Муниципальное казенное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

Библиотека им. В. В. Маяковского – филиал № 3


«Серый Бусыгинский дом» (архитектор И. А. Голосов)

Почтовый адрес: 603043, г. Нижний Новгород, ул. Комсомольская, д. 2

E-mail: mayk-best@mail.ru

Телефон: 8 (831) 295-00-93

Сайт МКУК «ЦБС» Автозаводского района г. Н. Новгорода

Заведующая библиотекой: Железнова Наталья Валерьевна


Выписка из Протокола заседания исполкома Автозаводского райсовета депутатов трудящихся.

Библиотека им. В. В. Маяковского находится на территории Автозаводского района, который является самым большим по площади (94 км2) и по численности населения (более 300 тыс. чел.) в Нижнем Новгороде. Своим названием район обязан строительству Горьковского автомобильного завода. В 1938 г. в крупном жилом массиве, получившим название «Социалистический город» («Соцгород») был построен знаменитый квартал № 4 (архитектор И. А. Голосов), в дальнейшем получивший название «Серобусыгинский квартал» или «Серый Бусыгинский дом». Огромное, монолитное здание из-за своего размера расположилось на территории нескольких улиц: Лоскутова и Комсомольской, переулка Моторного, проспекта Октября. Дом считается самым длинным зданием г. Н. Новгорода. Его общая протяженность — около 1130 м, он насчитывает 55 подъездов и 450 квартир. Дом является памятником архитектуры общероссийского значения. Во время Великой Отечественной войны в помещении, в котором сегодня разместилась библиотека, располагался штаб одной из воинских частей противовоздушной обороны.

В 1948 г. в доме на ул. Комсомольской была открыта новая библиотека. Об этом важном для района и города событии сообщил своим читателям в том же году в № 12 журнал «Библиотекарь». 16 сентября 1948 г. решением Исполнительного комитета Автозаводского районного Совета депутатов трудящихся (Протокол № 39) библиотеке было присвоено имя советского поэта Владимира Владимировича Маяковского.

Поэт революции

…Россия и до сих пор до конца не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского.

М.И. Цветаева (42, с. 424)

Владимир Владимирович Маяковский (7[19]07.1893 — 14.04.1930) русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века. Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние не только на русскую, но и на мировую поэзию, внес немалый вклад в детскую поэзию. В. В. Маяковский стал символом творческой свободы и художественного эксперимента для множества совершенно разных поэтов, среди которых такие всемирно признанные имена, как П. Неруда, Н. Хикмет, Б. Брехт и др.

Помимо поэзии, В. В. Маяковский ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссер, киноактер, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».

Его называли «глашатаем революции», и всю жизнь он прожил под лозунгом, который озвучил в одном из своих стихотворений:

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца! (5, с. 123)

В. В. Маяковский.
Портрет художника П. И. Келина (1943)

Личность поэта и его творчество, по-прежнему, вызывают как большой интерес, так и неутихающие споры. О В. В. Маяковском продолжают писать книги и статьи, снимать фильмы. Только с начала 2000-х гг. было снято 8 документальных фильмов: «Смертельная игра Маяковского» и «Маяковский. Смерть поэта» (2002 г.), «Живой Маяковский» (2005 г.), «Про это, про поэта и про Лилю Брик» (2006 г.), «Владимир Маяковский. Третий лишний» и «Маяковский. Последняя любовь, последний выстрел» (2013 г.). В 2012 г. на телеэкраны страны вышел восьмисерийный фильм «Маяковский. Два дня» режиссеров Д. Томашпольского и А. Демьяненко.

По многим произведениям В. В. Маяковского сняты фильмы: мультфильмы «Летающий пролетарий» и «Баня» (1962 г.), «Вперед, время!» (1977 г.), телефильм-балет «Барышня и хулиган» (1970 г.), фильм-коллаж «Маяковский смеется, или Клоп-75» (1975 г.).

Его творчество изучают в школе, его стихи по-прежнему цитируют и используют в рекламе. Сбылись слова М. И. Цветаевой: «…говоря о данном поэте, Маяковском, придется помнить не только о веке, нам непрестанно придется помнить на век вперед. Эта вакансия: первого в мире поэта масс — так скоро-то не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед» (42, с. 405-406).

