Новая литература по вопросам местного самоуправления (1 полугодие 2021 г.)

Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина

Отдел «Публичный центр правовой информации»

Сектор информации по вопросам местного самоуправления

Отдел «Публичный центр правовой информации» НГОУНБ им. В.И. Ленина готовит 2 раза в год информационный бюллетень «Новая литература по вопросам местного самоуправления», включающий книги, публикации из журналов, поступающих в фонд НГОУНБ, а также электронных ресурсов НГОУНБ.

Вы можете заказать копию публикаций в отделе «Публичный центр правовой информации» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 3 (телефон 411-85-54); на время ремонта здания Библиотеки – по адресу Варварская, д. 3Д (телефон 419-37-11); е-mail: pravongounb@yandex.ru.

Содержание

Теория местного самоуправления. Муниципальное право

История местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации

Территориальная организация местного самоуправления

Экономическая основа местного самоуправления

Непосредственное осуществление самоуправления

Органы местного самоуправления

Вопросы местного значения

Социальная сфера

Профилактика терроризма и экстремизма

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц

Противодействие коррупции

Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления

Опыт регионов РФ

Местное самоуправление за рубежом

Список журналов

Теория местного самоуправления. Муниципальное право

Бабичев, И. В. Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 2. — С. 51-57; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Дан анализ конституционных новелл в части, касающейся местного самоуправления. Рассмотрены правовые последствия для местного самоуправления и для регулирующего его законодательства введения в Конституцию таких понятий, как «публичная власть», «единая система публичной власти», «публичные функции, выполняемые органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти». Проанализирована возможность участия органов государственной власти в назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления, расширение перечня территорий, на которых местное самоуправление может осуществляться с особенностями, положительные и несущие риски стороны этих новелл.

Лебедев, В. А. Народовластие и публичная власть // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 3. — С. 3-6; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Анализируется соотношение понятий «народовластие» и «публичная власть». Термин «публичная власть» употребляется в качестве родового, обобщающего понятия, объединяющего органы местного самоуправления и органы государственной власти. Акцентируется внимание на том, что государственная и муниципальная власть действуют одновременно, дополняют друг друга, обеспечивая ее единство. Делается вывод, что в России публичная власть совпадает с властью народа, с народовластием.

Сисакьян, А. К. Конституционные преобразования системы публичной власти и их влияние на формирование положительного конституционного правосознания // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 2. — С. 14-17; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Проведен анализ конституционных поправок 2020 г., связанных с совершенствованием системы публичной власти, ролью Президента РФ в механизме государственного управления, его положением среди органов государственной власти, изменением конституционно-правового статуса Конституционного Суда РФ и т.д. Автор рассуждает о роли конституционного правосознания, формируемого в процессе конституционного реформирования.

История местного самоуправления

Семенов, Д. Д. Городское самоуправление: очерки и опыты. От эпохи Екатерины II до городских положений 1870 и 1892 гг. Участие квартирантов в городском самоуправлении / Д. Д. Семенов. — Изд. 2-е, [стер.]. — Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2017 г. — 246 с. — (Город, Архитектура, история, управление ; № 5). — Текст: непосредственный.

Вх55479

Местное самоуправление в Российской Федерации

Зотов, В. Б. Роль местного самоуправления в развитии Российского государства на современном этапе: проблематический и прогностический анализ, рекомендации // Муниципальная академия. — 2021. — № 1. — С. 44-53; То же. — URL: http://journal-rma.ru/storage/app/media/1_21_6.pdf (дата обращения: 27.05.2021). — Текст: электронный.
Проанализировано текущее состояние местного самоуправления в России как неотъемлемого элемента демократического, правового государства и одного из основных институтов гражданского общества. Оценка состояния изучаемого феномена проведена автором с учетом последних конституционных изменений и законодательных новелл. Определены основные тенденции и перспективы развития местного самоуправления в российских условиях в рамках установившейся модели МСУ смешанного типа. Выявлены значимые проблемы в сфере развития МСУ и сформулированы рекомендации по их преодолению в ближайшей перспективе. Выдвинутые автором предложения могут рассматриваться как конкретные шаги и направления для создания необходимого курса инновационной трансформации МСУ, в том числе в контексте реализации национальных проектов как важнейших инструментов развития российского государства в стратегическом контексте.

