АУТИЗМ. ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ. Выпуск I (2018-2020)

Аннотированный список информационных ресурсов в целях распространения информации о проблеме ментальных нарушений, в т.ч. РАС (расстройства аутистического спектра)

Выпуск I

2018-2020

КНИГИ

  1. Багрий, Я. Т. Цунами детского аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь / Я. Т. Багрий, А. М. Вассерман, А. С. Бураго ; Европейская акад. естеств. наук ; под ред. А. П. Чуприкова. — Москва : Гнозис, 2017. — 389 с.
    В книге приведена актуальная и систематизированная научно-практическая информация о РАС, об их этиологии и патогенезе, об особенностях психического развития детей, страдающих аутизмом. Также представлена целостная система психолого-педагогической коррекции расстройств поведения у детей с РАС, в основу которой включены находки зарубежных и отечественных ученых.

Вх47602

  1. Гринспен, С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер ; пер. с англ. А. А. Ильина-Томича. — Изд. 4-е. — Москва : Теревинф, 2016. — 511 с.
    Впервые на русском языке представлена распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра DIR/Floortime, разработанная профессором Стенли Гринспеном – одним из крупнейших в мире специалистов в этой области. Методика успешно применяется в работе с детьми с самого раннего возраста, с подростками и взрослыми людьми. Занятия проводятся в атмосфере эмоционального контакта, в них участвуют не только специалисты, но и вся семья, и в результате приобретаются навыки общения и мышления, что позволяет особенным детям комфортно чувствовать себя в повседневной жизни.

Вх46262

  1. Каган, В. Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье / В. Е. Каган. — Санкт-Петербург : Фолиант, 1996. — 160 с.
    В семье, с родными людьми, ребенок проводит большую часть своего времени. Трудности родителей аутичных детей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми приемами, методикой проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать словесные и танцевальные упражнения. Такие упражнения можно найти в этой книге. Автор дает рекомендации по устройству повседневной семейной жизни, рассказывает о развитии общения, доверия и сотрудничества.

Мф159694

  1. Лебединская, К. С. Диалектика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — Москва : Просвещение, 1991. — 97 с.
    В книге обобщен опыт научной и практической работы по медико-психолого-педагогической диагностике раннего детского аутизма у детей первых лет жизни. Предложенные авторами методы обследования помогут выявить у детей с самых первых дней жизни нарушения в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер и, возможно, раньше начать коррекционную работу.

Уп215455

  1. Мелия, А. А. Мир аутизма: 16 супергероев / Алексей Мелия. — Москва : Эксмо, 2019. — 326 с. : ил.
    Алексей Мелия, педагог Центра лечебной педагогики «Особое детство», психиатр, в своей книге описывает научные концепции и исследования аутистического мышления Эйгена Блейлера и теорию построения движений Николая Бернштейна. Их Мелия считает особенно полезными для работы социального педагога с особенными детьми (людьми) с расстройствами аутистического спектра. На примере реальных героев, которых все мы можем видеть в нашей повседневной жизни, автор рассказывает о своих подопечных – детях и взрослых с проблемами социальной адаптации, раскрывая внутренний мир каждого из них.

Вх51371

  1. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — 2-е изд., стер. — Москва : Теревинф, 2000. — 333 с. : ил. — (Особый ребенок).
    Книга посвящена одному из сложных нарушений психического развития детей – раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва). Авторы книги удостоены Премии Президента РФ в области образования.

Вх5516

  1. Никольская, О. С. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан. — Москва : Чистые пруды, 2006. — 30 с. — (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Школьный психолог» ; вып. 2 (8)).
    Методическое пособие, автором которого являются Ольга Сергеевна Никольская, доктор психологических наук, известный специалист в области детского аутизма, и учителя школы-лаборатории № 196 г. Москвы Татьяна Фомина и Светлана Цыпотан. Эта работа дает школьным психологам необходимую практическую информацию о том, что можно сделать для ребенка, страдающего аутизмом, который учится в обычном образовательном учреждении, для адаптации в среде своих сверстников.

