У истоков отечественной моды. Надежда Ламанова: к 160-летию со дня рождения

«Та богиня — мраморная, нарядить — от Ламановой», – так написала в 1924 году Марина Цветаева. Сто лет назад ее имя для любой уважающей себя российской модницы значило столько же, сколько названия ведущих парижских модных домов: стиль, роскошь, безупречный вкус и необыкновенную красоту. Ее модели вызывали восхищение в Европе. В России она считалась основательницей новой пролетарской моды. За свою жизнь она шила для всех — от монархов до крестьян, и каждое ее творение было настоящим произведением искусства

Портрет Надежды Петровны Ламановой. Худ. В.А. Серов. 1911 г.

Портрет Надежды Петровны Ламановой. Худ. В.А. Серов. 1911 г.

В 2021 году исполняется 160 лет со дня рождения Надежды Петровны Ламановой — известного художника-модельера. Она сумела воплотить свой талант и в царской России, и при Советской власти.

Нижегородский период

Село Шутилово

Село Шутилово

Надежда Петровна родилась 14 декабря 1861 года в селе Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Она была старшим ребенком в семье Петра Михайловича Ламанова, потомственного дворянина, и его супруги Надежды Александровны. У Нади было еще четыре младших сестры.

Из Шутилова семья переехала в Нижний Новгород, где в 1878 году Надежда окончила Нижегородскую Мариинскую гимназию со званием учительницы географии. Гимназия располагалась на улице Ильинской.

Здание гимназии

Здание гимназии

Известны некоторые адреса проживания семьи Ламановых в Нижнем Новгороде. Сначала они жили на улице Большой Покровской.

Ул. Пискунова, д. 16 / Алексеевская, д. 6

Ул. Большая Покровская была местом, где концентрировались модные магазины и ателье

Потом переехали на Осыпную улицу (ныне улица Пискунова), в номера Бубнова (бывший Дом крестьянина).

Ул. Пискунова, д. 16 / Алексеевская, д. 6

Ул. Пискунова, д. 16 / Алексеевская, д. 6

Позднее Петр Михайлович служил исправником в Ардатовском, а затем в Балахнинском уездах.

Литература

Жизнь и быт нижегородцев. [Конец XIX – начало XX века]. — Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2016 г. — 215 с.: ил. — (Нижегородское культурное наследие).

Кр3010.3 окл

Нижегородская Мариинская женская гимназия: 1913 учебный год. — Paris : Изд. фирмы С. Случанский и сын в Париже, 1913 г. — [24] с.: [12] л. фот.

К1735.2

Отчет о состоянии Нижегородской женской гимназии за 1871 год. — [Нижний Новгород] : б. и., [1871]. — 13 с.

К1364.1

Федоров, В. Архитектор моды // Земля нижегородская. — 2016. — № 15, 16, 17.

Г1839

Чуркин, И. Дворяночка из Шутилова: страницы детства Надежды Ламановой // Новая книга России. — 2016. — № 10. — С. 52-57.

р11723.3

Шамшурин, В. А. Музы Приалатырья / В. А. Шамшурин, В. Алексеев // У истока Алатыря: книга о заводе, городе и районе / В. А. Шамшурин, В. Алексеев. — Нижний Новгород, 2003. — С. [56-79].

А17410 окл

Шамшурин, В. А. Надежда Ламанова: 1861-1941 / В. А. Шамшурин // Нижегородский край. Именитые земляки и гости. — Нижний Новгород, 2005. — С. 92-93.

А15593 окл

Гений в юбке

Я только оформляю модель, какой она мне видится! Шить — это не мое дело. Ведь архитектор, создавая здание, не станет носить на своем горбу кирпичи, его не заставишь вставлять стекла в оконные рамы — для этого существуют подмастерья…

Н.П. Ламанова

В конце 1880-х годов родители умерли. Смерть родителей и забота о младших сестрах — главная причина, по которой Надежда Петровна переехала в Москву и в течение двух лет училась на закройщицу в школе кройки и шитья Ольги Суворовой

Выкройка дамской рубашки

Выкройка дамской рубашки

В 1879 году Надежда начала работать моделистом в мастерской известной портнихи Т.С. Войткевич и стала настолько популярна, что спустя шесть лет открыла собственную мастерскую в Хлыновском переулке.

Москва, вид на Хлыновский тупик. 1914 г.

Москва, вид на Хлыновский тупик. 1914 г.