Отдельные страницы жизни В. В. Маяковского связаны с Нижним Новгородом и нижегородцами и в первую очередь с именем нашего земляка, писателя А. М. Горького.

Маяковский и Горький

…встретились и протянули друг другу руки
два великана — буревестник революции Горький и тот,
кто стал ее первым поэтом, – Маяковский.

А. Михайлов (23, с. 96)


Фотография В. В. Маяковского

Еще в 1913 г. в одном из своих писем А. М. Горький писал: «…Русь нуждается в большом поэте. Талантливых — немало, вон даже Игорь Северянин даровит! А нужен поэт большой, как Пушкин, как Мицкевич, как Шиллер, нужен поэт — демократ и романтик, ибо мы, Русь, — страна демократическая и молодая» (41, с. 147). А. М. Горький один из первых крупных российских писателей увидел и оценил талант В. В. Маяковского. Юного поэта он заметил и выделил среди футуристов едва ли не с первых его поэтических шагов на литературном поприще, почувствовал то, что обособляло молодого поэта от его окружения, увидел в нем свою мечту — того большого поэта, в котором нуждалась русская литература.

Для молодых писателей и поэтов начала XX в. А. М. Горький был не просто великим писателем, первым литератором эпохи, он был учителем жизни, центром притяжения в литературе и в обществе всего несогласного с официальной Россией, «буревестником революции». О встрече с ним В. В. Маяковский мечтал давно. Одну из первых встреч В. В. Маяковского с А. М. Горьким летом 1915 г. в Мустамяки (Финляндия) подготовил поэт-футурист В. В. Каменский. Понимая значение предстоящей встречи, он в разговоре с писателем представил В. В. Маяковского как настоящее поэтическое чудо. В доме писателя поэт, страшно волнуясь, прочел А. М. Горькому куски еще не законченной поэмы «Облако в штанах».


А. М. Горький и В. В. Маяковский в Финляндии.

«Поэма «Облако в штанах» произвела на Горького впечатление потрясающее. По свидетельству близких к нему людей, особенно поразила Горького в поэме богоборческая струя. Он запомнил множество стихов из поэмы, постоянно повторял их и говорил, что такого разговора с богом он нигде не читал, кроме как в книге Иова (библия), что господу-богу от Маяковского «здорово влетело» (41, с. 145-146).

Позднее в своей автобиографии «Я сам» В. В. Маяковский так написал об этой встрече: «Поехал в Мустамяки. М. Горький. Читал ему части «Облака». Расчувствовавшийся Горький обплакал мне весь жилет. Расстроил стихами. Я чуть загордился. Скоро выяснилось, что Горький рыдает на каждом поэтическом жилете. Все же жилет храню. Могу кому-нибудь уступить для провинциального музея» (4, с. 35).


Дарственная надпись В. Маяковского М. Горькому на первом издании поэмы «Облако в штанах». 1915 г.

Знаменитый писатель сразу почувствовал, что В. В. Маяковский тот самый поэт, который может выразить пафос нового общественного подъема в России. В молодом поэте его привлекли творческая неординарность, темперамент, и он весьма снисходительно отнесся к его эпатирующей манере держаться на людях, несмотря на свою нелюбовь ко всякому рода эгоцентрическому кривлянию. «Маяковский хулиган, — говорил он. — Хулиган от застенчивости… Он болезненно чуток, самолюбив и потому хочет прикрыться своими дикими выходками» (48). В первом же номере журнала «Летопись», издаваемого А. М. Горьким, появилась хвалебная рецензия на поэму «Облако в штанах». Писатель стремился ввести В. В. Маяковского в большую литературу, направлял его творчество, привлек к сотрудничеству в журнале «Летопись». Серьезный журнал стал базой для нового литературно-политического роста поэта. В. В. Маяковский стал постоянным посетителем редакции журнала.

В этот период между ним и А. М. Горьким возникает взаимная симпатия. А. М. Горький подарил В. В. Маяковскому книгу «Детство» с надписью: «Без слов, от души. Владимиру Владимировичу Маяковскому. М. Горький». Несколько позже был сделан ответный подарок на отдельном издании «Облака в штанах»: «Алексею Максимовичу с любовью»; на поэме «Флейта-позвоночник»: «Алексею Максимовичу с нежной любовью — Маяковский».