Вх42649

  1. Толкач, Л. Я спорю с будущим: невыдуманная история семьи, воспитывающей неговорящего аутичного ребенка с необычными способностями / Лариса Толкач. — Москва : АСТ, 2016. — 320 с.
    Это книга об Илье – замечательном ребенке, у которого синдром раннего детского аутизма. Когда Илье было 12 лет, он не умел даже разговаривать. Сейчас Илье за 20, и он окончил массовую школу. Автор книги – Лариса Толкач – обыкновенная женщина, мать, которая благодаря своему мужеству и упорству смогла преодолеть множество трудностей и развить у своего сына способности, о которых они могла когда-то только мечтать. Фиксируя каждый прожитый день, она создала пошаговую программу обучения, которая поможет в развитии многих особенных детей.

Мф178369

  1. Шаталова, С. Я не немая. Я говорю / Соня Шаталова. — Москва : АСТ, 2015. — 157 с. : цв. ил.
    Соня Шаталова говорит, но не вслух. Она страдает тяжелой формой аутизма. Она абсолютно неконтактна. Зато она пишет. Ее стихи, сказки и рассказы завораживают своими образами и смыслами. У Сони врожденная грамотность, фотографическая память и непостижимые познания о нашем мире. Она с прекрасными результатами окончила 11 классов по обычной школьной программе, хотя предварительный диагноз врачей звучал угрожающе: глубокая умственная отсталость. Вот что она говорит о себе: «Меня зовут Соня. Кто я? Человек думающий и пишущий. Да, я не говорю голосом, но это не мешает мне свои слова и мысли и мечты писать для всех. Зачем? Для того, чтобы рассказать, что я вижу внутри своего мира. Хочу, чтобы ты смог понять мой мир и мои чувства. И не только мои, но всех, кто, как я, живет и в своем мире, и в обычном. Ведь мы все – люди». Книга стихов и афоризмов Сони Шаталовой дает надежду даже тяжелобольным аутизмом жить и развиваться.

Мф178425

СТАТЬИ

  1. Аймалетдинова, Н. Р. «Ты и я, мы вместе сможем»: особенности работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра / Н. Р. Аймалетдинова, Н. Ф. Светличная // Практика школьного воспитания. — 2018. — № 3. — С. 35–39.
    Трудности аутичного ребенка заключаются в невозможности организовать себя в пространстве и времени, уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо. Все это делает необходимой специальную работу по организации его жизни в обществе. На данный момент существует немало методик по работе с детьми с РАС. В обзоре приведены основные особенности и направления этой работы.

р12243.2

  1. Аутизм и нарушения развития: архив журнала за 2005–2020. — Текст: электронный // PsyJournals.ru: портал психологических знаний. –– Москва : МГППУ, 2007–2021. — URL: https://psyjournals.ru/autism/ (дата обращения: 16.02.2021).
    Цель журнала – трансляция передового опыта в области оказания комплексной помощи детям с РАС.
  1. Аутизм – это: научно-популярный журнал для всех, кто связан с темой аутизма в жизни или профессии. — Текст: электронный // Благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма «Выход». –– — URL: https://autismjournal.help/ (дата обращения: 18.02.2021).
    Представлен архив русскоязычных аннотаций к международным научным исследованиям в сфере РАС со ссылками на первоисточник, а также международная терминология, персоны, медиа, организации и многое другое.
  1. Беркун, А. В. Ранние признаки детского аутизма в период младенчества // Дефектология. — 2018. — № 4. — С. 67–75.
    На основе анализа ранних видеозаписей выделяются особенности психического развития детей с аутизмом в младенческом возрасте. Подробно рассматриваются ранние формы взаимодействия ребенка с близкими взрослыми. Уточняются трудности общения в разные периоды младенческого возраста, их нарастание к концу первого года жизни, свидетельствующее об искажении психического развития ребенка. Эти данные дополняются подробным анализом двигательной активности ребенка, дающим представление о первых маркерах будущих отклонений в развитии.

р10018.2

  1. Выявление риска расстройства аутистического спектра (РАС) у детей дошкольного возраста / О. И. Таланцева, О. С. Титова, И. В. Овчинникова, Е. Л. Григоренко // Вопросы психологии. — 2019. — № 6. — С. 129–139.
    Описываются основные критерии оценки анализа экспериментов, представлен обзор наиболее широко используемых методов исследований расстройств аутистического спектра у детей.

