«Цифровая книга в объективе». М. Горький. Мещане

Сегодняшний выпуск рубрики «Цифровая книга в объективе» познакомит вас с драматическим дебютом Максима Горького – пьесой «Мещане»:

Горький Максим. Мещане: пьеса в 4 актах. Горький: Полиграф, 1936. 22, [2] с.

Замысел «Мещан» возник у писателя во второй половине 1900 г. К середине апреля 1901 г. половина пьесы была уже готова, однако арест писателя в ночь с 16 на 17 апреля 1901 г. и заключение его в Нижегородский острог, сопровождавшееся изъятием рукописи «Мещан», приостановили создание произведения. Дописана пьеса была только осенью, в двадцатых числах сентября. В конце этого же месяца Владимир Немирович-Данченко, приехавший к Горькому в Нижний Новгород, стал первым слушателем авторского чтения «Мещан», которым дал высокую оценку. Именно на сцене Московского Художественного театра, которым руководили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, и была впервые поставлена горьковская пьеса (премьерный спектакль состоялся 25 марта 1902 г. во время гастролей МХТ в Санкт-Петербурге).

Вполне закономерно, что в первом театральном эксперименте Горького довольно заметны следы тех произведений, на которые он сознательно или бессознательно ориентировался. В этой связи критики, например, называли такие пьесы, как «Отрезанный ломоть» Алексея Потехина, «Чужие» Игнатия Потапенко и «Дети Ванюшина» Сергея Найденова (настоящая фамилия – Алексеев,1868-1922).

«Пьеса Найденова <…>, – пишет современный исследователь Константин Фрумкин, – является своеобразным двойником, если не источником драмы Горького. На сходство двух этих драм литературная критика обратила внимание сразу же после их постановки, причем общее мнение рецензентов заключалось в том, что обе пьесы построены вокруг тургеневской проблематики «отцов и детей». Сходство между ними не ограничивается общей проблематикой – даже беглый взгляд обнаружит в двух пьесах целую систему параллелизмов, делающую их чуть ли не двумя изводами одного сюжета».

Дмитрий Быков в своей книге «Был ли Горький», выдержавшей уже несколько изданий, утверждает, что «Мещане» – «самое автобиографическое из горьковских сочинений для театра». Вряд ли это действительно так, поскольку Горький изображает в пьесе не свою жизнь нижегородского периода, «списав» героев с членов собственной семьи, а завершающий этап существования целого сословия. Вместе с тем нижегородский колорит в пьесе, безусловно, присутствует. Читая ее, мы можем наглядно представить, что сто лет назад происходило за стенами тех мещанских домов, которые и сейчас стоят на улицах, подобных Ильинской, Большой и Малой Ямской. А такой возможностью путешествия во времени, разумеется, пренебрегать нельзя.

С цифровой копией книги можно познакомиться в коллекции «М. Горький и его время: наследие писателя в фондах Нижегородской государственной областной универсальной библиотеки им. В.И. Ленина» по ссылке http://lib.nounb.sci-nnov.ru/theatre/1904673.pdf

Горький Мещане