На главную
На главную
Вверх

Участники
Великой Отечественной войны

Афоньшин
Сергей Васильевич
Гузанов
Виталий Григорьевич
Дементьев
Александр Григорьевич
Листиков
Николай Алексеевич
Любаев
Павел Кириллович
Люкин
Александр Иванович
Пайков
Александр Николаевич
Панин
Борис Владимирович
Пузыч
Анатолий Александрович
Светлов
Михаил Аркадьевич
Симонов
Константин Михайлович
Сухов
Федор Григорьевич
Твардовский
Александр Трифонович
Фадеев
Александр Александрович

КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ
(1915-1979)

Наша литература и наша журналистика в годы войны с честью выполнила свой долг перед народом. Свидетельство тому — подшивки военных лет центральных, фронтовых, армейских, дивизионных газет, в которых работали тысячи писателей и журналистов. Свидетельство выполненного долга и те тяжелые потери, которые понес писательский и журналистский корпус, выполняя свой гражданский и свой литературный долг в огне боев на всех фронтах Великой Отечественной войны.

К.М. Симонов (2, с. 178)

«Знал смолоду: есть слово долг»

Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде (ныне, С.-Петербург). Его отец, штабной офицер, погиб на Первой мировой войне еще до рождения сына. Мать, соединившая в своей родословной громкие имена Шаховских и Оболенских, окончила Институт благородных девиц в Смольном. Овдовев, пошла на работу преподавателем иностранных языков.

Большую роль в воспитании будущего писателя сыграл его отчим — Александр Григорьевич Иванишев. Сын железнодорожного служащего, не имевший материальных возможностей поступить в университет, он волею случая оказался в юнкерском училище. Участвовал в русско-японской войне, потом в Первой мировой. Пять раз был ранен. Отравлен газами. Человек незаурядной храбрости, он, хоть и «без связей» и «из простых», дослужился до полковника. После революции пошел в Красную Армию, преподавал тактику в учебных заведениях Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Сначала в Рязани, где жили всей семьей — с женой и маленьким Кириллом (это паспортное имя Константина Симонова). 1924 г. провели в Москве: Александр Григорьевич проходил переподготовку в Высшем военно-педагогическом училище. В 1927 г. его переводят в Саратов. Будущий писатель закончил там семилетку, летом 1930 г. пошел в ФЗУ металлистов (школа фабрично-заводского ученичества), одновременно работал на заводе «Универсаль», изготовлявшем детали токарных станков.

Обращаясь памятью к дням своего детства, Симонов в «Автобиографии» писал: «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твердый распорядок дня, все делалось по часам, в ноль-ноль. Опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь презиралась.<…> В доме существовало разделение труда. Лет с шести-семи на меня были возложены посильные, постепенно возраставшие обязанности. Я вытирал пыль, мел пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала — ходил за хлебом и молоком. Времени, когда за меня стелили постель или помогали мне одеваться, — не помню.

Атмосфера нашего дома и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на поверку, вошло в плоть и кровь» (7, с. 5).

Осенью 1931 г. семья окончательно переехала в Москву. Симонов поступил в ФЗУ точной механики, по окончании которого работал на авиазаводе, потом токарем в механических цехах кинофабрик «Межрабпомфильм» и «Ротфронт». В эти же годы Симонов начинает писать стихи. В 1936 г. в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны его первые стихотворения, в 1938 вышла первая книга стихов «Настоящие люди», в этом же году опубликована поэма «Ледовое побоище», а в следующем — поэма «Суворов».

В творчестве Симонова очень рано определилась тема мужества: она была темой времени, выражала его социальные потребности и нравственные принципы. Ведь людям поколения, к которому принадлежал Симонов, предстояло строить Магнитку и Днепрогэс, осваивать неприступные дали Севера и тайгу Приамурья, драться на Хасане и Халхин-Голе, а потом пройти дорогами труднейшей из войн. Мужество входило в кодекс чести молодых первопроходцев социализма, считалось знаком гражданской полноценности.