Индивидуальный подход и умение создавать платье на любую фигуру, представляя даму в самом выгодном свете, привлекало в ее мастерскую знатных и состоятельных особ.

Платье визитное из сукна бежевого цвета

Платье визитное из сукна бежевого цвета

«Эскизы» она создавала прямо по фигуре клиентки, используя метод «наколки» – муляжный прием конструирования. Заказчицы говорили: «Она истиранит вас примерками, но платье получится, как из Парижа».

Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и черного машинного кружева

Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и черного машинного кружева

Клиентки были готовы не только заплатить баснословные деньги за наряд, но и терпеть длительные многочасовые примерки. Ламанова не разрешала им вмешиваться в творческий процесс, за что снискала славу диктатора. Это никак не уменьшало желание модниц заполучить «то самое платье от Ламановой».

Платье вечернее черного машинного кружева

Платье вечернее черного машинного кружева

Подолгу и пристально Надежда Петровна изучала модель, прежде чем соглашалась облечь ее в одежды своего покроя. Она придирчиво осматривала фигуру, вдохновенно обволакивала ее тканью, драпируя в складки, и все это закалывала булавками.

Литература

Абрасулина, Н. Надежда Петровна Ламанова // Сто памятных дат 1986: художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. — Москва, 1985. — С. 293-296.
Вф64836

Вострикова, О. Высокая мода Надежды Ламановой // Юный художник. — 2003. — № 7. — С. 29-31.
р6950.3

Глодзинский, К. Новейшая практическая и упрощенная метода кройки белья мужского, дамского и детского / К. Глодзинский. — 2-е изд., вновь обраб. и увелич. — Москва : изд. авт., [1888]. — 58, [2] с.: черт.

5673 хр

Пикуль, В. Закройных дел мастерица / В. Пикуль // Исторические миниатюры: в 2 т. / В. Пикуль. —  Москва, 1991. — Т. 2. — С. 418-422.
Вф154102

Саночки, С. «Отламановое» платье: более 120 лет назад в Москве открылась мастерская создательницы русской модной школы XX века [Н. И. Ламановой, уроженки Нижегородской губ.] // Профсоюзы. — 2007. — № 3. — С. 39-41.
р11985.2

Сундквист, О. Новая практическая и первая научная метода кройки дамского, детского и верхнего платья всех фасонов: руководство-самоучитель для легкого и скорого, без всякой посторон. помощи, изуч. самой правил. основат. кройки / сост. спец. учителя кройки Оскар Сундквист и Мария Лазарева. — Москва : К. А. Казначеев, 1892. — XVI, 180 с.
161462 хр

Чеботарь, С. Надежда Ламанова. Надежда русской моды / С. Чеботарь // Власть женщин / С. Чеботарь. — Москва, 2010. — С. 234-251

     

Вх45729 аб

Поставщица императорского двора

Мода нивелирует людей, не считаясь c особенностями и с недостатками их телосложения. Но всякий человек, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным.
Н.П. Ламанова

В 1898 году Надежде Петровне было присвоено звание «Поставщица Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны». А в 1904 году она удостоилась чести носить еще более почетное звание — «Поставщица Двора Ея Императорского Величества».

Поставщица Двора Ея Императорского Величества

В 1903 году в Зимнем дворце состоялся самый роскошный в истории семьи Романовых костюмированный русский бал-маскарад, приуроченный к 290-летию Дома Романовых. Некоторые наряды изготавливались в мастерской Н.П. Ламановой. Костюм Елизаветы Федоровны, вероятнее всего, был сшит в ее мастерской.

Костюм Елизаветы Федоровны

Костюм Елизаветы Федоровны

Для Варвары Александровны Долгорукой она создала праздничный девичий костюм боярышни XVII века, характерный для Нижегородской губернии.

Фрейлина княжна Варвара Долгорукая в костюме боярышни XVII века. Мастерская Н.П. Ламановой. 1903 г.

Фрейлина княжна Варвара Долгорукая в костюме боярышни XVII века. Мастерская Н.П. Ламановой. 1903 г.

Летник платья боярыни, созданного для Софьи Ферзен, урожденной княжны Долгорукой, украшен золотным шитьем, характерным для Городецкого уезда Нижегородской губернии.

Графиня Софья Ферзен в маскарадном костюме боярыни XVII века. Мастерская Н.П. Ламановой. 1903 г.

