люмьер: (по материалам собрания Политехнического музея) / Т. Л. Жекова, А. П. Попов // Московский журнал. История государства Российского. — 2007. — № 12. — С. 50-53.

Мухин, А. Н. О традиционных и инновационных подходах к изучению фотографии // Обсерватория культуры. — 2009. — № 6. — С. 129-135.

Нечаев, С. Свет и тени // Чудеса и приключения. — 2015. — № 5. — С. 50-54.

Фоменко, А. Фотография: эстетическая адаптация // Искусство кино. — 2009. — № 2. — С. 95-105.

Фролов, Ю. Археология фотографии // Наука и жизнь. — 2008. — № 1. — С. 108-109.

Шлыков, А. От камеры-обскуры до «цифры»: каким был и каким будет фотоаппарат // Русский репортер. — 2014. — № 40. — С. 64-67.

27 августа — День российского кино

День российского кино установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».

Фото 12. Кичин В. Броненосец «Потемкин»: восстание человеческого достоинства: почему фильм, премьера которого состоялась 90 лет назад, изменил ход событий на планете // Родина. — 2016. — № 2. — С. 80-83. — (Обложка).

Свою историю этот праздник ведет со времен Октябрьской революции 1917 года, когда руководство молодой советской республики, понимая всю важность развития кинематографа, как мощного инструмента пропаганды революционных идей, решило «взять кинематограф в свои руки».

Фото 13. Анощенко Н. Экран зазвучал: (на первом просмотре звуковой фильмы) // Кино и жизнь. — 1929. — № 2. — С. 5-6. — (Обложка).

Именно 27 августа 1919 года был издан Декрет Совета народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела в стране. С этого времени вся фото- и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, возглавляемого Анатолием Луначарским. В память об этом событии дата 27 августа и стала считаться Днем советского кино, позднее — Днем кино России, а в настоящее время — Днем российского кино.

Бочаров, В. «Кинематограф — грандиозная детективная история» / В. Бочаров, Л. Малюкова // Искусство кино. — 2009. — № 5. — С. 59-66.

Давыдов, Д. Кинопередвижники: как сельчан приобщали в 1920-е годы к «важнейшему из искусств» // Родина. — 2016. — № 1. — С. 116-118.

Елисеева, Е. А. «Натурное» и «созданное» экранное пространство эпохи дореволюционного кино в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 6. — С. 212-218.

Займенцева, О. Зарождение русской фабрики грез // Смена. — 2014. — № 3. — С. 42-49: фот.

Калинин, М. Искусство живо!: театр и кино в военной Москве // Живая история. Нет ничего современнее истории. — 2016. — № 12. — С. 26-31.

Мельниченко, М. Ах, синема!: свидетельства о кинематографе XX века в дневниках зрителей / М. Мельниченко, А. Сенюхин // Родина. — 2019. — № 8. — С. 77-84.

Преснякова, Л. В. Церковь и кинематограф в дореволюционной России // Религиоведение. — 2009. — № 3. — С. 148-155.

Саломеева А. Миссия — кино // БОСС. —2007. — № 9. — С. 100-103.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!