В 1938 г. молодой поэт закончил Литературный институт им. М.Горького и поступил в аспирантуру Института истории, философии, литературы, но в 1939 он был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся.

В предвоенные годы талант Симонова проявляется не только в поэзии, но и драматургии. В 1940 г. он написал свою первую пьесу «История одной любви», а в 1941 г. вторую — «Парень из нашего города».

Во время советско-финляндской войны Симонов окончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Военной Академии им. М.В. Фрунзе, с осени 40-го по июль 41-го еще одни курсы — при Военно-политической академии.

«Всю жизнь любил он рисовать войну...»

В нашей стране было и есть немало замечательных писателей, творчество которых посвящено военной тематике. Не умаляя ничьих заслуг, можно сказать, что творчество К.М. Симонова занимает особое место. Один из исследователей творчества К.М. Симонова, И.Л. Вишневская, справедливо отмечает: «И, может быть, самое главное, что всплывает в памяти в связи с именем Симонова, — это случайность его штатской судьбы и особая закономерность его судьбы военной, постоянная его готовность надеть военную форму, постоянное ощущение себя мобилизованным, призванным, не принадлежащим себе» (8, с. 4).

Война дала Симонову два дня для подготовки к фронтовой работе — 24 июня он по предписанию Политуправления РККА отправляется в редакцию газеты 3-й армии «Боевое знамя». Но до Гродно, где размещалась редакция, добраться не удалось: немцы пришли туда раньше. Константин Михайлович был назначен в газету Западного фронта «Красноармейская правда», а с конца июля его переводят в «Красную звезду», в которой он и проработал до конца войны. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась именно в этой газете.

Илья Григорьевич Эренбург в своих мемуарах «Люди, годы, жизнь» писал, что «из всех сотрудников газеты Ортенберг1 больше всех любил Симонова.<…> Нам, в редакции, нравились суровые, мужественно-сдержанные военные очерки Симонова. Но особенно в редакции любили Симонова за его безотказность и смелость. Симонов был одним из тех, кого редакция безжалостно «бросала» с одного самого острого и трудного участка фронта на другой — от Баренцева до Черного моря. И мы знали, что он всегда проберется в пекло боя, не остановится перед любыми трудностями и опасностями и свое дело сделает» (11, с. 35). Фото

1 Главный редактор газеты «Красная звезда».

«Красная звезда» была газетой воюющей армии: в ней особенно любили, когда корреспондент сам был в тех местах, о которых пишет, сам видел то, о чем рассказывает. Симонов «...мог писать в походе, на машине, в блиндаже, между двух боев, в ходе случайного ночлега, под обгорелым деревом, занося в блокнот виденное» (11, с. 35).

В «Автобиографии» Симонов писал: «Почти весь материал — для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных — мне дала работа корреспондентом на фронте» (7, с. 10)2.

2 После войны К.М. Симонов по материалам, напечатанным во время войны в периодической печати, выпустил сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

Чтобы показывать войну реалистично и достоверно, Симонов не хотел довольствоваться посещением штабов разных уровней и беседами с бойцами, специально для таких бесед вызванными с передовой. Известно, что в июле 1941 г. он был под Могилевом, в частях 172-й стрелковой дивизии, которые вели тяжелые оборонительные бои, а затем прорывались из окружения. Во время боев в Крыму К.М. Симонов был в цепях контратакующих пехотинцев. В течение восьми суток участвовал в боевом походе подводной лодки к берегам Констанцы. На далеком Севере вместе с разведчиками он высаживался в тылу врага. Приходилось ему бывать и среди защитников Одессы, Сталинграда, в передовых частях: во время Курской битвы, Белорусской операции, в завершающих операциях по освобождению Чехословакии, Польши и взятию Берлина. Был он и на первом процессе военных преступников в Харькове, и в только что освобожденном, невообразимо страшном Освенциме, и во многих других местах, где происходили решающие события. Фото

Во время войны Симонов вел записи, которые потом вошли в его книгу «Разные дни войны». Открываем дневник писателя: «Когда я думаю о Родине, я всегда вспоминаю Смоленщину, ее дороги, ее белые березы, ее деревеньки на низких пригорках... Должно быть, это потому, что начинать войну мне приходилось здесь, на этих дорогах, и горечь утраты родной земли застигла меня именно здесь, на Смоленщине. Здесь я проезжал через деревни и знал, что через час по этим пыльным дорогам пройдут немцы». (5, с. 227).