Книга В. В. Маяковского «Простое как мычанье» (1916)

При непосредственном участии А. М. Горького В. В. Маяковскому удалось избежать призыва в действующую армию в октябре 1915 г. Писатель нашел связи в военном ведомстве через одного влиятельного военного инженера, родственника М. Ф. Андреевой. В. В. Маяковский был зачислен вольноопределяющимся чертежником в Военно-автомобильную школу под Петроградом. Во время службы он продолжал печататься, участвовать в публичных выступлениях.

В течение 1915-1916 гг. А. М. Горький неоднократно встречался с поэтом, слушал чтение его стихов. В 1916 г. В. В. Маяковским была закончена поэма «Война и мир», которую собирались напечатать в ближайшем номере «Летописи». Но поэму запретили к печати. А. М. Горький пытался снять запрет — лично ездил в цензурный комитет, разговаривал с цензорами, но сделать ничего не смог. И чтобы поддержать молодого поэта, А. М. Горький решил издать книгу его стихов в издательстве «Парус». Это была первая «настоящая» книга В. В. Маяковского, до нее был только маленький сборник стихов, изданный литографским способом. В. В. Маяковский, отбирая стихи в сборник, советовался с А. М. Горьким. Выход книги «Простое как мычанье» оказал большое влияние на дальнейшую литературную судьбу поэта, о котором многие знали только как о «человеке в желтой кофте». Покровительство А. М. Горького значительно ускорило продвижение В. В. Маяковского по литературно-иерархической лестнице. К сожалению, дружеские отношения между В. В. Маяковским и А. М. Горьким, возникшие вскоре после их знакомства, спустя несколько лет были нарушены. Причины ссоры до сих пор остались не вполне выясненными. В 1926 г. в стихотворении «Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому» (1926 г.) он упоминает об этом вскользь:

Алексей Максимович,
                как помню,
между нами
           что-то вышло
вроде драки
            или ссоры. (5, с. 404)

Тем не менее, поэт был убежден в том, что А. М. Горькому необходимо из Италии уехать на родину и что место великого пролетарского писателя только в самой гуще борьбы и строительства новой жизни, а не за границей.

По воспоминанию К. И. Чуковского, когда А. М. Горький узнал о смерти поэта, то стукнул об стол кулаком и заплакал.

В. В. Маяковский в Нижнем Новгороде

В биографии В. В. Маяковского имеется небольшой по времени нижегородский период. В 1927 г. поэт пробыл в Нижнем Новгороде два дня — 17 и 18 января.

Лед за пристанью за ближней,
Оковала Волга рот,
это красный,
            это Нижний,
это зимний Новгород. (5, с. 437)

Устье р. Оки
у Н. Новгорода

Таким наш город впервые увидел В. В. Маяковский 17 января 1927 г., когда посетил его во время своего путешествия по городам Советского Союза с чтением лекций по искусству и литературе. В числе пунктов большой творческой командировки был и Нижний Новгород, причем был первым на пути. Город встретил В. В. Маяковского и его спутника, организатора поездки П. И. Лавута, лютой стужей, настоящими крещенскими морозами. П. И. Лавут позднее написал в своем путевом дневнике: «В Нижнем при 30-градусном морозе и резком, режущем ветре переезжаем на санях через реку. Маяковский ежится, но крепится» (37, с. 213). Поэт, как и многие люди, впервые приезжающие в Нижний Новгород, принял устье Оки за Волгу:

По первой реке в российском сторечье
скользим…
          цепенеем…
                   зацапаны ветром… (5, с. 437)

Облик старинного торгового волжского города конца 1920-х гг. предстает в стихотворении «По городам Союза»:

Сумятица торга кипит и клокочет,
клочки разговоров
                 и дымные клочья,
а к ночи
не бросится говор,
                 не скрипнут полозья,
столетняя зелень зигзагов Кремля,
да под луной,
             разметавшей волосья,
замерзающая земля. (5, с. 437)

Здание Нижегородского хорового училища (бывшая гостиница «Россия»)

Остановился В. В. Маяковский в гостинице «Россия» (ныне здание Нижегородского хорового училища) и из-за мороза пробыл в номере весь день, вышел только в нижегородское отделение Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), чтобы договориться о выступлении.

