В помощь создателям сайтов библиотек

24 Сентября 2016, 13:24

Шевелилова Н.В., зав.сектором НМО

В современных условиях веб–сайты библиотек становятся важным средством обеспечения доступа к информационным ресурсам широкого круга удаленных пользователей, на практике претворяя в жизнь важнейший принцип информационного общества — всеобщий доступ к информации, образованию, культурным ценностям.

В соответствии с Приказом Министерства культуры и информации Нижегородской области (№ 8 от 18.01.10) «О переходе на предоставление государственными и муниципальными учреждениями культуры Нижегородской области государственных и муниципальных услуг в электронном виде» рекомендуется до 1 июля 2011 года создать сайты в каждой центральной, центральной районной библиотеке.

Процесс создания и продвижения собственного сайта кропотлив и долог. Он включает в себя сразу несколько отдельных видов работ:

  • Разработка концепции дизайна сайта.
  • Создание схемы будущего сайта.
  • Создание графического оформления.
  • Подготовка содержательной части сайта — контента.
  • Разбивка материала на отдельные странички.
  • Выбор места для размещения сайта в Сети (хостинг), перенос готового сайта в Интернет.
  • Регистрация доменного имени сайта.
  • Регистрация сайта в поисковых системах, первоначальная раскрутка.
  • Дальнейшее продвижение, рекламная поддержка сайта.
  • Регулярное обновление материала.

В крупных организациях все эти стадии, как правило, распределяются между несколькими работниками отдела, занимающегося автоматизацией:

  • Текстовик и рекламщик совместно с администрацией создают тексты и разрабатывают концепцию сайта.
  • Профессиональные веб–дизайнеры дают идее зримое воплощение.
  • HTML–кодировщик отвечает за чистоту и отлаженность кода странички.
  • Веб–программист снабжает сайт новыми функциональными возможностями.
  • Веб–мастер отвечает за размещение готового проекта и осуществляет контроль за его обновлением.

В условиях ЦБС, которые по финансовым причинам чаще всего не могут позволить себе использовать услуги вышеперечисленных лиц, придется выполнять все эти виды работ непосредственно сотрудникам библиотек, окончившим курсы или самостоятельно обучившимся сайтостроению. И поскольку сайт библиотеки выступает одновременно средством общения как с пользователем, так и с профессиональным сообществом, для его создание необходима проектная группа специалистов–библиотекарей, способных не только разработать сайт библиотеки, но также сделать его интересным и для читателей, и для коллег.

Прежде чем приступить к ответственной работе по разработке и созданию сайта ЦБС, необходимо понять, какие именно стадии в этом процессе являются наиболее важными, а какие следует решать во вторую очередь.

Сегодня в пользовательском сознании сложился некий перекос: почему–то считается, что хороший веб–дизайн — главная и едва ли не единственная причина успеха. Конечно, во многом это произошло благодаря «пиар–компаниям» самих дизайнеров. Однако сайт все–таки отличается от обычного товара. Следует хорошо усвоить: скудный по содержанию сайт не спасет никакой дизайн. Напротив, талантливому автору и «убогое» оформление простят. Примерно то же самое, хотя и в меньшей степени, относится и к рекламе. Безусловно, грамотная раскрутка сайта очень важна. Но и она не поможет, если автору сайта нечего сказать своей целевой аудитории: в нашем случае — реальным и потенциальным читателям.

Таким образом, можно выстроить иерархию: сначала — содержание, на втором месте — реклама и уже потом — дизайн.

Научно–методическим отделом разработана консультация «Создаем библиотечный сайт: с чего начать?» ( За подробной консультацией вы можете обращаться к специалистам НГОУНБ: Шевелиловой Н.В., зав.сектором анализа и прогнозирования развития библиотечного дела в регионе и библиотечного маркетинга НМО (8-831-419-36-34), и Серова М.Г., зав. отделом автоматизации библиотечных процессов (8-831-439-02-35)) , разъясняющая организационные и содержательные вопросы создания именно библиотечного сайта. В рамках данной консультации анализируются:

I. ВИДЫ САЙТОВ И СТРАНИЧЕК

Четкой общепринятой классификации WWW–страничек пока не создал никто. Например, Виталий Леонтьев, один из самых известных создателей компьютерных энциклопедий в России, предлагает такой вариант классификации:

  • «Домашняя страничка»
  • «Виртуальное резюме»
  • «Интернет–стенгазета»
  • «Виртуальный фэн–клуб»
  • «Сетевое издание»

II. СХЕМА САЙТА. РАЗДЕЛЫ

Перед тем как приступать к разработке страниц, необходимо подумать о том, каков будет «костяк» будущего сайта. Редко можно встретить сайт, состоящий из одной–двух страничек, в действительности их бывает не меньше десятка. Однако гнаться за большим количеством страниц также не следует. Главная задача — не предлагать вниманию пользователя громадное количество полупустых разделов, а грамотно соблюсти баланс между объемом информации на каждой страничке и их количеством, разработав схему для сайта.

Каждый сайт, как и его создатель⁄ли, индивидуален, поэтому было бы наивно преподносить мудрые рекомендации на все случаи жизни. Но практика показывает, что без некоторых разделов все же не обойтись:

  • Титульная страничка
  • Новости
  • Ссылки
  • Гостевая книга
  • Об авторе⁄авторах
  • Навигационное меню

III. ГРАФИКА В ВЕБ–ДИЗАЙНЕ

Говоря о видах графики в Сети, следует помнить, что не стоит относиться к картинкам просто как к элементам оформления. Картинки на страничках выполняют не только функцию украшения. Они могут служить дополнительными навигационными элементами, поскольку, как и текст, каждая картинка может скрывать в себе гиперссылку. Кроме того, картинки могут иллюстрировать текстовые материалы, уточняя, дополняя или раскрывая их смысл. Наконец, графическое оформление может создавать у читателя определенное настроение, формировать стиль странички, а во многом — и «программировать» отношение к ней. Помимо иллюстративной графики, на страницах Сети активно используется графика «оформительская» — то есть изображения, работающие в качестве функциональных или декоративных элементов странички:

  • Навигационные меню и кнопки
  • Заголовки
  • Фоновые рисунки. Текстуры
  • Баннеры

Для библиотечного сайта наиболее предпочтительными являются разделы:

  • Информационная (главная) страница, на которой отображается вся основная информация о библиотеке (логотип, название, часы работы, место расположения, конкретный адрес, фотография).
  • Справочная страница, позволяющая получить представление о коллективе, структуре библиотеки, ее истории, традициях обслуживания, приоритетах и пр.
  • Поисковая страница, предоставляющая возможность осуществлять поиск по ЭК и БД библиотеки.
  • Страница виртуального обслуживания, характеризующая условия предоставления услуг и обеспечивающая возможность ЭДД, дистанционного обучения удаленных пользователей, работу в интернет–классе, предоставления списков по запросам пользователей, выполнения библиографических запросов по e–mail и работы виртуальной справочной службы (интерактивного выполнения справок), использования путеводителя по ресурсам (через электронные адреса с гиперссылками на ресурсы других библиотек, позволяющими осуществлять навигацию в сетевом пространстве).
  • Новостная (событийная) страница, отображающая информацию о выставках, мероприятиях, конференциях и пр.
  • Виртуальная экскурсия по библиотеке (или фотогалерее), позволяющая отобразить основные направления деятельности всех ее структурных подразделений, проектную и исследовательскую работу, ассортимент предоставляемых пользователям услуг⁄продукции по подразделениям, цены, средства продвижения.
  • Творческая лаборатория библиотеки, характеризующая реализацию инновационных проектов, перспективные творческие идеи; приглашение к сотрудничеству по инициации творческих предложений.
  • Деловые предложения библиотеки (приглашение к сотрудничеству различных спонсоров и меценатов, программы обучения в библиотеке).
  • Гостевая книга, позволяющая любому пользователю посредством электронной почты выяснить у сотрудников библиотеки интересующие его вопросы о ее деятельности.