р8117.2

  1. Гулманова, С. В. Комплексный подход к коррекции психологических проблем семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Коррекционная педагогика. Теория и практика. — 2018. — № 2 (76). — С. 87–90.
    Статья посвящена вопросам изучения психологических проблем семей, воспитывающих детей с РАС. Автором представлена программа психолого-педагогического сопровождения семей, реализация которой осуществлялась в рамках организации родительского клуба.

р12214.3

  1. Завьялова, Е. А. Формирование жизненно важных компетенций у обучающихся с РАС // Практика школьного воспитания. — 2018. — № 3 (108). — С. 43–49.
    Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучении – одна из центральных и наиболее значимых областей образовательной программы. Начальное образование обучающегося с РАС может считаться качественным и удовлетворять требованиям только при условии, если он продвигается по обоим направлениям: начального общего образования и формирования жизненно важных навыков. В статье приводится опыт школы-интерната № 95 Канавинского района Нижнего Новгорода по обучению детей с РАС.

р12243.2

  1. Золина, М. В. Некоторые приемы формирования письменной речи у младших школьников с РАС // Логопед. — 2020. — № 3. — С. 101–103.
    Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Особенно это актуально для младших школьников с расстройством аутистического спектра. Известно, что одним из главных симптомов этого заболевания является отсутствие устной коммуникации. Зачастую письменная речь является единственно возможным вариантом общения.

р12684.2

  1. Колотыгина, Е. А. Основные подходы в обучении и воспитании детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивном образовательном пространстве // Практика школьного воспитания. — 2018. — № 3 (108). — С. 10–15.
    На примере школы № 81 Санкт-Петербурга рассматриваются проблемы обучения детей с РАС в обычной общеобразовательной школе с инклюзивной программой работы.

р12243.2

  1. Колягина, В. Г. Музыкотерапия как средство коррекционно-развивающего воздействия на коммуникацию детей с расстройством аутистического спектра / В. Г. Колягина, Е. Е. Журавкова // Коррекционная педагогика. Теория и практика. — 2020. — № 1 (83). — С. 49–
    В статье обосновывается идея о том, что музыкальная деятельность, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей с РАС, в состоянии улучшить нарушенные и сформировать недостающие ребенку-аутисту функции в разных сферах: эмоциональной, поведенческой, познавательной.

р12214.3

  1. Либлинг, М. М. Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра путем создания «Личного букваря» / М. М. Либлинг, Н. Б. Лаврентьева // Педагогика. — 2018. — № 9. — С. 64–
    В статье представлен специальный метод обучения грамоте детей с РАС, который научно разработан и экспериментально проверен сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО. Метод создания «Личного букваря» учитывает особые образовательные потребности детей с РАС и позволяет формировать у них навыки осмысленного чтения и письма.

р857.2

  1. Лукашенко, О. И. Физическое развитие детей дошкольного возраста с РАС // Логопед. — 2020. — № 4. — С. 104–107.
    В статье рассказывается о роли физических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Приводятся игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве, ловкости, равновесия, навыков лазанья; подвижные, музыкальные и речевые игры на согласование речи и движений.

р12684.2

  1. Михайлова, Л. Индивидуальный подход к детям с аутистическими чертами / Л. Михайлова, С. Лепкович, Л. Коптева // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 5. — С. 57–61.
    В статье рассматривается сущность индивидуального подхода к детям с расстройствами аутистического спектра. При индивидуальном подходе педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни. Приводятся конкретные примеры некоторых форм работы Свердловского дома ребенка.

р6595.2

  1. Петренко, С. Игры с аутичным ребенком / С. Петренко, Е. Сорокина // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 5. — С. 62–70.
    В статье описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помочь ребенку стать более активным в познании мира.

р6595.2

  1. Родимкина, И. А. Индивидуальное занятие для ребенка с РАС с использованием мультисенсорного оборудования / И. А. Родимкина, В. В. Лукинская // Логопед. — 2020. — № 4. — С. 60–64.
    В статье представлено индивидуальное коррекционное занятие для детей с расстройствами аутистического спектра на основе метода сенсорной интеграции с использованием мультисенсорного пособия «Нумикон».

р12684.2

  1. Салтанова, Л. Г. Стимуляция речевой деятельности у детей с РАС // Логопед. — 2020. — № 2. — С. 19–22.
    Для детей с РАС характерно наличие широкого спектра речевых нарушений. Нарушение коммуникации – один из первостепенных диагностических критериев РАС. Он обнаруживается почти у всех детей с аутизмом. В статье практикующего врача-логопеда рассказывается о приемах и опыте коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать речевую деятельность у детей с расстройствами аутистического спектра.

