ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ (Информационный листок)

Информационный листок

(по состоянию законодательства Российской Федерации на 18.09.2017 г.)

 Полная версия Информационного листка
(правовые акты, комментарии, вопрос-ответ)

В современном цифровом обществе сложно представить себе человека, который не пользовался бы услугами связи. По этой причине актуализируется вопрос надлежащего оказания услуг связи потребителям, то есть гражданам, которые пользуются связью для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В договоре предоставления услуг связи потребитель является экономически менее обеспеченной стороной, и, как правило, не может самостоятельно влиять на условия заключаемого с ним договора, поэтому законодательством для данной категории граждан предусмотрены дополнительные права и гарантии.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим порядок оказания услуг связи в России, является Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Однако это далеко не единственный акт своего рода –– для отдельных видов связи предусмотрен специальный порядок регулирования (см. список рекомендуемых к ознакомлению нормативных правовых актов). Также на потребителей услуг связи в полном объеме распространяются положения Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с действующим российским законодательством потребитель услуг связи наделяется целым рядом прав и гарантий:

  1. Право передавать сообщения связи, отправлять почтовые отправления или осуществлять почтовые переводы денежных средств, получать сообщения электросвязи, почтовые отправления или почтовые переводы денежных средств либо отказаться от их получения (п. 1 ст. 62 Федерального закона «О связи»).
  2. Право на получение достоверной информации относительно оказываемых услуг связи (п. 2 ст. 62 Федерального закона «О связи» и ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»), в том числе, право на получение информации относительно изменения тарифов на услуги не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов через сайт оператора связи в Интернете либо по заявлению пользователя на его электронную почту (пп. «в» п. 31 Правил оказания услуг связи по передаче данных).
  3. Гарантия тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, за исключением случаев, предусмотренных законом –– например, при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 63 Федерального закона «О связи»).
  4. Запрет на включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, а также право потребителя отказаться от оплаты навязанных услуг (услуг, предоставленных без согласия) телефонной связи, либо право на возмещение их стоимости в случае их предварительной оплаты (п. 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», а также пп. «б» п. 26 Правил оказания услуг телефонной связи).
  5. Гарантия, связанная с обязательным наличием между потребителем и оператором подвижной радиотелефонной (мобильной) связи письменного договора, заключаемого только в помещении оператора мобильной связи, либо в оборудованных на то торговых местах и зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности, либо в торговых залах (п. 1 ст. 44 Федерального закона «О связи»).
  6. Возможность сменить оператора мобильной связи с сохранением абонентского номера при условии погашения задолженности и заключения нового договора с другим оператором мобильной связи (п. 4 ст. 44 Федерального закона «О связи»).
  7. Возможность предоставлять абоненту мобильной связи контентные услуги (услуги, направленные на повышение потребительской ценности услуг связи, включающие в себя предоставление справочной, развлекательной информации, участие в голосованиях, играх и др.) только после получения его согласия (п. 5 ст. 44 Федерального закона «О связи»).

Помимо этого, потребитель наделяется и другими правами –– правом на односторонний отказ от исполнения договора, правом требовать безвозмездного устранения возникших неполадок, в том числе возможностью потребовать возмещения убытков, возникших в ходе самостоятельного (или с помощью третьих лиц) устранения недостатков, и так далее (см. Закон «О защите прав потребителей»).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи условий договора, заключенного с потребителем услуг, последний обязан соблюсти обязательный досудебный порядок предъявления претензии. То есть абонент не вправе обращаться сразу в суд, не попытавшись урегулировать свой спор с оператором. Отметим, что в Законе установлены сроки, в течение которых потребитель должен подать претензию:

  • в течение 6 месяцев со дня оказания услуг связи, отказа в ее оказании или выставления счета за оказанную услугу –– по вопросам ненадлежащего оказания услуг в области электросвязи;
  • в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или перевода –– по вопросам, связанным с ненадлежащим оказания почтовых услуг (кроме телеграмм –– см. ниже);
  • в течение 1 месяца со дня подачи телеграммы –– по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением текста телеграммы.

В претензии указывается информация о возникших проблемах, а при наличии ущерба –– указывается соответствующее требование и размеры ущерба. К претензии прикладывается либо копия договора об оказании услуг связи, либо иные документы, подтверждающие факт заключения договора (квитанция, опись вложения и т.д.). В случае, если возникшая проблема связана с оплатой услуг связи, рекомендуется предварительно изучить детализацию счета за период, в который, по мнению потребителя, произошло нарушение его прав [i].

Оператор обязан рассмотреть изложенные требования в срок не более 60 дней[ii]. После рассмотрения претензии или истечения срока на рассмотрение претензии потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав. Отметим, что потребитель имеет право на получение помощи профессиональных организаций, специализирующихся на защите прав потребителей (абз. 9 п. 2 ст. 45 Федерального закона «О защите прав потребителей»).

Потребитель вправе выбрать суд, в которой он желает обратиться с иском –– либо по месту нахождения организации-ответчика, либо по месту своего жительства, либо по месту заключения договора или же по месту нахождения филиала/представительства организации-ответчика (ст. 17 Федерального закона «О защите прав потребителей»). Обращаем внимание, что дела, в которых сумма иска составляет менее 50 тысяч рублей, рассматриваются мировыми судьями; все остальные дела, в том числе дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей (например, нарушение права на получение информации), равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» и ст.ст. 23, 24 Гражданского процессуального кодекса РФ). При обращении в суд по делам о защите прав потребителей истец освобождается от уплаты государственной пошлины (пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

Потребитель вправе также потребовать в судебном порядке компенсировать причиненный ему моральный вред (ст. 15 Федерального закона «О защите прав потребителей»), однако факт причинения такого вреда необходимо доказать. Помимо этого, в судебном порядке с оператора связи можно взыскать неустойку в случае, когда оператор нарушил сроки исполнения отдельных услуг, связанных с обслуживанием абонента-потребителя –– 3% в день от цены оказания услуги либо от общей цены заказа (п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»). К примеру, при несвоевременном возврате денежных средств при закрытии лицевого счета за каждый день просрочки с оператора можно будет взыскать 3% от суммы, имеющейся на счете.

Операторы связи заинтересованы в том, чтобы уладить вопрос в досудебном порядке, так как обращение в суд для них может обернуться дополнительными расходами: в случае удовлетворения требований потребителя придется выплатить ему еще и штраф в размере 50% от присужденной судом суммы за неудовлетворение требований в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»), также истцу возмещаются судебные расходы, связанные с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса).

Рекомендуем вам ознакомиться с:

— нормативными правовыми актами, регулирующими оказание потребительских услуг и порядок предоставления услуг связи. В данном разделе правовые акты расположены следующим образом:

  • правовые акты, регулирующие в целом оказание потребительских услуг;
  • правовые акты, регулирующие в целом оказание услуг связи;
  • правовые акты, регулирующие оказание услуг различными видами связи;
  • судебная практика.

— комментариями правовых актов. В данном разделе литература расположена в алфавите авторов и заглавий.

— авторскими статьями, опубликованными в средствах массовой информации. В список включены публикации за 2014-2017 гг. В данном разделе литература расположена в алфавите авторов.

В список также включены вопросы, которые чаще всего возникают у потребителей услуг связи. С ответами на все вопросы можно ознакомиться в отделе «Публичный центр правовой информации», а на некоторые из вопросов –– также на сайтах министерств и ведомств, где были подготовлены ответы.

[i] За предоставление детализации оператор может взимать плату.

[ii] Для отдельных видов претензий предусмотрены более короткие сроки рассмотрения –– см. п. 8 ст. 55 Федерального закона «О связи»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!