Село Богоявление в годы Первой мировой войны

18 Октября 2016, 18:08

Номинация:
«События местные — дела общие: Нижегородская губерния времен Первой мировой войны (1914-1918 гг.)»

Автор:
Таболкина Римма Хадиатовна (66 лет)


Долгие годы о войне 1914-1918 годов вспоминать было не принято. Она в прямом смысле слова была забыта в советский период, практически забыта и сейчас. До 2013 года Россия была практически единственной из стран — участников войны 1914-1918 годов, которая не имела государственного дня памяти этой войны. В год 100-летия Первой мировой войны церковно-краеведческим музеем в селе Богоявление была проделана большая исследовательская работа по сбору архивных документов, фотографий, писем, рассказов старожилов.

Первая мировая война — один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. Война продолжалась более четырех лет. Первая мировая война по своим масштабам, людским потерям и социально-политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории.

В Нижегородской губернии при каждом уезде был создан комитет по организации помощи нуждающимся семьям, кормильцы которых воевали на фронте. Комитет также организовывал сбор подарков на рождественские и пасхальные праздники для солдат. При Дальнеконстантиновской земской больнице функционировал лазарет на 26 коек, который также содержался на средства, собранные уездным комитетом. Комитет занимался сбором пожертвований деньгами и вещами (так, на 1 ноября 1915 года в Тепелевской волости, в состав которой входило село Богоявление, было собрано денег и вещей на сумму 2362 рубля 87 коп.). По сведениям этого комитета, в Богоявлении получали помощь 30 семей, а по Богоявленскому приходу — 86 семей. В отчете также указывается, что средства от пожертвований были собраны от духовного концерта, устроенного учительницей этого села А.Е. Богомольской. Богоявленские сельские учительницы А.Е. Богомольская и М.П. Зайцева входили в состав Тепелевского комитета. Деньги из комитета выделялись главным образом на обсеменение и обработку полей и на обеспечение дровами. Кроме уездных и волостных комитетов, по инициативе Нижегородской Епархии в селах при церквях создавались попечительские советы. В селе Богоявление списки были составлены к 30 июля священником Богоявленского прихода Певницким Рафаилом Алексеевичем, сын которого, подпоручик Николай Певницкий, в первые дни войны погиб при защите Новогеоргиевской крепости. Из этого списка, а также из писем богоявленцев с войны и уцелевших карточек из военкомата, удалось установить пятьдесят восемь богоявленцев и восемьдесят два человека из Богоявленского прихода, которые принимали участие в войне. Это далеко не полный список. Домовладений в Богоявлении было сто шестьдесят пять, и вот что пишет В.С. Разин в своих записях «Воспоминания о старине»: «В августе 1914 года стояла хорошая погода, все люди работали в поле. Мужчины пахали землю под посев озимой ржи. Женщины хлыстали на гумнах снопы ржи. И вот в один из этих хороших дней пришло известие: война, мобилизация… это известие ошеломило всех. В этот же день, как только получили известие, за всеми послали в поле и стали провожать на станцию или в г. Н.Новгород. Над селом словно пролетел ангел смерти. Почти в каждом доме кого-нибудь провожали. Всюду слышался плач. Плакали жены, провожая своих мужей, матери своих сыновей, сестры братьев…».

А вот отрывки из писем богоявленцев с полей сражений, адресованные сыну священника Р. Певницкого Владимиру — ученику Нижегородской семинарии: «…Воля, у нас здесь в городе Гжатске говорят, что скоро снимут с церквей колокола, в Смоленске, говорят, что уже сняли. Воля, еще тебе кланяется Леонид Малышев…». Дата: 1 октября 1915 года. Александр Иван. Потапов. (Фото 1, 2, 3).

Отрывки из писем богоявленцев с полей сражений, адресованных сыну священника Р. Певницкого Владимиру, ученику Нижегородской семинарии. Отрывки из писем богоявленцев с полей сражений, адресованных сыну священника Р. Певницкого Владимиру, ученику Нижегородской семинарии. Отрывки из писем богоявленцев с полей сражений, адресованных сыну священника Р. Певницкого Владимиру, ученику Нижегородской семинарии.