р12684.2

  1. Серебрякова, Ю. В. Развитие речевого высказывания у детей с РАС посредством глобального чтения // Логопед. — 2020. — № 5. — С. 32–37.
    В статье представлены этапы развития глобального чтения. Приведен пример индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком с расстройствами аутистического спектра, направленного на стимуляцию речевого высказывания на уровне простых слов, двухсловной фразы, простого предложения.

р12684.2

  1. Современные технологии в познании механизмов, диагностике и лечении расстройств аутистического спектра : (обзор) / А. И. Федотчев, В. В. Дворянинова, С. Д. Великова, А. А. Земляная // СТМ. Современные технологии в медицине. — 2019. — Т. 11, № 1. — С. 31–39.
    РАС относятся к одним из наиболее распространенных и трудноизлечимых неврологических заболеваний. В обзоре рассмотрены данные последних 5 лет о вкладе современных наукоемких технологий в познание механизмов, диагностику и лечение РАС. Особое внимание уделено возможностям нелекарственного лечения РАС с помощью технологий нейроинтерфейсов и нейробиоуправления. Показаны преимущества разработанного авторами музыкального нейроинтерфейса с комплексной обратной связью от биопотенциалов мозга и сердца, обеспечивающего возможность персонализированного лечения РАС.

р12469.3

  1. Суетина, Л. П. Я смогла, и это здорово! Размышления учителя о включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы // Начальная школа. — 2018. — № 5. — С. 76–78.
    Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду общеобразовательной школы – актуальная проблема российского образования. В нашем обществе – и среди педагогических работников, и среди родителей учеников – не утихают споры на данную тему. Одни приводят аргументы в пользу инклюзивного образования, другие выступают против него. В статье автор делится личным опытом, своими мыслями и впечатлениями по включению ребенка с диагнозом РАС в среду общеобразовательной школы.

р5644.2

  1. Танцюра, С. Ю. Коммуникативное взаимодействие с детьми с аутизмом // Логопед. — 2020. — № 5. — С. 10–15.
    Методики для формирования речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей.

р12684.2

  1. Черенева, Е. А. Программа психокоррекционной работы с родителями агрессивных детей младшего возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) / Е. А. Черенева, Е. А. Володенкова, Н. В. Елтышева // Коррекционная педагогика. Теория и практика. — 2019. — № 2 (80). — С. 52–66.
    Представлены результаты научного исследования в области изучения особенностей формирования агрессии у детей с РАС. Авторы статьи предлагают программу гармонизации детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с РАС. Программа позволяет скорректировать агрессивное поведение у детей и нарушения коммуникации у всех членов семьи.

р12214.3

  1. Шлемко, А. Параллельные миры: практико-ориентированный проект социально-педагогической направленности / А. Шлемко, И. Вельгоша // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 11. — С. 9–17.
    Автор предлагает практические рекомендации педагогическим работникам с целью развития у детей творчества в процессе двигательной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. В статье говорится о реализации проекта «Параллельные миры» для детей с ментальными нарушениями. Этот проект – бесценный опыт взаимодействия больных и здоровых, имеющих абсолютно равные права на активную жизнь.