Графиня Софья Ферзен в маскарадном костюме боярыни XVII века. Мастерская Н.П. Ламановой. 1903 г.

Фрагмент вышивки платка. Городец. XIX в.

Фрагмент вышивки платка. Городец. XIX в.

Ламанова создавала наряды для светских дам, таких как княгиня Мария Павловна и Евфимия Носова.

Портрет Евфимии Носовой (платье мастерской Н. Ламановой). Худ. К. Сомов. 1911 г.

Портрет Евфимии Носовой (платье мастерской Н. Ламановой). Худ. К. Сомов. 1911 г.

В ее вечерних платьях блистали актрисы Ольга Книппер-Чехова, Вера Холодная, балерины Тамара Карсавина и Екатерина Гельцер. Известная актриса МХТ Мария Ермолова позировала художнику Валентину Серову в платье от Ламановой

Портрет М.Н. Ермоловой. Худ. Валентин Серов. 1905 г.

Портрет М.Н. Ермоловой. Худ. Валентин Серов. 1905 г.

В 1908 году Надежда Петровна приобрела участок на Тверском бульваре, где по проекту архитектора Лазарева был возведен 4-этажный дом (Тверской бульвар, 10). Кроме жилых помещений для семьи и служащих, в доме размещалось ателье с пошивочным цехом, демонстрационным залом, школой портновского дела и общего образования.

Москва, Тверской бульвар, 10

Москва, Тверской бульвар, 10

Литература

Донская, О. В. Надежда Ламанова — первый русский модельер // Человек. — 2012. — № 1. — С. 94-104.

р11845.2

Захарова, О. Ю. Русский бал XVIII – начала XX века: танцы, костюмы, символика / О. Захарова. — Москва : Центрполиграф, 2011. — 446 с.

     

Вх38645 хр

Кудрявцева, Т. Модистка Ее Величества // Нижегородская правда. — 2010. — 4 марта. — С. 28.

Г421

Маршева, И. В. Ткачество и вышивка Нижегородского края / И. В. Маршева. — Нижний Новгород : Литера, 2010 г. — 160 с.: ил. — (Библиотека им. И. П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»).

Кр29245.2 окл

Матвеева, И. Закройных дел мастерица // Нижегородская правда. — 2014. — 3 июля. — С. 23.
Г421

Назарова, А. Костюмы от кутюр // Патриоты Нижнего. — 2016. — № 46. — С. 11.
Г3867

Овсянникова, И. Имя мастера вдохновляет // Земля нижегородская. — 2017. — 29 дек. — С. 9.
Г1839

Первая через годы // Земля нижегородская. — 2016. — 9 дек. — С. 12.
Г1839

Радвила, В. «Секрет успеха» Надежды Ламановой: нижегородка шила платья для императрицы // МК в Нижнем Новгороде. — 2017. — № 4 (18-25 янв.). — С. 17.
Г2799

Севрюгина, О. Сквозь шелк и кружева // Нижегородская правда. — 2016. — 24 нояб. — С. 16.
Г421

Федоров, В. В. Архитектор моды: «платье от Ламановой» было мечтой всех великосветских модниц / В. В. Федоров // Жизни светлые родники: документальные очерки / В. В. Федоров. — Нижний Новгород, 2016. — С. 39-61.
Кр3416.3 окл

Покорение Европы

Париж дает нам только фасон, но этого еще мало, чтобы человек был красив, а фасон — лишь придаток моды. Однако люди-то все разные, и что идет одному, то на другом сидит как на корове седло… Нет уж! Людей надобно одевать каждого по-разному, соответственно их привычкам, их характеру, их фигуре… Особенно — женщину, которая самой природой назначена украшать человеческое общество
Н.П. Ламанова

В начале XX века слава Надежды Ламановой достигла Европы: в 1902 году она впервые принимает участие в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. Есть даже такая легенда, пока не нашедшая подтверждения, что все ее работы скупил Чарльз Ворт — самое громкое имя мировой моды, одевавший все европейские королевские дворы. С тех пор она не раз демонстрировала свои туалеты за рубежом, и каждый раз с неизменным успехом.

Чарльз Фредерик Уорт (1825-1895)

Чарльз Фредерик Уорт (1825-1895)

Продолжая познавать моду, Надежда Петровна несколько раз в сезон ездила в Париж, где познакомилась с известным кутюрье Полем Пуаре.