Огромная площадь;
                       прорезав вкривь ее,
неслышную поступь дикарских лап
сквозь северную Скифию
я направляю
            в местный ВАПП. (5, с. 437)

Нижегородский государственный академический театр драмы им. А. М. Горького

Яркие щиты извещали горожан о приезде поэта. В. В. Маяковский подготовил для выступлений две программы: «Лицо левой литературы» и «Идем путешествовать», которые были опубликованы в газете «Нижегородская коммуна» накануне, 16 января. Первое выступление В. В. Маяковского в Нижнем Новгороде состоялось в день его приезда, 17 января, в 8 вечера в Гостеатре (ныне — Нижегородский государственный академический театр драмы им. А. М. Горького). В афише значилось:
«I. Доклад. Лицо левой литературы.
Темы: Что такое левая литература? Поп или мастер? Стихийное бедствие. Есенинство и гитары. Что такое Новый Леф?
Как выучиться в 5 уроков писать стихи? Можно ли рифму забыть в трамвае? Львицы с гривами и марш с кавычками. Поэты, зубные врачи и служители культа. Как нарисовать женщину, скрывающую свои годы?
Асеев, Кирсанов, Пастернак, Третьяков, Сельвинский, Каменский и друг.
II. Стихи и поэмы: Разговор поэта с фининспектором. Сергею Есенину. Письмо Максиму Горькому. Критикам. Строго воспрещается. О том, как втирают очки. Собачки. Приговор. Ненависть к бумаге. Теодор Нетте.
III. Ответы на записки»
(46, с. 250).

Из-за сильного мороза на встречу со знаменитым поэтом в театр пришло мало народа, все сидели в пальто. Вечер В. В. Маяковский начал с обращения: «Товарищи! Очень жаль, что многие променяли интересный вечер на домашний уют и камин. Кому будет в результате теплее — покажет будущее. И хотя вас не так много, но зато каждый — на вес золота» (37, с. 213), затем снял с себя пальто, повесил на спинку стула и начал свое выступление. Лишь немногие сидящие в зале осмелились последовать его примеру.

Личность поэта и его речь произвели неизгладимое впечатление на всех присутствующих в зале. Например, сормович А. Шитов так вспоминает его появление на сцене: «Широкими шагами он подошел к рампе. Силой и мужеством веяло от Маяковского. Лицо его было немного сурово. Лоб прорезала глубокая складка. Маяковский остановился на краю сцены, и так велико было ощущение массивности, воли и упорства во всей его фигуре, что казалось его не сдвинешь с места» (43, с. 188-189).

Приезд В. В. Маяковского не остался незамеченным и среди молодых литераторов. Литературная группа «Молодая гвардия» воспользовалась возможностью пообщаться с поэтом и пригласила его к себе. Вот как о посещении В. В. Маяковского вспоминает нижегородский поэт М. В. Шестериков: «Не без волнения отправилась делегация группы в гостиницу «Россия», где остановился поэт. Робко вошли мы — Б. Рюриков, Ф. Жиженков, и я — в номер, занимаемый Маяковским. Владимир Владимирович встретил нас тепло и обещал прийти» (43, с. 189).

В комсомольской газете «Молодая рать» (ныне — «Ленинская смена») было размещено объявление: «Сегодня, 18 января, в 4 часа дня в Красном уголке Нижкоммуны состоится собрание литгруппы «Молодая гвардия» с участием В. Маяковского» (43, с. 189). Красный уголок редакции в этот день был переполнен. В. В. Маяковский, придя на собрание, отказался делать доклад о литературе, а захотел послушать членов литгруппы. «…Так и сделали — и не пожалели. Это был замечательный урок, данный большим поэтом литературному молодняку» (43, с. 189), — вспоминал впоследствии завотделом газеты Б. Рюриков. Молодых литераторов удивило бережное отношение знаменитого поэта к ним. В. В. Маяковский добродушно шутил, тактично указывал на промахи в стихах, предлагал смелее искать новые формы, пригласил их на свое выступление на 7 ч. в Гостеатр.