р6595.2

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

САЙТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ЦЕНТРОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ (ЛЮДЕЙ) С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
  1. Аутизм: федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ : [cайт]. –– 2016–2021. — URL: https://autism-frc.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    Ключевые задачи Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС: развитие сети региональных ресурсных центров, апробация моделей сопровождения, программ и методов работы с детьми с аутизмом, обучение специалистов, сопровождение семей, проведение мониторингов и исследований.
  1. Аутизм. ABA-терапия / Юлия Эрц. –– — URL: https://autism-aba.blogspot.com/p/blog-page_21.html (дата обращения 16.02.2021).
    Сайт Ю.М. Эрц, магистра общественных наук, консультанта и специалиста по прикладному анализу поведения (АВА) (Израиль) содержит значительное количество переводных материалов по самым разным аспектам обучения детей с аутизмом и методикам ABA.
  1. Аутизм. Помощь родителям: форум-клуб биокоррекции. –– 2008–2019. — URL: https://autism.forum2x2.ru/ (дата обращения 18.02.2021).
    На форуме идет обмен информацией по биокоррекции аутизма и других нарушений у детей.
  1. Аутизм-Регионы / Ассоциация некоммерческих организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС. –– Москва, 2017–2019. — URL: http://autismregions.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    Организация работает над тем, чтобы у каждой семьи была полная информация обо всех видах помощи, доступной в каждом регионе России, а у СМИ – информация об аутизме, основанная на фактах, а не на мифах.
  1. «Выход: благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма в России : [сайт]. –– — URL: https://autism.help/about (дата обращения 18.02.2021).
    Президент Фонда – режиссер Авдотья Смирнова. На сайте даются ответы специалистов на частые вопросы об аутизме, также представлен тест, который поможет определить риск развития РАС.
  1. Инклюзивный музей : [сайт]. –– — URL: https://in-museum.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    Проект «Инклюзивный музей» нацелен на развитие лучших практик социализации и творческой реабилитации людей с инвалидностью музейными средствами, а также на формирование в музеях доступной среды.
  1. Институт коррекционной педагогики Российской академии образования : [сайт]. –– Москва, 2010–2020. — URL: https://ikp-rao.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    С момента основания (1908 г.) и до XXI века Институт коррекционной педагогики сохраняет верность отечественной научной школе, оставаясь ведущим научным центром страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
  1. Контакт: региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра : [сайт]. –– [Москва, 2013–2021]. — URL: http://contact-autism.ru/about/who_we_are (дата обращения 16.02.2021).
    Организация оказывает помощь детям, подросткам и взрослым с РАС и другими ментальными нарушениями. Осуществляет помощь семьям, сотрудничает со специалистами и государственными органами, содействует научным изысканиям в сфере аутизма. РОО помощи детям с РАС «Контакт» – официальный партнер Департамента образования и Департамента здравоохранения г. Москвы, а также имеет договоры и ведет работу с двумя основными городскими больницами, занимающимися детьми с аутизмом.
  1. Лучшие друзья – Россия: фонд поддержки лиц с нарушением развития и интеллекта : [сайт]. –– [Москва, 2009–2021]. — URL: https://bestbuddies.ru/about/ (дата обращения 16.02.2021).
    Фонд поддержки лиц с интеллектуальными нарушениями «Лучшие друзья» помогает людям с нарушениями развития и интеллекта познакомиться и подружиться со сверстниками без инвалидности, устроиться на достойную работу, начать самостоятельную жизнь. Совместными усилиями все участники программ фонда «Лучшие друзья» создают инклюзивное общество, основанное на дружбе.
  1. Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева : официальный сайт. –– Москва, 2020. — URL: http://bekhterev.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    В институте им. В.М. Бехтерева можно получить медицинскую и психологическую помощь пациентам с расстройствами аутистического спектра.
  1. Наш солнечный мир: центр реабилитации инвалидов детства : [сайт]. –– Москва, 2021. — URL: http://www.solnechnymir.ru/company/history/ (дата обращения 16.02.2021).
    «Наш солнечный мир» основан в 1991 г., одним из первых в России начал помогать детям и молодым людям с РАС и другими нарушениями в развитии, а также их семьям. Он был создан родителями и прошел путь от общественного объединения до профессионального реабилитационного Центра. Программа Центра получила высокую оценку европейских специалистов и рекомендована для использования в Евросоюзе.
  1. Особое детство: центр лечебной педагогики : [сайт] / Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики». — 2021. — URL: https://ccp.org.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    Центр лечебной педагогики «Особое детство» создан в 1989 году по инициативе специалистов и родителей. В Центре получают помощь дети и взрослые с различными нарушениями, включая аутизм. Родители, воспитывающие особых детей, получают в Центре психологическую, информационную и правовую поддержку. Организация также проводит регулярные образовательные мероприятия для специалистов.
  1. Особое детство : [сайт] / Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики». –– 2015–2020. — URL: https://www.osoboedetstvo.ru/about (дата обращения 16.02.2021).