Приходько, Т. В. Местное самоуправление в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года / Т. В. Приходько, О. В. Федорова // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2021. — № 1. — С. 16-19; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Проводится критический анализ предложенных изменений главы 8 Конституции РФ, посвященной местному самоуправлению. Отмечается необходимость обращения к двойственной природе местного самоуправления. Делается вывод об угрозе вмешательства в гарантии местного самоуправления со стороны государственных органов власти, предлагается механизм участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления.

Территориальная организация местного самоуправления

Булах, Е. В. Формы функционирования местного сообщества в рамках территориального общественного самоуправления на территории муниципальных образований Российской Федерации / Е. В. Булах, Т. П. Леоненко, В. Г. Цой // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2021. — № 1. — С. 34-42; То же. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44851744 (дата обращения: 01.07.2021). — Текст: электронный.
Исследуется территориальное общественное самоуправление как одна из наиболее актуальных форм функционирования местного сообщества. Особый научный интерес к ней обусловлен исключительной ее способностью к самоорганизации, позволяющей реализовывать потенциал граждан в решении вопросов местного значения. Представлен анализ двух основных тенденций формирования системы и структуры ТОС административной и инициативной и их организационного потенциала.

Экономическая основа местного самоуправления

Куцури, Г. Н. Организация финансового контроля в муниципальном образовании / Г. Н. Куцури, Н. Д. Эриашвили, Т. Ш. Тиникашвили // Аудиторские ведомости. — 2021. — № 2. — С. 52-55. — Текст: непосредственный.
Рассматривается финансовый контроль, реализуемый на всех уровнях бюджетной системы страны. Он классифицируется по формам, видам и методам осуществления и направлен на предупреждение бюджетных и налоговых правонарушений.

Лупенко, И. Ю. Экономическая основа местного самоуправления как институт муниципального права / И. Ю. Лупенко, Ц. С. Дондоков // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 1. — С. 49-52; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Анализируются понятие и элементы экономической основы местного самоуправления как института муниципального права, включающего нормы законов и подзаконных актов, в том числе муниципальных, регламентирующих общественные отношения по поводу реализации муниципальным образованием полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета и имущественных прав.

Непосредственное осуществление самоуправления

Смертина, Ю. Р. Обращения граждан как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления // Молодые ученые России : сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях. — Пенза, 2021. — С. 203-205; То же. — URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=46122576 (дата обращения: 28.06.2021). — Текст: электронный.
Описан понятийный аппарат, используемый в законодательстве, проанализированы основные проблемы обращения граждан в органы местного самоуправления, предложены пути их решения.

Филоненко, В. Как жители могут повлиять на расходы местных бюджетов // Российская Федерация. — 2021. — № 4. — С. 52-55 — Текст: непосредственный.
С 1 января вступил в силу закон, позволяющий жителям городов и поселков влиять на распределение средств местных бюджетов. Теперь они могут сами решать, на что потратить муниципальные деньги в первую очередь. При этом россияне получили возможность активно включаться в процесс своим рублем, направляя деньги на конкретный проект благоустройства.

Органы местного самоуправления

Андреечев, И. С. Развитие конституционного принципа участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 2. — С. 16-20; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Представлены подходы к развитию законодательства по участию органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления.

Рубашкин, В. В. Полномочия органов местного самоуправления по заключению договоров доверительного управления имуществом безвестно отсутствующих граждан: спорные аспекты правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2021. — № 2. — С. 77-80. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Рассматривается проблема правового регулирования порядка заключения договоров доверительного управления имуществом безвестно отсутствующих граждан. Анализируются полномочия органов местного самоуправления по заключению таких договоров. Выявлены пробелы в правовом регулировании заключения договоров доверительного управления имуществом. Автор обращает внимание на спорные моменты и противоречия в действующих муниципальных нормативно-правовых актах.

Семенов, М. И. Проблемы совершенствования процессуальных основ временной государственной администрации и досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления по решению государственных органов // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2021. — № 1. — С. 6-10; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Исследованы проблемы совершенствования процессуальных основ введения временной государственной финансовой администрации в отношении местного самоуправления. При регулировании процессуально-правовой составляющей в механизме государственного вмешательства в местное самоуправление законодатель может отдать предпочтение исчерпывающему федеральному регулированию либо дифференцированному подходу, при котором процедуры регламентируются одновременно федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов РФ. В статье доказано, что более предпочтительным является второй подход.