Резюмируя сказанное, важно отметить: не все элементы сайта являются обязательными, его структура является гибкой, формируется библиотекой, исходя из возможностей, и дорабатывается в процессе экспериментального использования. В идеале он корректируется в течение нескольких месяцев после того, как был размещен на сервере. Следует учитывать, что сайт как инновация, обеспечивающая организационное развитие библиотеки, станет таковой только в случае жизнеспособности сайта, его функционирования и эффективного воздействия как коммуникационного средства. В противном случае сайт библиотеки может оказаться не оправдывающим затраты ресурсов на его разработку.

И поскольку в настоящее время «сайтостроительство» в библиотеках страны набирает все большие обороты, Министерство культуры РФ совместно с Российской библиотечной ассоциацией, АНО «Институт информационных инициатив», Российской государственной библиотекой для молодежи инициировали проведение ежегодного Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек. В 2010 г. конкурс будет проводиться в четвертый раз. Стимулирующую роль конкурса в доработке концептуальных основ библиотечного сайтостроительства, в появлении новых идей и их практическом воплощении трудно переоценить. Конкурс позволяет библиотекарям лучше видеть друг друга, учиться друг у друга искусству покорения интернет–пространства и завоевания новой пользовательской аудитории, свидетельствует о расширении спектра задач библиотечной работы и о том, на каком качественном уровне они решаются.

Вся информация о конкурсе своевременно размещается на портале «Library.ru».

Предлагаем вашему вниманию список победителей Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек разных годов

Абсолютный победитель конкурса
2007 г.
Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского (г. Екатеринбург, Свердловская обл.)
2008 г.
Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург)

Номинация «Лучший сайт центральной универсальной библиотеки субъекта Российской Федерации»
2007 г.
1-я премия — Национальная библиотека Республики Карелия (г. Петрозаводск, Респ. Карелия)
2-я премия — Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова (г. Ставрополь, Ставропольский край)
2008 г.
1-я премия — Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Федорова (г. Кемерово)
2-я премия — Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина (г. Тамбов)
2009 г.
Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского (Екатеринбург, Свердловская обл.)

Номинация «Лучший сайт централизованной библиотечной системы (ЦБС), муниципальной публичной библиотеки»
2007 г.
1-я премия — Библиотечно-информационная система (г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО)
2-я премия — Муниципальная информационная библиотечная система (г. Томск)
2008 г.
1-я премия — Библиотека Автограда (г. Тольятти, Самарская обл.)
2-я премия — Централизованная система муниципальных библиотек (г. Омск)
2009 г.
Центральная городская библиотечная система (г. Тюмень)

Номинация «Лучший сайт детской, юношеской, детско-юношеской библиотеки»
2007 г.
1-я премия — Липецкая областная детская библиотека(г. Липецк)
2-я премия — Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых(г. Краснодар, Краснодарский край)
2008 г.
1-я премия — Свердловская областная библиотека для детей и юношества (г. Екатеринбург, Свердловская обл.)
2-я премия — Центральная городская библиотека для детей и юношества (г. Новоуральск, Свердловская обл.)
2009 г.
Детские странички МУК ЦБС г. Сургута (г. Сургут, Тюменская обл.)

Номинация «Лучший сайт о публичных библиотеках»
2007 г.
1-я премия — Официальный сайт Администрации города (г. Электросталь, Московская обл.)
2-я премия — Российская государственная детская библиотека (г. Москва)

Номинация «Лучший библиотечный Интернет проект»
2008 г.
1-я премия — Проект «BiblioГид» Российской государственной детской библиотеки (г. Москва)
2-я премия — Проект «Томское краеведение» Томской ОУНБ им. А.С. Пушкина (г. Томск)
2009 г.
Проект «Деметра/Ярославика» Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова (г. Ярославль)

Почетными дипломами Оргкомитета 3-го Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек отмечены:
2007 г.
Белгородская государственная универсальная научная библиотека(г. Белгород)
Библиотека им. Маяковского (г. Зеленогорск, Красноярский край)
«Край у Байкала». Информационно–культурный интернет портал (г. Кабанск, Респ. Бурятия)
Центральная городская библиотека (г. Новоуральск, Свердловская обл.)
Центральная городская библиотека для детей и юношества(г. Новоуральск, Свердловская обл.)
Официальный портал городской Думы и Администрации города(г. Ростов-на-Дону)
Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург)
Национальная библиотека Республики Саха (г. Якутск, Респ. Саха)
2009 г.
Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (г. Красноярск)
Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» (г. Москва)
Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара (г. Москва)
Электронная библиотека Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина (г. Томск)

Приглашаем также посетить сайты библиотек Нижегородской области.