А вот записи писателя о Сталинграде: «Ясный осенний день. Берег вовсю бомбят. Земля под ногами то сильнее, то слабее содрогается от разрывов. Кругом все смешалось — развалины домов, рухнувшие бараки, изогнутые рельсы, рваные железные бочки, доски, обломки мебели, утварь» (5, с. 158).

Так описать Великую Отечественную войну мог лишь человек, который не только сам прошел все эти тяжелые испытания, но и обладает особой наблюдательностью и редким даром образного воспроизведения мыслей и чувств, которые отличают настоящего писателя от обычного.

Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как сочинял «Корреспондентскую песню». «Виллис» был открытый, было холодно и сыро. Лихорадило. Сидя рядом с водителем, я закутался в бурку, и вытаскивать из-под бурки руки не хотелось, поэтому песню сочинял на память. Написав в уме строфу, начинал ее твердить вслух, пока не запомню. Потом начинал сочинять следующую и, сочинив, чтобы не забыть предыдущую, повторял несколько раз подряд вслух обе. И так до конца песни. <…> Водитель, как только мы приехали, попросил сразу же разрешения отлучиться, а вскоре после этого в хате нашего корреспондентского пункта появился военврач из санитарной части штаба. Как потом под общий смех выяснилось, мой хмурый водитель, всю дорогу не проронивший ни слова и мрачно наблюдавший процесс рождения новой песни, явился в санчасть с сообщением, что с ним с Северо-Кавказского фронта ехал сюда ненормальный подполковник, который всю дорогу громко разговаривал сам с собою» (5, с. 210-211).

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли,
С «лейкой» и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.<…>
Жив ты или помер —
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать (1, т.1, с. 115-116)3.

3 Позднее М.И. Блантер написал музыку на эти стихи, так родилась песня «Корреспондентская застольная».

В первые месяцы войны Симонов пишет в основном только фронтовые корреспонденции, очерки и стихи. В 1942 г. он написал пьесу «Русские люди», в 1943 — повесть «Дни и ночи» и сценарий по ней, пьесу и сценарий «Жди меня», в 1944 — пьесу «Так и будет», в 1945 — пьесу «Под каштанами Праги».

Литература военных лет была не просто хроникой сражений и летописью пережитого, — она сама мужественно и беззаветно сражалась. «Можно более или менее точно подсчитать количество сбитых самолетов, сожженных танков, уничтоженных солдат, но невозможно в цифрах определить вклад, внесенный нашей литературой в трудное дело победы над фашизмом. О боевой силе писательского слова можно судить, опираясь лишь на свидетельства читателей, которым литература помогала воевать. Михаил Львов вспоминает: «В 1944 году, на Сандомирском плацдарме, за Вислой, говорил мне мой друг танкист о стихотворении Симонова «Убей его»: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер...» (13, с. 65).

Вскоре после начала Великой Отечественной войны стихи принесли Симонову не просто известность и популярность, а самую настоящую славу. Случай не частый в истории литературы, но можно даже назвать дату, когда это произошло: 14 января 1942 г. газета «Правда» опубликовала стихотворение «Жди меня», и Симонов сразу же стал обладателем одного из самых громких литературных имен. В истории советской поэзии вряд ли было другое произведение, имевшее такой массовый отклик. Создавалось оно как стихотворное послание любимой женщине — Валентине Серовой4. Фото В нем он выразил то, что было жизненно необходимо ему самому — надежду. И именно поэтому стихи, написанные одним человеком, обращенные к одной единственной женщине, стали всеобщими, необходимыми миллионам людей в самое тяжелое для них время:

4 В.Серова — киноактриса, заслуженная артистка РСФСР, вторая жена писателя.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня (1, т.1, с. 158-159).