18 января в театре В. В. Маяковский выступил перед слушателями уже с другой программой. На афише было написано:
«I. Доклад-путешествие. Идем путешествовать!
Германия, Франция, Соединенные Штаты, Испания, Гавана, Атлантический океан.
II. Темы: Поэт и Рапалло. Негритянки в воде. Почему вы там не остались? Тореодор. Что такое океан? Картошка и ананас. Классовая борьба на пароходе. Живые индейцы. Буря. Тропический лес. Нью-Йорк и Винница. Американская мораль.
III. Стихи и поэмы: Как собаке здрасите. Немцам. По воздуху. Берлин — Париж. Собор Парижской Богоматери. Версаль. 6 монахинь. Негр Вилли. Тропики. Мать моя, мамочка. Барышня и Вульворт. Кемп Нит гедайге. Прощание.
IV. Ответы на записки»
(43, с. 190).

Выступления В. В. Маяковского в Нижнем Новгороде, по словам П. И. Лавута, прошли удачно.


Фотография В. В. Маяковского (фотограф Н. М. Капелюш)

Документом, подтверждающим пребывание В. В. Маяковского на нижегородской земле, стал его фотопортрет, сделанный по заданию редакции газеты «Молодая рать» 16-летним фоторепортером Н. М. Капелюшем вечером 18 января 1927 г. () «Застал я Владимира Владимировича в бильярдной, он меня поразил своим могучим ростом и большими руками, которые искусно владели кием. Одет он был просто. Запомнилась черная косоворотка с белыми пуговицами», — вспоминал позднее Н. М. Капелюш. (45, с. 8) Поэт охотно согласился сфотографироваться. Снимок был сделан в гостиничном номере поэта стареньким фотоаппаратом «Кодак». Начинающему фотографу удалось сделать настоящий художественный портрет. Благодаря этой фотографии мы сегодня можем представить, как выглядел поэт во время краткого визита в Нижний Новгород. В 1938 г. эта фотография была удостоена диплома на I Всероссийской выставке фотоискусства в Москве.

На рассвете 19 января поэт и его спутник покинули Нижний Новгород и отправились в Казань, с ночной пересадкой в г. Арзамасе.

Приезд В. В. Маяковского в Нижний Новгород, его выступления и встречи оказали глубокое воздействие на всех, кто его слушал и общался с ним. А его поэзия нашла много горячих поклонников среди нижегородцев.


Библиотека им. В. В. Маяковского

Стенд «В. Маяковский. Я сам расскажу о времени и о себе (1893-1930)»

На библиотечном марше вместе с Маяковским

Я сам расскажу
                      о времени
                                  и о себе.
                                          В. В. Маяковский (5, с. 425)

Альбом «Жизнь и творчество Маяковского»

Знакомить читателей с жизнью и творчеством В. В. Маяковского, прививать им любовь к его поэзии — одна из задач, которую успешно решает библиотека на протяжении всей своей истории. Библиотека с первых лет своего существования начала собирать коллекцию книг и материалов, связанных с именем поэта. В 1976 г. было налажено сотрудничество с Государственным музеем В. В. Маяковского (г. Москва). По просьбе библиотеки из музея были присланы фотокопии рукописей В. В. Маяковского и письма народного комиссара просвещения А. В. Луначарского с просьбой к местным властям оказывать поэту полное содействие в устройстве его публичных выступлений по стране. Накопленные на протяжении многих лет материалы о поэте собирались в альбом «Жизнь и творчество Маяковского».

Большое место в работе с именем В. В. Маяковского отводится наглядным формам. В фойе размещен стенд «В. Маяковский. Я сам расскажу о времени и о себе (1893-1930)». В читальном зале создан уголок поэта, в котором находится его бюст, собраны книги и литература о нем и его творчестве и т.д. В библиотеке оформляются выставки, посвященные В. В. Маяковскому: «Я — поэт, этим и интересен», «Весь Маяковский» и др.


Логотип с портретом поэта

Фирменным знаком библиотеки стал логотип с портретом поэта, который наносится на всю издательскую продукцию (Пример: pdf, 6,53Mb). Для оформления информационной среды библиотеки используются постеры с рисунками В. В. Маяковского и с цитатами из его стихотворений. Например, обращение к потенциальным читателям библиотеки стилизовано под известные строки поэта:

Товарищ!
                Не отставай от века!
Не разменивайся
                            на пустяковское!
Стань
            читателем
                               библиотеки
имени Маяковского!

В целях популяризации творчества В. В. Маяковского в библиотеке проходят разнообразные массовые мероприятия: поэтическое кафе «Слушайте, товарищи потомки», исторические хроники «О Маяковском» и др.