  1. ГУК НО «Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина»
  2. МУК «Централизованная библиотечная система» Сормовского района(г. Нижний Новгород)
  3. МУК «Централизованная библиотечная система» Канавинского района(г. Нижний Новгород)
  4. МУК «Централизованная библиотечная система» Московского района(г. Нижний Новгород)
  5. МУК «Централизованная библиотечная система» Автозаводского района(г. Нижний Новгород)
  6. Центральная городская библиотека им. Ленина(г. Нижний Новгород)
  7. МУК «Централизованная библиотечная система» Балахнинского муниципального района(г. Балахна, Нижегородская обл.)

Список литературы

Болотова М.Г., зав. сектором НМО
Мишина Л.Ю., зав. сектором ИБО

В помощь самообразованию предлагаем вашему вниманию список литературы из фонда НГОУНБ, которая поможет в создании и поддержке веб–сайта вашей библиотеки.

Многие из вас не так давно овладели навыками работы на персональном компьютере, но даже у продвинутых пользователей могут возникать самые разнообразные вопросы, ответить на которые поможет энциклопедия:

ЛЕОНТЬЕВ, В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера, 2007 ⁄ Виталий Петрович Леонтьев. — М.: ОЛМА Медиагрупп, 2007. — 889 с.: ил. — (Новейшая энциклопедия).
Самый популярный в России учебник компьютерной грамотности. Подробность изложения материала в сочетании с живым и увлекательным стилем делает книгу незаменимой как для начинающих, так и для опытных пользователей.

Созданию веб–сайтов посвящены следующие достаточно популярные издания:

БОРИСЕНКО, А.А. Web–дизайн ⁄ Алексей Александрович Борисенко. — М.: ЭКСМО, 2008. — 317 с.: ил. — (Просто как дважды два).
Руководство по созданию веб–узлов и веб–страниц. Содержит 9 глав: Введение в Web–дизайн; Принципы создания Web–узла; Планирование Web–узла; Система навигации по узлу; Технология CSS; Текст и графика; Структура страницы; Мультимедиа и интерактивность; Публикация Web–узла и дальнейшая поддержка.

ДЖОНСОН, Д. Web–дизайн: типичные ляпы… и как их избежать: [пер. с англ.] ⁄ Джеф Джонсон. — М.: КУДИЦ–ОБРАЗ, 2005. — 400 с.: ил.
Справочник содержит подробное описание 60 наиболее распространенных ошибок, допускаемых при создании веб–сайтов, и способы исправления их. Все ошибки и методы их исправления проиллюстрированы примерами сайтов известных фирм и организаций. Предназначена для начинающих и профессиональных веб–дизайнеров.

ЛЕОНТЬЕВ, Б. К. Web–дизайн: Тонкости, хитрости и секреты ⁄ Борис Константинович Леонтьев. — 2–е изд., доп. и испр. — М.: Майор, 2001. — 170 с. — (Мой компьютер).
Рассказ о том, как научиться создавать веб–страницы просто, красиво и профессионально. Книга рассчитана как на профессионалов, так и на широкий круг пользователей.

ЛОМАКИН, П. А. Web–строительство ⁄ Павел Андреевич Ломакин. — М.: Майор; Осипенко А. И., 2003. — 510 с. — (Популярный компьютер).
Руководство, как планировать и конструировать сайты, как их украшать и размещать, как делать их все более популярными и, наконец, как можно зарабатывать на этом реальные деньги.

ОРЛОВ, А. А. Как создать посещаемый форум и чат для вашего сайта: [лучший способ привлечь посетителей на ваш сайт] ⁄ Антон Александрович Орлов. — М.: NT Press, 2006. — 141,[1] с.: ил. — (Просто о сложном).
Популярно изложены общие принципы устройства Интернет–форумов, процесс их установки, даны информация по выбору пакета программ для создания форумов, рекомендации по установке, переносу и тестированию таких пакетов, а также рекомендации по созданию чата.