Это стихотворение затем сотни раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт. Если бы Симонов не написал ничего, кроме этого стихотворения, и то его имя вошло бы в историю отечественной поэзии. Л.И. Лазарев, один из исследователей творчества К.М. Симонова, пишет: «Мы порой упрощаем характер влияния, но в данном случае, когда речь идет о войне, о лучших произведениях тех дней, воздействие поэзии было столь глубоким и действенным, прямым и открытым <…>, что сегодня молодым поколениям читателей все это может показаться невозможным, неправдоподобным. А было именно так. Здесь нет ни малейшего преувеличения.<…> Эдуардас Межелайтис вспоминает о стихотворении «Жди меня»: «Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня...». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал русский поэт. Угадал наши мысли... Если поэты угадывают эти мысли, они становятся пророками» (13, с. 66-67).

Друг К.М. Симонова, человек одного с ним поколения Александр Васильевич Караганов5 отмечает: «Перечитывая все сделанное Симоновым в 1941-1945 годах, понимаешь: когда шла война, Симонов писал о ней таким образом, чтобы помогать воевавшим быть стойкими, мужественными и умелыми. Помнить пожарища на дорогах Смоленщины и черпать в ожидании встречи с любимой веру в возвращение домой «всем смертям назло». Быть беспощадным к врагу, «если дорог тебе твой дом». <…>6. Все эти мотивы останутся и в послевоенных произведениях Симонова о войне. Но анализ увиденного, услышанного, пережитого будет обретать новые масштабы и глубины по мере обогащения опыта писателя..» (11, с. 97).

5 А.В. Караганов — российский литературовед, критик театра и кино, заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор.

6 В этом отрывке речь идет об известных стихотворениях К.Симонова «Письмо другу» («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»), «Жди меня», «Если дорог тебе твой дом...».

В послевоенные годы, обогащенный опытом войны, Константин Михайлович продолжил работать в поэзии и драматургии, написал несколько пьес, выпустил три книги новых стихов: «Друзья и враги», «Стихи 1954 года» и «Вьетнам, зима семидесятого...». Однако больше писал прозу. В пятидесятые-шестидесятые годы вышли в свет роман «Товарищи по оружию», повесть «Дым отечества», книга повестей «Из записок Лопатина».

С 1956 г. до 1970 г. он работал над книгами «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето», которые, после завершения работы, составили единый роман с общим заглавием — «Живые и мертвые». Фото

Этот роман многие исследователи творчества Симонова называют одной из самых значительных книг о войне. По широте и разносторонности изображения военного быта, конфликтов, характеров, проблем общественных и нравственных трилогия «Живые и мертвые» — произведение уникальное. Потому что это одно из немногих произведений, где война охвачена почти вся целиком — от страшного лета 1941-го до «Последнего лета» 1944-го. Симонов не стал описывать освобождение Европы. Таким образом, война для героев Симонова носит именно Отечественный характер. На страницах трилогии мы видим войну всю целиком — и из солдатского окопа, и с КП батальона, полка, дивизии, армии, фронта, видим Генеральный штаб и самого Верховного Главнокомандующего. Мы видим тыл воюющей страны — от начальства оборонного завода, до рабочих и мальчишек у станков. Мы видим изнанку войны — спекулянтов в тылу, предателей и мерзавцев на фронте. И главное — мы видим русских людей, ведущих смертельную борьбу с самым страшным врагом за всю историю России.

В одном из своих писем Симонов писал: «Война — жестокая вещь. <…> Потому что на ней погибали люди. И вот для того, чтобы показать, что война до своего последнего дня оставалась трагедией, что нам пришлось платить самую дорогую, какую только можно вообразить, цену за победу и за каждый шаг этой победы; для того, чтобы читатели это почувствовали, мне пришлось расстаться на поле боя с самым дорогим для меня в романе человеком» (3, с. 426)7.