Тропина, Д. В. К вопросу о роли органов местного самоуправления в развитии сельского хозяйства // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 3. — С. 27-29; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Раскрываются проблемы разграничения государственных полномочий и полномочий органов местного самоуправления в области сельского хозяйства, проблемы правового регулирования деятельности органов местного самоуправления по содействию и созданию условий для развития сельскохозяйственного производства. Анализируется опыт различных муниципальных образований по разработке и внедрению муниципальных программ развития сельского хозяйства на отдельно взятой территории.

Вопросы местного значения

Дегтярева, Л. Н. Некоторые проблемы и противоречия в применении законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях / Л. Н. Дегтярева, Н. М. Дудин // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 1. — С. 26-29; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Обозначены основные вопросы, связанные с применением законодательства о муниципальной службе в муниципальных образованиях. Обобщаются существующие варианты и способы решения проблемы кадровой политики на местном уровне.

Новрузова, О. Б. Правовые основы участия граждан в решении вопросов местного значения / О. Б. Новрузова, П. Е. Снегирева // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 3. — С. 22-26. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Рассматривается участие граждан в разрешении вопросов местного значения. Анализируется существующий объем и содержание полномочий в сфере осуществления местного самоуправления. Определяется место и значение данного права в системе правовых норм. Рассмотрен перечень источников, оказывающих влияние на становление и функционирование данных полномочий, в том числе правовые позиции Конституционного Суда РФ по изучаемому вопросу. Обобщается смысл основных конституционных поправок в данной сфере правоотношений.

Родикова, В. А. Злоупотребление публичных образований правом на самозащиту: «крайняя необходимость» как триггер вероятной коррупции // Российская юстиция. — 2021. — № 5. — С. 47-56. — Текст: непосредственный.
В нетривиальном ракурсе исследуются отдельные положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ как пример характерного злоупотребления публичными образованиями своим правом на самозащиту в порядке крайней необходимости, предусмотренном гражданским законодательством.

Черкасова, М. А. Роль социального краудсорсинга в процессах трансформации института народовластия // Муниципальная академия. — 2021. — № 1. — С. 62-66; То же. — URL: http://journal-rma.ru/storage/app/media/1_21_6.pdf (дата обращения: 27.05.2021). — Текст: электронный.
Отражены перспективы процессов трансформации института народовластия в условиях использования технологий краудсорсинга. Характеризуется концепция гражданского цифрового активизма как формы деятельности и инициативности граждан, ориентированной на решение проблем и задач местного сообщества и вопросы развития локальной территории. Дается определение краудсорсинга, перечисляются его основные задачи и платформа для открытых инноваций. Делается вывод о преимуществах краудсорсинга в решении различных общественных задач силами граждан на безвозмездной основе.

Социальная сфера

Матулов, Б. Н. Социальная компетенция местного самоуправления: формирование и содержание // Государственная власть и местное самоуправление. — 2020. — № 3. — С. 26-31; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Анализируется значимость социальной компетенции местного самоуправления, исследуется новейшая история ее формирования, оценивается ее содержательное наполнение. Рассматривается соотношение вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления, представлена компетенция каждого типа муниципальных образований, а также блоки вопросов, отнесенных к социальной компетенции местного самоуправления.

Профилактика терроризма и экстремизма

Храмцов, А. Б. Профилактика экстремизма и обеспечение межконфессионального согласия как направление работы органов государственной власти и общественных объединений в субъектах России (опыт Тюменской области) // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 1. — С. 17-21; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Рассмотрен опыт работы органов государственной власти и общественных объединений Тюменской области по профилактике экстремизма и обеспечению межконфессионального согласия на территории региона. За последние годы здесь создана эффективная система противодействия экстремизму. Определены ключевые органы власти и их компетенция в этой сфере, в частности, по разработке и реализации профилактических, патриотических, воспитательных и пропагандистских мер. Отмечено, что, несмотря на интенсивный миграционный поток, социально-политическая ситуация в регионе стабильна и управляема.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц

Соломинская, Е. В. Ответственность органов и должностных лиц органов местного самоуправления // Студенческий вестник. — 2021. — № 18 (163). — С. 83-85; То же. — URL: https://studvestnik.ru/archive2/vestnik/18(163_3).pdf (дата обращения: 01.07.2021) — Текст: электронный.
Рассматривается понятие ответственности в муниципальном праве как наступление неблагоприятных правовых последствий для субъектов муниципальных правоотношений в результате принятия ими противоправных решений или ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Перечисляются виды ответственности, которую могут нести органы МСУ за свои действия.