В 1970-е гг. большой популярностью у читателей пользовался клуб любителей поэзии «Во весь голос». В 1977 г. библиотека заняла третье место в смотре-конкурсе библиотек г. Горького по пропаганде творчества В. В. Маяковского.

С 2011 г. стало традицией 7 июля в день рождения поэта проводить в библиотеке День писателя «Современный Маяковский». В этот день в библиотеке звучат стихи В. В. Маяковского, читатели знакомятся с книгами о его жизни и творчестве, демонстрируются фрагменты из фильма «Барышня и хулиган». В 2014 г. в День писателя для читателей была оформлена выставка-портрет «Звонкое имя — Маяковский» и организованы: час интересных сообщений «Лабиринты судьбы», очная медиаэкскурсия по Государственному музею В. В. Маяковского «Я поэт, и тем интересен народу», минуты поэзии «Послушайте! Послушайте!..» и т.д.

Со времени своего открытия библиотека им. В. В. Маяковского воспитала не одно поколение читателей-автозаводцев, сохраняла и развивала культурные традиции района. В библиотеке всегда большое внимание уделялось формированию фонда. Если в 1949 г. ее фонд по «Паспорту Государственной массовой библиотеки за 1949 год» насчитывал 5402 экз., то в 2014 г. уже 24 078 экз. документов. Благодаря тому, что фонд отвечал всем требованиям и запросам читателей, библиотека в трудные 1990-е годы сумела сохранить своих читателей. Сегодня читателями библиотеки являются более 3 тыс. человек.

В 2006 г. администрацией ЦБС было принято решение об открытии в библиотеке отдела «Бестселлер». Фонд стал пополняться популярной художественной литературой. Произошли изменения и в самой библиотеке: получено новое библиотечное оборудование, создан современный интерьер, полностью обновлена информационная среда (появились новые стенды, витринная реклама). Библиотека приобрела собственный стиль. Сотрудники библиотеки стараются идти в ногу со временем, активно осваивают компьютерные технологии, пробуют новые формы работы с читателями, налаживают связи с новыми партнерами, принимают участие в благотворительных акциях и проектах, например таких как «Добрый Нижний».

Работа с читателями проводится под девизом «Живи, читая!». Библиотекарями для продвижения лучших образцов российской и мировой литературы оформляются выставки («Книги и люди: век 21», «Нобелевские лауреаты России по литературе» и др.), организуются для всех категорий читателей интересные массовые мероприятия (обзор «Необыкновенные судьбы обыкновенных людей», «Час поэзии «Любовь — волшебная страна» и др.).

Стало хорошей традицией проводить литературные конкурсы в рамках ежегодной районной акции «Человек читающий». Конкурсы посвящаются разным темам: «Книга-загадка, книга-бестселлер», «Женщина и книга», «Чтение — дело семейное» и т.д. Автозаводцы-любители чтения проявляют к ним все больший интерес, о чем свидетельствует из года в год возрастающее число конкурсантов.

Поднять на новый уровень работу с читателями по продвижению книги и чтения помогло участие библиотеки в областном исследовании «Чтение как фактор социального успеха» (2007 г.). Библиотекарями были взяты интервью у известных и успешных людей Автозаводского района, которые поделились своим читательским опытом, рассказали о книгах, повлиявших на выбор их жизненного пути. Собранный материал послужил для создания электронной презентации «Читай! И у тебя все получится» и организации дальнейшей работы с читателями.

С 2007 г. в библиотеке действует литературно-музыкальный салон «Магия книги», который был создан по инициативе читателей. Это объединение единомышленников, готовых поговорить о прочитанных новинках российских и зарубежных авторов, обсудить последние события в мире литературы. Гостями клуба были нижегородские писатели Е. Крюкова и Н. Культяпов, поэт Б. Селезнев.


Заседание клуба «Прикосновение»

Более 10 лет в рамках программы «Забота» для социально незащищенных слоев населения в библиотеке работает клуб «Прикосновение». Заседания клуба проводятся раз в два месяца. Его цель — организация досуга пожилых людей. В клуб приходят, чтобы в дружеской беседе за чашкой ароматного чая поделиться мнением о прочитанном, послушать интересную беседу по истории родного края, получить рекомендации врачей о здоровом питании, познакомиться с творчеством самодеятельных бардов и поэтов и т.д.