7 Речь идет о герое «Живых и мертвых» генерале Серпилине, который погибает в конце романа.

Помимо писательского труда в послевоенные годы Симонов активно занимался и другой деятельностью: с 1946 по 1950 гг. и с 1954 по 1958 гг. он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 гг. — главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 гг. и с 1967 по 1979 гг. — секретарем Союза писателей СССР. С 1958 по 1960 гг. писатель жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии. Помимо чисто литературной работы он занимался еще и кино- и теледокументалистикой. При его участии были сделаны кинофильмы «Если дорог тебе твой дом», «Гренада, Гренада, Гренада моя», «Чужого горя не бывает», «Шел солдат...», «Маяковский делает выставку» и телевизионные фильмы «Солдатские мемуары», «Александр Твардовский», «Какая интересная личность».

По сценариям К.М. Симонова были поставлены фильмы: «Парень из нашего города» (1942 г.), «Жди меня» (1943 г.), «Дни и ночи» (1943-44 гг.), «Бессмертный гарнизон» (1956 г.), «Нормандия-Неман» (1960 г., совместно с Ш.Спаакоми, Э.Триоле), «Живые и мертвые» (1964 г.).

Писателю была присуждена Ленинская премия за трилогию «Живые и мертвые», шесть Сталинских премий — за пьесы «Парень из нашего города» (1942 г.), «Русские люди» (1943 г.), «Чужая тень» (1950 г.), «Русский вопрос» (1977 г.), за повесть «Дни и ночи» (1946 г.), за книгу стихов «Друзья и враги» (1949 г.), а также Государственная премия РФСФР имени братьев Васильевых по кинематографии — за фильм «Живые и мертвые».

В 1974 г. К.М. Симонов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он награждён тремя орденами Ленина (1965 г., 1971 г., 1974 г.), орденом Красного Знамени (1942 г.), двумя орденами Отечественной войны I степени (оба в 1945 г.), орденом «Знак Почёта» (1939 г.), медалями, иностранными наградами. Фото

Скончался Константин Михайлович 28 августа 1979 г. в Москве. Умирая, он завещал развеять его прах на Буйничском поле под Могилевом. Именно об этом уголке Белоруссии Симонов писал незадолго до смерти: «...и у меня есть кусок земли, который мне не забыть... поле за Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли тридцать девять немецких танков...» (14, с. 397-398). В первые военные дни, среди всеобщего шока Симонову встретился островок надежды — Буйничское поле. Здесь держали оборону бойцы полковника Кутепова. Впервые за несколько страшных недель Симонов увидел людей, которые не только желали остановить врага, но и способны были это сделать.

Жена поэта Лариса Алексеевна Жадова-Симонова, сын Алексей и дочери Мария, Екатерина, Александра выполнили завещание. Позднее, около того места, где развеян прах писателя был установлен камень, на котором высечено: «Константин Симонов». У камня всегда цветы. А в Дни Победы собираются ветераны могилевской битвы, их сыновья и внуки.

Хранители памяти

В 1984 г. городской библиотеке-филиалу № 7 ЦБС г. Дзержинска было присвоено имя писателя Константина Михайловича Симонова.

Во многом имя определило деятельность библиотеки. В 1992 г. на ее базе был создан литературно-эстетический центр. Кроме абонемента и читального зала сформированы новые структуры: зал искусств, литературно-музыкальная гостиная, успешно работали факультатив «Книга», курс библиографии, включающий обзорные лекции по современной литературе, «Класс эстетики», были налажены контакты с учреждениями культуры города.