    Сайт возник в 2000 году по инициативе Центра лечебной педагогики (ЦЛП). Он будет полезен прежде всего родителям особых детей. Здесь можно найти интересующую информацию, общаться со специалистами, родителями, с людьми, которым небезразлична тема аутизма.
  1. Перспектива: региональная общественная организация людей с инвалидностью : [сайт]. –– Москва, 1997–2021. — URL: https://perspektiva-inva.ru (дата обращения 16.02.2021).
    На сегодняшний день – одна из ведущих организаций, отстаивающих права людей с инвалидностью в России. Основные направления деятельности – юридическая защита прав людей с инвалидностью, поддержка инклюзивного образования, просветительская деятельность, общественная работа.
  1. Про аутизм: информационный портал / ИП Воронова И. В. –– 2019. — URL: https://proautism.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    Сайт Ирины Вороновой – мамы ребенка с аутизмом. Столкнувшись с проблемой изнутри, она глубоко в нее погрузилась, получила дополнительное образование, в т.ч. у иностранных специалистов, и сейчас сама готова оказать профессиональную помощь родителям. На портале она делится своими знаниями и опытом.
  1. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства: автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования : [сайт]. –– Санкт-Петербург, 1992–2020. — URL: http://eii.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства разрабатывает, апробирует, адаптирует, развивает и распространяет передовые современные методы оказания ранней помощи детям и их семьям на территории России и стран СНГ. Основными задачами специалистов ранней помощи является предоставление возможности родителям приобретать необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей, для того чтобы избежать либо снизить отставание в развитии и степень выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка.
  1. Форум аутичных людей, их друзей и родственников. –– [2021]. — URL: https://asdforum.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    Этот ресурс представляет собой площадку для онлайн-общения аутичных людей и их близких.
  1. Центр компетенции по ведению детей с расстройствами аутистического спектра : [сайт] / АО Группа компаний «Медси». –– [Москва, 2021]. — URL: https://medsi.ru/lands/tsentr-kompetentsii-rasstroystva-autisticheskogo-spektra.php (дата обращения 16.02.2021).
    Центр предлагает новейшие способы лечения и диагностики расстройств аутистического спектра, осуществляет комплексный подход к коррекции детей с аутизмом.
  1. Центр проблем аутизма: образование, исследования, помощь, защита прав: автономная некоммерческая организация : [сайт]. –– Москва : АНО «Центр проблем аутизма», 2020. — URL: https://autismchallenge.ru/about (дата обращения 16.02.2021).
    Экспертный центр по аутизму в России, автор передовой модели инклюзивной школы и организатор авторитетной конференция по аутизму. Кроме того, «Центр проблем аутизма» является официальным центром обучения по всем доказательным методикам коррекции РАС в России.
  1. Яособенный.РФ: фонд создания возможностей для аутистов : [сайт]. –– 2021. — URL: http://yaosobenniy.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    На сайте дана информация о российских общественных организациях, занимающихся проблемами аутизма и реабилитации детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра, со ссылкой на сайты этих организаций.
  1. Autistic City : [сайт]. –– 2010–2020. — URL: https://www.aspergers.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    На сайте представлены материалы для людей с аутизмом, синдромом Аспергера, членов их семей и знакомых. Также сайт может быть полезен тем, кому необходима информация для понимания особенностей мышления и восприятия аутичных людей, например, работникам социальных служб, работодателям, преподавателям. В разделе «Ссылки» можно ознакомиться с англоязычными ресурсами по проблеме аутизма.
  1. Autizminfo : информационный портал / Благотворительный фонд «Импульс развития». — 2017–2018. –– URL: http://autizm.info/o-fonde.html (дата обращения 18.02.2021).
    На портале благотворительного фонда «Импульс развития» представлена информация о методиках коррекции расстройств аутистического спектра, мнения экспертов, переводные статьи, полезные события, информация о центрах реабилитации, новости и другая полезная информация.
  1. Autizmnet: истории родителей аутистов : [сайт]. –– URL: http://autizm.net/ (дата обращения 18.02.2021).
    На сайте представлен родительский опыт воспитания ребенка-аутиста.
  1. GRASP: глобальное и региональное партнерство по синдрому Аспергера : [сайт]. –– Нью-Йорк, 2016–2021. — URL: https://grasp.org (дата обращения 18.02.2021).
    Социальная сеть для людей с синдромом Аспергера.
Нижегородский региональный опыт решения проблемы реабилитации детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра
  1. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области : утв. распоряжением Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2019 г. № 928-р. — Текст: электронный // Правительство Нижегородской области : официальный сайт. –– [Нижний Новгород, 2002–2020]. — URL: https://government-nnov.ru/?id=241544 (дата обращения: 15.03.2021).
  2. Перечень организаций различных форм собственности, оказывающих услуги людям и семьям с расстройствами аутистического спектра // Министерство социальной политики Правительства Нижегородской области : [сайт]. –– [Нижний Новгород, 2011–2021]. — URL: https://minsocium.ru/index.php/sotsialnoe-obsluzhivanie-2/conception-ras/1845-conception-ras-orgs (дата обращения: 16.02.2021).
  3. M-CHAT-R – онлайн-тест на первые признаки аутизма у ребенка // Министерство здравоохранения Нижегородской области : [сайт]. –– [Нижний Новгород, 2021]. — URL: http://zdrav-nnov.ru/m-chat-r-test/ (дата обращения: 26.02.2021).