Поль Пуаре (1879-1944)

Поль Пуаре (1879-1944)

Знакомство переросло в продолжительную дружбу. В 1911 году Ламанова пригласила модельера в Россию, где он демонстрировал свою коллекцию в ее доме. Они были новаторами в области моды, начав шить туалеты, к которым не требовался корсет.

Платья, к которым не требовался корсет

Платья, к которым не требовался корсет

Их дружба продолжалась многие годы. «Ламанова была выдающейся портнихой и в то же время стала моей дорогой подругой. Это она мне открыла очарование Москвы — этих драгоценных ворот в Азию…», — вспоминал о ней Пуаре спустя много лет.

Литература

Степанов, С. Мы покорим Париж своей российской модой // Нижегородский рабочий. — 1993. — 15 сент. — С. 6.
Г435

Стриженова, Т. Судьба Надежды Ламановой // Журнал мод. — 1989. — № 4. — С. 40, 41.
р1631.3

Терехов, Б. Закройщица из Нижнего, которой рукоплескали парижские кутюрье // Нижегородская правда. — 1991. — 18 сент.
Г421

Модельер, которому верил Станиславский

Только через искусство мы можем прийти к созданию новых лучших форм жизни. Оно должно проникнуть во все области жизненного обихода, развивая художественный вкус и чутье в массах. Одежда является одним из наиболее подходящих проводников.
Н.П. Ламанова.

В 1901 году К.С. Станиславский пригласил Надежду Петровну в Московский Художественный театр для создания костюмов к спектаклям «В мечтах» и «Вишневый сад».

К.С. Станиславский (1863-1938)

К.С. Станиславский (1863-1938)

Режиссер сам представил нового художника по костюмам труппе: «Это второй Шаляпин в своем деле! Талант! Самородок!». Константин Сергеевич работал с Надеждой Петровной на протяжении сорока лет и не уставал расточать комплименты ее таланту: «Ламанова — большая художница, она для каждого костюма будет искать не шаблонных и модных, а индивидуальных приемов шитья». По воспоминаниям современников, после спектакля он «вставал со своего режиссерского места и шел через весь зал навстречу Надежде Петровне и целовал ей руки, благодаря за блестящее выполнение костюмов. И тут же говорил, что Надежда Петровна — великий художник костюма, как скульптор, она знает анатомию и умеет великолепно приспособить тело актера к телу образа».

«Вишневый сад» А.П. Чехова. Московский художественный театр

«Вишневый сад» А.П. Чехова. Московский художественный театр

Кроме собственных работ, Надежда Петровна выполняла костюмы к спектаклям по эскизам известных художников, таких как Л.С. Бакст, А.Я. Головин.

В эти годы Ламанова считалась незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма.

Надежда Петровна была первой художницей по костюмам в истории советского кино. Она создала костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Аэлита».

Сцена из кинофильма «Аэлита»

Сцена из кинофильма «Аэлита»

С 1921 года модельер работала в театре им. Вахтангова.

Литература

Горчаков, Н. М. Режиссерские уроки Вахтангова / Н. М. Горчаков. — Москва : Искусство, 1957 г. — 192 с., ил. (Рис. 37)
К83037.2 чз

Ламанова Надежда Петровна // Большая российская энциклопедия. — Москва, 2010. — Т. 16. — С. 632.
А17755 ибо

Ламанова (Каютова) Надежда Петровна (1861-1941) // Московская энциклопедия. — Москва, 2008. — Т. 1: Лица Москвы, кн. 2. И-М. — С. 377.
63946.3 хр

Головко, К. Я актриса… // Вопросы театра = Proscaenium. — 2011. — № 3/4. — С. 307-340.
р12855.2

Ламанова Надежда Петровна (1861-1941) // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — Москва, 2002. — Т. 2. — С. 331.
А16715 ибо

Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах: 1898-1938. — Москва : Издание Московского ордена Ленина Художественного Академического театра Союза ССР им. М. Горького, 1938 г. — 758 с.: ил.