Противодействие коррупции

Шорохов, В. Е. Противодействие коррупции в современной России: государственный и муниципальный уровень / В. Е. Шорохов, П. А. Попов // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 1. — С. 53-57; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Анализируются понятие «коррупция» и способы противодействия этому явлению в современной России. Рассматриваются тенденции развития федерального антикоррупционного законодательства и региональные практики правового регулирования в этой сфере. Подчеркивается специфика организации антикоррупционных механизмов на уровне местного самоуправления и перспективность использования отдельных превентивных мер.

Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления

Бычкова, Е. И. Некоторые аспекты совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления со следственными органами Следственного комитета Российской Федерации // Российский следователь. — 2021. — № 4. — С. 17-19. — Текст: непосредственный.
Отмечаются основные проблемы взаимодействия следственных органов Следственного комитета Российской Федерации с органами местного самоуправления, возникающие в связи с недостаточной теоретической и правовой проработанностью данного вопроса. Авторы предлагают пути совершенствования правовой основы такого взаимодействия, основываясь на следственной и судебной практике.

Раскина, Т. Надзор за исполнением законов в сфере профилактики правонарушений органами местного самоуправления // Законность. — 2021. — № 4. — С. 10-13. — Текст: непосредственный.
Рассматривается реализация надзора за органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах предоставленной законом компетенции прав по принятию муниципальных правовых актов в сфере профилактики правонарушений.

Семьянова, Л. Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества // Законность. — 2021. — № 4. — С. 16-20. — Текст: непосредственный.
Взаимодействие с органами местного самоуправления продолжает оставаться одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры, позволяющим эффективно осуществлять надзор в различных сферах правоотношений и влиять на состояние законности в стране.

Опыт регионов РФ

Нерубенко, С. Ф. Методические рекомендации органам местного самоуправления и работодателям по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время на предприятиях бюджетного и внебюджетного сектора экономики Белгородской области / С. Ф. Нерубенко, Т. В. Молотова // Инспектор по делам несовершеннолетних. — 2021. — № 4. — С. 38-43; № 5. — С. 26-30; № 6. — С. 32-38. — Текст: непосредственный.
Представлены методические рекомендации, разработанные для оказания содействия и правовой помощи руководителям организаций и учреждений Белгородской области при временном трудоустройстве граждан в возрасте с 14 до 18 лет, а также для предотвращения нарушений трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.

Федорова, О. В. Дуализм правовой природы местного самоуправления в контексте конституционной реформы Российской Федерации (на примере местного самоуправления в городе Новосибирске) // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 1. — С. 22-25; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Рассматривается двойственность правовой природы местного самоуправления на примере города Новосибирска. Анализируется сущность местного самоуправления как публичной власти муниципального образования и как института гражданского общества. Обосновывается необходимость наличия у органов местного самоуправления властных, императивных полномочий. Изучены правовые, организационные основы осуществления населением города Новосибирска права на участие в управлении делами муниципального образования, на решение вопросов местного значения посредством реализации гражданских инициатив. Проанализированы формы непосредственной демократии: наказы избирателей депутатам, обращения граждан в органы местного самоуправления, участие граждан в сессиях представительного органа муниципального образования.

Местное самоуправление за рубежом

Мититюк, В. М. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в Финляндии // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 1. — С. 58-60; То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.
Анализируются характерные особенности, присущие развитию местного самоуправления в Финляндии. Делается вывод о продуктивном влиянии местных властей на развитие государства. Особое внимание уделяется Ассоциации местных и региональных властей Финляндии, которая оказывает необходимую помощь и защиту муниципалитетам. Делается вывод, что тесный контакт местных властей с жителями коммун оказывает положительное влияние не только на развитие муниципалитетов, но и на экономическое развитие всего государства.

Список журналов

Аудиторские ведомости. — 2021. — № 2.

Вестник Забайкальского государственного университета. — 2021. — № 1.

Государственная власть и местное самоуправление. — 2020. — № 3; 2021. — № 1, 2, 3.

Законность. — 2021. — № 4.

Инспектор по делам несовершеннолетних. — 2021. — № 4, 5, 6.

Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 2, 3.

Муниципальная академия.— 2021. — № 1.

Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2021. — № 1, 2, 3.

Студенческий вестник. — 2021. — № 18 (163).

Российская Федерация. — 2021. — № 4.

Российская юстиция. — 2021. — № 5.

Российский следователь.— 2021. — № 4.

 

Составитель: Доронина Д.С.,
ведущий библиотекарь отдела «ПЦПИ»

Ответственный за выпуск: Наумова И.М.
зав. отделом «ПЦПИ»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!