Библиотека уделяет большое внимание работе со средствами массовой информации. В нижегородских газетах «Автозаводец» и «Народная весть» регулярно публикуются материалы о работе библиотеки, информация о новых книгах и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

Основные произведения В. В. Маяковского

  1. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: в 13 т. — Москва: Худож. лит., 1958-1961.
  2. Маяковский В. В. Собр. соч.: в 12 т. — Москва: Правда, 1978.
  3. Маяковский В. В. Собр. соч.: в 6 т. ⁄ под ред. Л. В. Маяковской, В. В. Воронцова, В. В. Макарова. — Москва: Правда, 1973. — (Библиотека отечественной классики).
  4. Маяковский В. В. Соч.: в 2 т. — Т. 1. — Москва: Правда, 1987. — 768 с.
  5. Маяковский В. В. Соч.: в 2 т. — Т. 2. — Москва: Правда, 1988. — 768 с.
  6. Маяковский В. В. Избранное. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 507 с. — (Всемирная библиотека поэзии).
  7. Маяковский В. В. Избранное ⁄⁄ Антология Сатиры и Юмора России ХХ века. — Т. 43. — Москва: Эксмо, 2005. — 606 с.: 20 л. фот.
  8. Маяковский В. В. Лирика. Публицистика. Театр. — Москва: Слово⁄Slovo, 1999. — 780 с. — (Пушкинская библиотека).
  9. Маяковский В. В. Люблю. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. — 366 с.
  10. Маяковский В. В. Облако в штанах. — Москва: Эксмо, 2012. — 317 с.: ил. — (Золотая серия поэзии).
  11. Маяковский В. В. Стихотворения. Поэмы. Статьи. — Москва: АСТ: Олимп, 2002. — 654 с. — (Школа классики: Книга для ученика и учителя).
  12. Маяковский В. В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. — Москва: Дрофа; Вече, 2004. — 318 с. — (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

О В. В. Маяковском

  1. Альфонсов В. Н. Нам слово нужно для жизни: в поэтическом мире ⁄ В. Н. Альфонсов. — Ленинград: Советский писатель, 1983. — 248 с.
  2. Брик Л. Ю. Пристрастные рассказы: воспоминания, дневники, письма, первые публикации, архивные документы, редкие фото, неизвестные письма и рисунки В. Маяковского ⁄ Л. Ю. Брик. — 2-е изд., испр. и доп. — Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2004. — 324 с.: фот. — (Имена).
  3. В. В. Маяковский: фотоальбом. — 2-е изд. — Москва: Планета, 1986. — 183 с.: фот. — (Человек. События. Время).
  4. Волков-Ланнит Л. Ф. Вижу Маяковского ⁄ Л. Ф. Волков-Ланнит. — Москва: Искусство, 1981. — 276 с.: фот.
  5. Имя этой теме — любовь! Современницы о Маяковском. — Москва: Дружба народов, 1993. — 333 с.: фот.
  6. Катанян В. А. Маяковский: хроника жизни и деятельности ⁄ В. А. Катанян. — 5-е изд., доп. — Москва: Советский писатель, 1985. — 645 с.: 24 л. фот.
  7. Маяковский в воспоминаниях родных и друзей. — Москва: Москов. рабочий, 1968. — 429 с.
  8. Маяковский в современном мире: статьи, исследования, материалы и воспоминания. — Ленинград: Лениздат, 1984. — 381 с.: фот.
  9. Маяковский и современность. — Москва: Современник, 1977. — 348 с.
  10. Михайлов А. А. Маяковский ⁄ А. А. Михайлов. — Москва: Молодая гвардия, 1988. — 560 с.: 24 л. фот. — (Жизнь замечательных людей).
  11. Михайлов А. А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. — Москва: Современник, 1990. — 464 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности»).
  12. Михайлов А. А. Точка пули в конце: жизнь Маяковского ⁄ А. Маяковский. — Москва: Планета, 1993. — 541 с.
  13. «Я земной шар чуть не весь обошел… ». — Москва: Современник, 1988. — 558 с.: ил. фот.