025705 цф

Московский художественный театр в иллюстрациях и документах. — Москва : Издание Московского ордена Ленина Художественного Академического театра Союза ССР им. М. Горького, 1945 г. — 316 с.: ил.
Ц8540.1 цф

Смирнов-Несвицкий, Ю. А. Вахтангов / Ю. А. Смирнов-Несвицкий. — Ленинград : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1987. — 248 с.: ил.
Вф91198

С нее началась мода в советской России

Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких масштабах проводить их в жизнь.
Н.П. Ламанова

После Октябрьской революции Ламанова осталась на Родине. По ее инициативе в 1919 году была организована Мастерская современного костюма, где создавалась новая рабоче-крестьянская мода. «Сделать одежду целесообразной и красивой — значит сделать жизнь… широких слоев населения тоже более удобной и красивой», — писала она в одной из своих теоретических статей

Костюмы мастерской Н.П. Ламановой

Костюмы мастерской Н.П. Ламановой

В 1922 году она стала членом Академии художественных наук. В 1923 году был создан «Центр по становлению нового советского костюма», переименованный затем в «Ателье мод», в котором вместе с Надеждой Петровной работала известный скульптор Вера Игнатьевна Мухина. Их дружба продолжалась многие годы.

В.И. Мухина (1889-1953)

В.И. Мухина (1889-1953)

В этот период Надежда Петровна создавала не только модели повседневной одежды, но и платья по идеям народного русского костюма.

Платья по мотивам народного русского костюма

Платья по мотивам народного русского костюма

В 1925 году вместе с Верой Мухиной они издали альбом «Искусство в быту», где были представлены простые модели одежды, сшить которые смогла бы любая женщина. В 1926-1927 годах художник создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера, за что на юбилейной Выставке искусств народов СССР получила отзыв признательности.

Модель по мотивам творчества народов Севера

Модель по мотивам творчества народов Севера

В 1928 году, совместно с Кустарной группой Декоративного комитета Государственной академии художественных наук, Надежда Петровна организовала выставку «Кустарная ткань и вышивка в современной женской одежде», где демонстрировались модели, созданные из кустарных тканей деревенской работы.

Модели из льняных кустарных тканей и вологодских кружев

Модели из льняных кустарных тканей и вологодских кружев

На стенах выставочного зала были развешаны тезисы ее теоретической программы: «Для чего делается костюм — его материал. Для кого он делается — фигура. Как он делается — его форма…» Ее рекомендации по моделированию одежды публиковались на страницах журналов «Красная Нива» и «Женский журнал».

«Женский журнал»

«Женский журнал»

Литература

Беляева-Экземплярская, С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия / С. Н. Беляева-Экземплярская. — Москва, Ленинград : Гизлегпром, 1934. — 103 с.: ил.

146766.2

Искусство в современной одежде // Красная Нива. — 1923. — № 52. — С. 27.
р1722.3

Ламанова, Н. Иностранная мода; Русская мода // Красная Нива. — 1923. — № 30. — С. 32. 

р1722.3

Ламанова, Н. О костюме // Женский журнал. — 1926. — № 1. — С. 16-17.

               

р1998.4

Ламанова, Н. О современном костюме // Красная Нива. — 1924. — № 27. — С. 662-663.

р1722.3

Экстер, А. Простота и практичность в одежде; Современная одежда // Красная Нива. — 1923. — № 21.  — С. 31.

р1722.3

И снова успех в Европе

Моя работа заключается в создании моделей современной женской одежды, причем я всегда стремилась проводить в своих моделях простоту и логичность, исходя в этих исканиях главным образом от материала…
Н.П. Ламанова

В 1924 году Лиля Брик, муза поэта В.В. Маяковского, хозяйка известного литературно-художественного салона, привезла в Париж два десятка платьев, сшитых Надеждой Петровной.

Л. Брик и Э. Триоле в платьях от Н. Ламановой. Париж. 1925 г.

Л. Брик и Э. Триоле в платьях от Н. Ламановой. Париж. 1925 г. 

В мировой столице моды высоко оценили ее работы. Она получила приглашение участвовать в Парижской международной промышленной выставке 1925 года. В соавторстве с Верой Мухиной была создана коллекция авангардных моделей женской одежды — платья рубашечного типа, украшенные традиционной русской вышивкой. Каждому костюму соответствовали свой головной убор, сумка, украшения. Аксессуары выполнялись из самых простых и необычных материалов: сумки из бечевки, шнура, вышитого холста; бусы из дерева, камешков, хлебного мякиша. Ансамбли, выполненные в стиле «a la russe», отличались безупречным вкусом и необыкновенным мастерством исполнения. Они получили Гран-при за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением. Надо было поразить французов в самое сердце, чтобы в те годы в столице моды пальму первенства отдали советским художницам.