«Я сейчас нахожусь в австрийской деревеньке, от позиции, конечно, недалеко — версты две, так что вчерашний день они стреляли по деревушке и несколько ранили. Володя, я покамест все здоров и даже жив, но я теперь нахожусь у фельдфебеля, так что мне много лучше, чем моим товарищам, только бывает что-то грустновато, если думаешь про свою жизнь, что каждый раз может придти конец. Я, Володя, не прислал Вам поздравление на Новый год. Они выпустили 150 штук снарядов. Перестрелка теперь идет только артиллерийская, такой ружейной совсем нет. Боев теперь нет. Они сидят в окопах и мы тоже самое. Володя, прошу у Вас, пиши, что у Вас новенького и что слышно про мир, а пока до свидания. Жду ответа с почтением ваш товарищ Иван Потапов» (без даты).

«Володя, он много выпустил снарядов в наши окопы, точно выпустил сто двадцать пять снарядов и его снаряды, Володя, рвались от нашего окопа в пятидесяти шагах… Пишу я, Вам, Володя, свой адрес в действующую армию: тридцать восьмой армейский корпус, тридцать первый мортирный артиллерийский дивизион, третья батарея, второй взвод. До свидания, Володя. Федор Сатанов». Дата: 13 января 1916 года.

«…Видно будет, погуляли на свободе, надо царю и Отечеству служить, защищать свою Родину от проклятого немца… Спасибо, Воля, что ты меня не забываешь письмами, Господь поможет привидиться с тобой… остаюсь искренне Вас любящий товарищ Александр Ив. Потапов. 19 января 1916 года…».

«…Воля, нового ничего нет. Стоим на одном месте. Был бой 20 июня, так с тех пор немцы сидят смирно… Воля, пропиши, какие у вас есть новости, и какой урожай. Дорогой товарищ Воля, здесь 16 июля был сильный град и большой — по куриному яйцу. Я такого граду не видел — очень большой. Получаю письма от Ванюшки Потапова, пока он жив. Воля, 15 июля наши взяли более девять тысяч пленных солдат и пятьдесят офицеров, два генерала, два командира полка, сорок шесть орудий, шесть мортиров, шесть пулеметов. Так, что наши везде врага гонят. Забрали несколько обозов. Этот-то бой был под Луцком…». А. Потапов. Дата: 20 июля 1916 года».

«…чтобы защищать до последней капли крови. Еще я пишу, Володя, что мы присягу приняли, мы идем служить верой и правдой в защиту…» Ф. Сатанов (без даты).

Авторы этих писем вернулись живыми. По воспоминаниям и уцелевшим учетным карточкам установлено, что в плену были: Полетаев И.А., Панов М.П., Шокуров И.И., Вершинин П.М., Чичаров М.В., Шигунов В. Последний, по воспоминанию внука В.И. Быкова, два раза бежал из немецкого плена, и если в первый раз он отделался только побоями, то второй раз подвергся пыткам — его подвешивали вниз головой и били шомполами. Об этом виде экзекуции подробно рассказывается в журнале «Нижегородская старина» в № 35-36 за 2013 год. Привезли его на станцию Суроватиха уже на носилках, и вскоре он скончался. Чичаров М.В. вообще из плена не вернулся. К сожалению, мы не знаем, сколько богоявленцев не вернулось с полей сражений Первой мировой войны, но страшные цифры потерь Русской армии, опубликованные в военно-историческом журнале за 1993 год, говорят сами за себя — 2 млн 254 тыс. 369 человек. Санитарные потери армии (раненые, заболевшие, пострадавшие от газов) были колоссальные — 5 млн 148 тыс. 180 чел. Мы просто не имеем права предавать забвению все, что связано с Первой мировой войной 1914-1918 годов