* * *

  1. Абкин Д. «Сквозь годы мчась…» ⁄⁄ Арзамасская правда. — 1977. — № 16 (26 дек). — С. 4.
  2. Андронова М. «Это красный, это Нижний, это зимний Новгород…» ⁄⁄ Город и горожане. — 2013. — № 31 (21-27 авг.). — С. 8-9.
  3. Арутюнов Г. Мы наш, мы новый мир построим: [о музее В. В. Маяковского в Москве] ⁄⁄ Природа и человек. XXI век. — 2011. — № 10. — С. 22-24.
  4. Валюженич А. В. Биобиблиография В. В. Маяковского: дополнения и исправления ⁄⁄ Библиография. — 2012. — № 3. — С. 86-94.
  5. Виноградова М. М. Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается: композиция по произведениям поэта ⁄ М. М. Виноградова, З. Н. Сафина ⁄⁄ Литература в школе. — 2004. — № 7. — С. 42-46.
  6. Владимир Маяковский. 1893-1930 ⁄⁄ Нижегородский край. Именитые земляки и гости. — Нижний Новгород, 2005. — С. 102-103.
  7. Владимиров М. История одного стихотворения ⁄⁄ Горьковская правда. — 1967. — 19 авг. — С. 3.
  8. Давидов М. И. Убийство или самоубийство? ⁄⁄ Наука и жизнь. — 2010. — № 11. — С. 98-107.
  9. Жирмунская Т. «Воскреси — свое дожить хочу!» ⁄⁄ Литература (Первое сентября). — 2004. — № 42. — С. 2-6.
  10. Карпова И. Чужие женщины Маяковского, или В поисках идеала, которого нет ⁄⁄ Студенческий меридиан. — 2003. — № 7. — С. 59-63.
  11. Клех И. Возвращение Маяковского. Маяковский вчера, сегодня, завтра ⁄⁄ Литература (Первое сентября). — 2008. — № 13. — С. 6-9.
  12. Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу (путевой дневник 1925-1930) ⁄⁄ Знамя. — Москва, 1940.— Кн. 4-5. — С. 198-232.
  13. Мирова Н. Жив ли Маяковский? ⁄⁄ Литература (Первое сентября). — 2001. — № 1. — С. 5-10.
  14. Михалицин А. «Болдинский год» Маяковского ⁄⁄ Нижегородская правда. — 1995. — 12 янв.
  15. Павлович А. Без Маяковского мир наш не полон. Пора вспоминать и перечитывать заново ⁄⁄ Нижегородские новости. — 2007. — 29 авг. — С. 6.
  16. Перцев В. В. В. Маяковский ⁄⁄ Знамя. — 1940. — Кн. 4-5. — С. 123-186.
  17. Цветаева М. Эпос и лирика современной России. Владимир Маяковский и Борис Пастернак ⁄⁄ М. Цветаева. Проза. — Кишинев, 1986. — С. 405-430.
  18. Цветков В. В. В. Маяковский в Нижнем Новгороде ⁄⁄ Вертикаль. XXI век. — Нижний Новгород, 2012. — Вып. 37. — С. 187-193.
  19. Цирульников А. М. Фотографии с выставки ⁄⁄ Время в объективе Нисона Капелюша: герои фотохроник. — Нижний Новгород, 2011. — С. 8-13.
  20. Цирульников А. М. Юноша создал «лепной» образ поэта: как 16-летний фотограф Нисон Капелюш запечатлел Владимира Маяковского ⁄⁄ Нижегородский рабочий. — 2010. — 20 янв. — С. 8.
  21. Шамшурин В. «Это был замечательный урок…» к 90-летию со дня рождения В. В. Маяковского ⁄⁄ Современники. — Горький, 1983. — С. 248-258.

* * *

  1. Казакевич А. Маяковский: поэт, которого никто не любил? [Электронный ресурс] ⁄⁄ ШколаЖизни.ру: журнал. — Санкт-Петербург, 2000–2015. — URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12234/ (дата обращения 25.06.2015).
  2. Михайлов А. Маяковский [Электронный ресурс] ⁄⁄ ModernLib.Ru: электрон. б-ка. — [Б. м.], 2015. — Электрон. версия печат. публ. — URL: http://modernlib.ru/books/mihaylov_aleksandr/mayakovskiy/read_10/ (дата обращения 25.06.2015).

Материал подготовили:
— Железнова Наталья Валерьевна, заведующая библиотекой им. В. В. Маяковского, тел.: 8 (831) 295-00-93;
— Пикулькина Елена Александровна, главный библиотекарь НМО НГОУНБ,
тел.: 8 (831) 419-36-34.