ОРЛОВ, Л. В. Web–сайт без секретов: [почти все о создании и раскрутке web–сайтов] ⁄ Леонид Владимирович Орлов. — Изд. 2–е, доп. и испр. — М.: Новый издат. дом, 2004. — 511 с.: ил. — (И среди лучших есть лидер…).
Пособие адресовано прежде всего тем пользователям ПК, которые хотят создать профессиональные сайты. Описываются конкретные приемы работы по созданию веб–страниц, публикации их в Интернете и проверке работоспособности всего сайта.

СОЗДАНИЕ Web–страниц и Web–сайтов: самоучитель ⁄ под ред. В. Б. Комягина, В. Н. Печникова. — М.: Триумф, [2002]. — 490 с.: ил.
Большой охват тем и методика самоучителя представляет возможность сразу же приступить к работе с популярными программами подготовки графики и анимации для веб–страниц и создания самих веб–страниц, объединенных общей логической структурой в веб–сайты. Рассматриваются способы бесплатного размещения сайтов в сети Интернет и способы, которые позволят сделать сайт популярным и посещаемым. Обучение строится на конкретных примерах.

ХОЛМОГОРОВ, В. Основы Web–мастерства: учеб. курс ⁄ В. Холмогоров. — СПб.: Питер, 2001. — 350 с.: ил.; CD. — (Учебный курс).
Справочное издание по основам сетевых технологий и самоучитель по веб–дизайну. Материал расположен по принципу уроков. Даны основные приемы срздания веб–узлов и практические советы по веб–дизайну. Приводятся многочисленные примеры по каждому разделу.

ШАФРАН, Э. Создание Web–cтраниц: [пер. с англ.] ⁄ Энди Шафран. — СПб.: Питер, 2000. — 310 с.: ил.; CD. — (Самоучитель).
Полезные советы по дизайну страницы, рекомендации по привлечению посетителей, приемы работы с различными программными инструментами. Книга насыщена иллюстрациями и примерами. На прилагаемом компакт–диске имеется обширная коллекция изображений, примеры веб–страниц, несколько HTML–редакторов и графических редакторов.

Одним из путей повышения качества текстов для веб–сайтов является использование методов формализации, в частности, формализованных методов информационного анализа и синтеза информации. Такие методы существуют в библиотечно–информационной практике.

Гендина Н.И. Аннотирование ⁄ Н.И. Гендина, В.П. Леонов ⁄⁄ Справочник библиографа ⁄ науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. — 2–е изд., перераб. и доп. — СПб: Профессия, 2003. — С. 362–374.

Гендина Н.И. Использование формализированных методов при подготовке текста для веб–сайтов учреждений культуры ⁄ Н.И.Гендина, Н.И. Колкова, О.И. Алдохина ⁄⁄ Научные и технические библиотеки. — 2008. – № 3. — С. 29–35.
Рассмотрены типичные недостатки контента веб–сайтов учреждений культуры. Предложено использовать формализованные методы анализа и синтеза информации для построения качественного контента веб–сайта. Раскрыта суть методики формализованного составления текстов для отражения рубрик веб–сайтов учреждений культуры.

Гендина Н.И. Реферирование ⁄⁄ Справочник библиографа ⁄ науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. — 2–е изд., перераб. и доп. — СПб: Профессия, 2003. — С. 375–387.

В фонде НГОУНБ имеются книги и статьи из периодических изданий, освещающие проблемы сайтостроения с учетом специфики требований, предъявляемых к библиотечным сайтам, а также освещающих опыт создания, поддержки и продвижения сайтов российских библиотек.

Степанов В.К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности ⁄ В.К. Степанов. — М.: Изд–во «Фаир», 2009. — 304 с.: ил. — (Специальный издательский проект для библиотек).
Научно–популярная учебно–методическая монография. После каждого раздела имеются задания–вопросы для проверки усвоения материала.
Глава 5 «Создание, поддержка и продвижение web–сайта библиотеки» представляет собой пошаговую инструкцию для желающих создать и грамотно поддерживать сайт своей библиотеки. § 5.1. «Требования к web–сайту библиотеки» поможет составить план действий и техническое задание на разработку сайта, а § 5.2 «Методы продвижения web–сайта библиотеки» дает рекомендации, какие необходимы действия, чтобы сайт библиотеки в Сети стал «заметен» для максимально широкой аудитории.
У книги есть сайт поддержки (http:⁄⁄www.grand–fair.ru⁄stepanov), призванный поддерживать актуальность издания.