Модель Ламановой, получившая на Всемирной выставке в Париже в 1925 г. Гран-при за национальную самобытность

Модель Ламановой, получившая на Всемирной выставке в Париже в 1925 г. Гран-при за национальную самобытность

Ламанова также создала коллекции для международных выставок в Лейпциге (1930) и Нью-Йорке (1928-1929).

Литература

Адреева, И. Великая портниха // Советская культура. — 1986. — 27 дек. — С. 8.
Г1537

Мунтян, Е. Платье от Ламановой // Крестьянка. — 2002. — № 9. — С. 50-53.
р1675.3

Сергеенко, В. Гений русского кутюра: от императорского двора до массовой моды // Библиотечное дело. — 2011. — № 24. — С. 16-18.
р11785.3

Русский стиль

Костюм есть одно из самых чутких проявлений общественного быта и психологии. Одежда является как бы логическим продолжением нашего тела, у нее свое служебное назначение, связанное с нашим образом жизни и с нашей работой. Костюм должен не только не мешать человеку, но даже и помогать ему жить, радоваться, горевать и трудиться…
Н.П. Ламанова

15 октября 1941 года Надежда Петровна умерла по дороге из театра домой в возрасте 79 лет. Ее похоронили в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Творческое наследие Ламановой является основой Русской школы искусства костюма. Разработанный ей прямолинейный крой стал в дальнейшем основой не только костюмов начала XX века, но и творческим источником для создателей моды XXI века. Многие современные модельеры используют этот метод кроя при создании своих коллекций. Творчество Ламановой способствовало развитию «Русского стиля» в Европе. Ярким примером могут служить работы Поля Пуаре. Коллекция знаменитого французского модельера Ива Сен-Лорана «Русские балеты» (1976) с «крестьянскими блузами», стегаными жакетами, пышными юбками и меховыми шапками и сегодня считается одним из лучших прочтений «Русского стиля».

В настоящее время большое количество работ Надежды Ламановой хранится в собраниях музеев России и мира.

В музее МХАТ

В музее МХАТ

В Нижегородском Литературном музее состоялась выставка театральных костюмов из коллекции Музея МХАТ «Модельер, которому верил Станиславский», посвященная 155-летию со дня рождения Надежды Петровны Ламановой.

В Нижнем Новгороде в «Модном доме Parle» на ул. Сергиевской 8 был открыт Музей дизайна, моды и портновского искусства им. Н.П. Ламановой.

Музей дизайна моды и портновского искусства им. Надежды Ламановой в Нижнем Новгороде

Музей дизайна моды и портновского искусства им. Надежды Ламановой в Нижнем Новгороде

На ее родине в краеведческом музее города Первомайска одна из  экспозиций посвящена ее творчеству

Видеообзор виртуальной выставки можно посмотреть на странице отдела краеведческой литературы в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/video-186610787_456239093

Литература

Барановский, К. Надежда Ламанова. У истоков отечественной моды // Курс-Н. — 2018. — № 42. — С. 8.
Г2291

Маркичева, О. Музей нижегородской моды: в Нижнем Новгороде в модном доме Parle состоялось официальное открытие музея моды, дизайна и портновского искусства имени Надежды Ламановой  // День города. Нижний Новгород. — 2021. — № 77 (22-28 сент.). — С. 11.
Г3401

Плаксунова, О. Архитектор моды  // Патриоты Нижнего. — 2019. — № 16. — С. 13.
Г3867

Савинова, Е. Надежда Ламанова: кутюрье двух эпох // Караван историй. — 2006. — Октябрь. — С. 350-367.
р11794.3

Саломеева, А. Царица стиля // БОСС. — 2009. — № 6. — С. 76-79.
р11309.3

Снегирева, О. В гостях у королевы иглы и нитки // Нижегородская правда. — 2021. — 30 июня. — С. 4.
Г421

Стенякина, Ю. С. Влияние творчества Надежды Петровны Ламановой на развитие русской моды / Ю. С. Стенякина // IV Музруковские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Саров [Нижегор. обл.], 2018. — С. 211-215.
Кр43180.2 окл

Федоров, В. В. Архитектор моды / В. Федоров // Земляки: нижегородский альманах. — Нижний Новгород, 2018. — Вып. 25. — С. 324-341.
Кр33656.1 окл

Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой [Электронный ресурс]. — [2016-2018]. — Режим доступа: http://lamanova.com. (Дата обращения 08.12.2021).

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!