ЦИФРОВАЯ КНИГА В ОБЪЕКТИВЕ

Шапка

Каждую неделю в рубрике «Цифровая книга в объективе» вас ждет обзор отдельных оцифрованных изданий Нижегородской областной библиотеки, образующих цифровой фонд Электронной библиотеки.

Начнем нашу рубрику с интереснейшего краеведческого издания известного писателя, историка, этнографа, статистика, председателя нижегородской губернской ученой архивной комиссии  А.С. Гациского «Нижегородский театр».

Титул Гациский

Гациский А.С. Нижегородский театр: (1798-1867). – Нижний Новгород: Тип. Губернского правления, 1867. – 136 с.

Гациский фото

Александр Серафимович Гациский – основоположник нижегородского краеведения, неутомимый собиратель исторических документов и рукописей по нижегородской истории. Горячо любя театр и следя за ним в Нижнем Новгороде, Гациский издал в 1867 г. книгу:  «Нижегородский театр (1798—1867)», первый очерк по истории местного театра с фактами, собранными в хронологической последовательности и небезынтересными для изучения истории русского театра в целом.

Нижегородский театр принадлежит к числу старейших русских театров, его история насчитывает более двухсот лет. Рождением своим он обязан нижегородскому князю Николаю Григорьевичу Шаховскому, который в 1798 г. открыл частный театр. Четверть столетия протекло для князя Шаховского в служении нижегородскому драматическому искусству. Под руководством Н.Г. Шаховского нижегородский театр стал одним из первых публичных провинциальных театров России, появившихся вслед за ярославским театром «охочих актеров».

Репертуар Нижегородского театра во время князя Н.Г. Шаховского мало отличался от репертуаров петербургских и московских театров. Для многочисленной публики ставили пьесы А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, У. Шекспира, Ф. Шиллера. В 1811 г. помещение театра оказалось недостаточным, и было построено новое деревянное здание. Вот какие слова приводит А.С. Гациский: «Я сам еще живо помню это мрачное и неуклюжее строение …, с этой почерневшей от ветхости и копоти от ламп дверкой за кулисы, так заманчиво манившей всякое ребяческое воображение в свои заветные поэтические и чуть ли не в волшебные тайны закулисного мира; помню эти две огромные и засаленные дыры по обеим сторонам занавеса, в которых во время антрактов постоянно виднелись чьи-нибудь глаза, иногда даже с носом, сопровождаемые двумя пальцами, облегчавшими наблюдения в такой обсерватории». Вместе с тем Гациский поясняет, что для начала XIX столетия и для губернского города театр был даже слишком хорош.

Книга «Нижегородский театр: (1798-1867)» охватывает период  формирования нижегородских культурных театральных традиций, в котором были взлеты и падения, невероятные потоки музыкальности и затишье, что придает особую ценность этому произведению. Актуальность произведения А.С. Гациского очевидна и в наше время. Это первая работа профессионального историка, посвящённая нижегородскому театру, его общественной роли.

Цифровая копия книги «Нижегородский театр: (1798-1867)» доступна по ссылке http://www.nounb.sci-nnov.ru/fulltext/acg/pdf/nn-theatre.pdf

 

гациский фото титул гациский