С КОМПЬЮТЕРОМ на «ТЫ». Вып. 4 : Как создать свой Web–сервер ⁄ Яков Леонидович Шрайберг, Михаил Владимирович Гончаров; под ред. Л. А. Казаченковой, гл. ред. С. И. Самсонов. — М.: Либерея, 2000. — 63,[1] с. — (Прил. к журн. «Библиотека»).
Сборник посвящен проблемам, возникающим при создании веб–сервера у некоммерческих организаций, работающих в сфере культуры, образования и науки. Даются конкретные практические советы специалистов ГПНТБ России по наиболее эффективному использованию материальных, кадровых и технологических ресурсов организации, решившей представиться миру через Интернет.

* * *

Афанасьева О.Г. Профессионализм + креативность: библиотечные фантазии в стиле Web ⁄⁄ РБА. Информ. бюл. РБА. — № 41. — СПб., 2007. — С. 99–100.
Освещена тема креативных технологий и способы их реализации на примере создания сайта Свердловской областной библиотеки для детей и юношества.

Бабушкина Ю.В. Использование Web–сайтов в информационном обслуживании специалистов ⁄⁄ РБА. Информ. бюл. РБА. — № 35. — СПб., 2005. — С. 137–138.
Приводится классификация и краткая характеристика различных видов сайтов (сайт–визитка, витрина–сайт, электронный магазин, информационный сайт, корпоративное представительство, портал).

Боровский И.В. Опыт по созданию web–сайтов в ЦБС города Туапсе ⁄⁄ Новая библиотека. — 2008. – № 3. — С. 27–32.

Боровский И. По требованию времени, запросам пользователей ⁄ Игорь Боровский ⁄⁄ Библиополе. — 2008. – №5. — С. 16–19.
Использование информационных технологий, создание веб–сайтов в ЦБС г. Туапсе.

Ванякина В.Н. Интернет–представительство библиотек: желаемое и действительное ⁄⁄ Панорама библиотечной жизни области: опыт, новые идеи, тенденции развития ⁄ НГОУНБ. — Н. Новгород, 2005. — Вып. 4(40). — С. 46–52.
Анализ сайтов Российских библиотек, опыт создания сайта ЦБС Сормовского района г. Н. Новгорода, рекомендации по разработке, реализации и продвижению сайтов.

Ганзикова Г.С. Конкурс сайтов: плюсы и минусы ⁄⁄ Библиотека. — 2009. — № 9. — С. 15–17.
II Всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек: итоги, нововведения, обратная связь. Анализируется система критериев при отборе дипломантов.

Ганзикова Г.С. Мал золотник, да дорог. В продолжение темы о Втором Всероссийском конкурсе сайтов публичных библиотек ⁄⁄ Библиотека. — 2009. — № 12. — С. 17–18.
Рассмотрена номинация «Лучший библиотечный Интернет–проект» II Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек. Дан анализ тематики Интернет–проектов и их целевой аудитории. Приведена таблица 10 номинантов конкурса и дана краткая характеристика некоторых проектов–победителей.

Ганзикова Г.С. О конкурсе сайтов: кто побеждает и почему? ⁄⁄ Библиотека. — 2009. – № 8. — С. 22–26.
Итоги II Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек. На обсуждение вынесены документы конкурса, критерии оценок, сроки проведения.

Екимова Н.Г. К электронным версиям произведений ⁄⁄ Библиотека. — 2004. — № 9. — С. 23–25.
Электронные проекты для информационного наполнение сайта Челябинской областной юношеской библиотеки.

Иванова Е.К. Библиотечный сайт в информационном пространстве ⁄⁄ РБА. Информ. бюл. РБА. — №40. — СПб., 2006. — С. 108–110.
Подробная характеристика сайта Библиотечно–информационной системы г. Нижневартовска в свете региональной концепции информатизации.