Библиотека стала своеобразным центром изучения жизни и творчества Симонова. В фойе организован мемориальный уголок «Его именем названа библиотека» — в выставочных витринах размещены произведения писателя, основные литературоведческие труды о нем, а также новые публикации о жизни и творчестве Симонова. Фото Библиотекари регулярно проводят экскурсии, в которых обязательно говорят о писателе, чье имя носит библиотека. Стало традицией проведение вечеров памяти, презентаций книг, обзоров литературы «Константин Симонов глазами современников»; выставок-просмотров «Всю жизнь любил он рисовать войну…». Неоднократно проводились обсуждения и конференции по произведениям писателя. При проведении мероприятий, посвященных Симонову, используются фрагменты фильмов по его произведениям, песни на его стихи. К знаменательным датам (юбилеи писателя, юбилеи книг и фильмов Симонова) оформляются листовки «Твой читательский гид», которые размещаются в учебных заведениях города.

В 2009 г. библиотека им. К.М. Симонова приняла активное участие во Второй читательской конференции «Книги памяти нашей» на лучший отзыв о книгах о Великой Отечественной войне, в том числе на произведения Симонова. В 2010 г., когда будет отмечаться 65-летие Победы в Великой Отечественной войне и 95-летие К.М. Симонова, в библиотеке запланирован комплекс мероприятий, посвященных величию подвига Солдата Великой Отечественной войны.

Литература:

Произведения К.М. Симонова
1. Симонов К.М. Собрание сочинений: В 10 т. — т.1-10. — М.: Худож. лит, 1979-1984.
2. Симонов К.М. Истории тяжелая вода. — М.: Вагриус, 2005. — 506 с. — (Мой 20 век).
Книга воспоминаний: «К биографии Г.К. Жукова», «Глазами человека моего поколения» (о Сталине) и др.
3. Симонов К.М. Письма о войне: (1943-1979). — М.: Сов. писатель, 1990. — 720 с.
4. Симонов К.М. Разные дни войны: дневник писателя: 1941. — Т.1.— М.: Известия, 1981. — 526 с. — (Б-ка «Дружбы народов»).
5. Симонов К.М. Разные дни войны: дневник писателя: 1942-1945. — Т.2. — М.: Известия, 1981. — 718 с. — (Б-ка «Дружбы народов»).

О К.М. Симонове
6. Белая Г.А. Солдатами рождаются: Константин Симонов ⁄⁄ Белая Г.А. Путешествие в поисках истины. — Тбилиси, 1987. — С.135-156.
7. Берман Д.А. К.М. Симонов: библио-графический указ. ⁄ Гос. публич. б-ка им. М.Е. Салтыкова-Щедрина; сост. Д.А. Берман, Б.М. Толочинская. — М.: Книга, 1985. — 456 с.
8. Вишневская И.Л. Константин Симонов: очерк творчества. — М.: Сов. писатель, 1966. — 184 с.
9. Гареев М.А. Константин Симонов как военный писатель: История Великой Отечественной войны в творчестве Симонова и ее современные толкования. — М.: ИНСАН, 2006. — 320 с.
10. Гареев М.А. Константин Симонов как военный писатель ⁄⁄ Военно-исторический журнал. — 1985. — № 11. — С.36-46.
11. Караганов А.В. Константин Симонов — вблизи и на расстоянии: очерк. — М.: Сов. писатель, 1987. — 288 с.
12. Кондратович А.И. «Всю жизнь любил он рисовать войну...»: о Константине Симонове ⁄⁄ Кондратович А. И. Призвание: Портреты. Воспоминания. Полемика. — М., 1987. — С. 118-124.
13. Лазарев Л.И. Константин Симонов: очерк жизни и творчества. — М.: Худож. лит., 1985. — 342 с.— (Советские писатели — Герои Социалистического Труда).
14. Финк Л.А. Константин Симонов: Творческий путь. — 2-е изд., перераб. — М.: Сов. писатель, 1983. — 398 с.

***

15. Незабываемые встречи: метод. материалы о жизни и творчестве К.М. Симонова ⁄ Новосиб. гос. обл. науч. б-ка. — Новосибирск, 2001. — 30 с.
16. Чужого горя не бывает: к 85-летию К.М. Симонова. Литературная композиция для старшеклассников ⁄⁄ Читаем, учимся, играем. — 2000. — Вып.5. — С. 51-59.