M-CHAT-R – скрининговый инструмент для оценки риска расстройства аутистического спектра у детей в возрасте от 18 до 30 месяцев.

*          *          *

  1. Александрова, Е. Первые плоды «Доброго сада»: врачи и педагоги объединились для лечения детского аутизма // Нижегородские новости. — 2018. — 21 февр. — С. 19.
    О научно-практической конференции, посвященной детям с аутистическими расстройствами, которая состоялась в Институте педиатрии Приволжского исследовательского медицинского университета.

Г1720

  1. В области появится центр для аутистов: губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и супермодель Наталья Водянова договорились вместе помогать детям с расстройствами аутистического спектра : [информация] // Новое дело. — 2020. — № 31 (6-12 авг.). — С. 2.

Г3240

  1. Водянова, Н. «Мы работаем только с доказанными практиками» / беседовала Нина Шумилова // Патриоты Нижнего. — 2018. — № 14. — С. 1, 20.
    Интервью с известной моделью о международной конференции «Эффективные технологии в образовании детей с расстройствами аутистического спектра», проведенной фондом «Обнаженные сердца».

Г3867

  1. Казакова, А. Модель для подражания // Нижегородская правда. — 2018. — 4 апр. — С. 2.
    О проведении в Нижнем Новгороде общероссийской конференции, посвященной воспитанию детей с аутизмом, организованной при поддержке фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца».

Г421

  1. Краева, Д. День, разукрашенный синим // Патриоты Нижнего. — 2019. — № — С. 20.
    Работа фонда «Обнаженные сердца»: помощь детям с аутизмом.

Г3867

  1. Малинина, А. Дети дождя // Нижегородская правда. — 2019. — 16 янв. — С. 19.
    О проекте реабилитации детей с аутизмом в Центре длительной реабилитации детей «Добрый сад», созданном на базе нижегородского Института педиатрии.

Г421

  1. Малинина, А. Ярмарка добра // Нижегородская правда. — 2020. — 9 янв. — С. 15.
    Благотворительный фонд помощи детям с расстройством аутистического спектра «Время РАСсвета» провел в Гербовом зале Главного ярмарочного дома благотворительную елку «Ярмарка добра».

Г421

  1. Чеботарева, В. К «особенным» детям с особым подходом // Нижегородские новости. — 2018. — 3 апр. — С. 1.
    О работе международной конференции «Эффективные технологии в образовании детей с РАС (расстройством аутистического спектра)», проходившей в Нижегородской области.

Г1720

  1. Шумилова, Н. Путевка для родителей к знаниям // Патриоты Нижнего. — 2018. — № 29. — С. 1, 20.
    Социально-реабилитационные смены для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. аутизмом, загородного учреждения социального обслуживания семьи и детей «Юный нижегородец».

Г3867

  1. Шумилова, Н. «Ранняя пташка» набирает высоту // Патриоты Нижнего. — 2018. — № 3. — С. 20.
    Программа фонда «Обнаженные сердца» для родителей детей с аутизмом. Реализуется на базе родительской организации «Верас».

Г3867

*          *          *

  1. Верас: нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи : [сайт]. –– [Нижний Новгород, 2021].— URL: https://veras-nn.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
    Нижегородская организация поддержки детей и молодежи «Верас» объединяет семьи, воспитывающие детей и молодых людей с нарушениями развития. Организация входит в число членов Благотворительного совета Нижегородской области и Координационного совета по реализации государственной семейной политики в Нижегородской области.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!