Информационные технологии в развитии библиотек: материалы круглого стола [в рамках XIV международного научно–промышленного форума «Россия Единая»] (29–30 окт. 2009 г., Нижний Новгород) ⁄ М–во культуры и информации Нижегор. обл., Нижегор. гос. обл. универс. науч. б–ка им. В.И. Ленина; Нижегор. гос. обл. детская б–ка; сост. М.Б. Кувшинова, В.Н. Марусова. — Н. Новгород: РИО НГОУНБ, 2009. — 228 с.
Тезисы выступлений участников круглого стола. Из содерж: Якунина Т.И., Яблонская Ж.М., Шахмайкина Н.П. Интернет–сайт Центральной городской библиотеки Нижнего Новгорода: создание, перспективы развития. — С. 51–53; Шестернина А.Н. Web–сайт библиотеки: создание, поддержка и продвижение: опыт МУК «ЦБС» Московского района г. Н. Новгорода. — С. 54–56; Семенов А.И. Интернет: новое качество обслуживания [о сайте МУК «ЦБС» Балахнинского района]. — С. 57–59; Шумилина Л.В. Библиотечный сайт как информационный ресурс [МУК «ЦБС» Канавинского района]. — С. 70–71; Кокушкина Е.А. Веб–сайт библиотеки: особенности обслуживания виртуальных пользователей [МУК «ЦБС» Сормовского района]. — С. 88–91.

Павлова Л. Создание библиотечного Web–сайта: Опыт работы Ядринской центральной районной библиотеки ⁄⁄ Сельская библиотека: альманах. Вып. 7. — Чебоксары, 2006. — С. 40–51.
Приведены критерии оценки библиотечных сайтов, примерная структура сайта межпоселенческой районной библиотеки и центральной библиотеки городской ЦБС.

Рязанцева Л. Что нам стоит сайт построить ⁄ Лариса Рязанцева ⁄⁄ Библиополе. — 2008. – № 5. — С. 25–27; № 6. — С. 27–28; № 7. — С. 27–30; № 8. — С. 20–21.
Создание веб–сайта: опыт ЦБС г. Тамбова.

Сочилина Е.Г. Жизнь и сны Книжного Червя ⁄⁄ РБА. Информ. бюл. РБА. – № 27. — СПб., 2003. — С. 84–86.
Подробное описание содержания сайта «Библиотечного центра для детей и юношества «Читай–город» (г. Новгород).

Тикунова И.П. Формирование образа центральной библиотеки региона в виртуальной среде: анализ веб–сайтов ⁄⁄ РБА. Информ. бюл. РБА. — № 42. — СПб., 2007. — С. 42–43.
Анализируется информация о центральных библиотеках субъектов Российской Федерации, выставленная на веб–сайтах этих библиотек.

Тикунова И.П. Библиотечные сайты — источник профессиональной информации ⁄⁄ РБА. Информ. бюл. РБА. – № 32, ч. 2. — СПб., 2004. — С. 43–45.
Анализ сайтов ряда библиотек России. Приводятся критерии оценки.

Торлин И.Г. Ресурсы веб–сайтов публичных библиотек Украины: компромисс предлагаемого и ожидаемого ⁄⁄ Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 3. — С. 36–40.
Попытка теоретически осмыслить цели, задачи и виды информации на веб–сайтах публичных библиотек, а также проанализировать пожелания удаленных пользователей и предложения публичных библиотек, относящиеся к содержанию веб–сайтов.

Харыбина Т., Слащева Н., Мохначева Ю. Создание библиотечного веб–сайта ⁄⁄ Библиотека. — 2005. — № 4. — С. 44–45.
Практические советы по наполнению разделов библиотечных веб–сайтов.

Электронные ресурсы библиотек: создание и использование: метод. пособие ⁄ Нижегор. гос. обл. универс. науч. б–ка им. В.И. Ленина; сост. Л.И. Соболева. — Н. Новгород, 2007. — 48 с.; 1 электрон. диск (CD–R).

О библиотечных сайтах см.: «Интернет и Интернет–технологии в библиотеках». С. 16–21.