«БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ»
В 2024 году исполнилось 80 лет с даты написания самого известного романа Вениамина Каверина «Два капитана», за создание которого автору в 1946 году была присвоена Государственная премия СССР.
Роман имел и имеет потрясающий успех: сотни переизданий, переводы на другие языки, 2 экранизации, мюзикл… Произведение долгое время входило в школьную программу по литературе. Несколько поколений детей, прочитав «Двух капитанов», выбирали профессии летчиков, моряков, полярных исследователей.
В 1995 году главным героям романа в родном городе автора Пскове установлен памятник. В 2002 году в Псковской областной детской библиотеке открыт музей романа «Два капитана».
В 2003 году главная площадь города Полярный Мурманской области названа площадью Двух Капитанов. Именно отсюда отправились в плавание экспедиции Владимира Русанова и Георгия Брусилова. Именно в Полярном после долгой разлуки состоялась встреча главных героев романа – Сани Григорьева и Кати Татариновой.
А еще люди настолько полюбили отважного Саню Григорьева, что во время блокады Ленинграда Каверина просили (и он согласился) выступить с речью от лица Сани, в ответ на которую шли письма с обещаниями «бороться до последней капли крови».
Каверин задумал роман в 1937 году и работал над ним семь лет. Первый том был готов уже в 1938 году и в течение двух лет частями публиковался в детском журнале «Костёр». В 1940 году в «Детиздате» вышло самостоятельное издание первого тома с художественным оформлением Ю. Сырнева и фронтисписом работы В. Конашевича. В 1941 году Каверин начинает работать над вторым томом, но помешала война. Завершить роман удалось только в 1944 году, и в 1945 году вышел полный вариант произведения.
Внезапная помеха в виде войны привела к неожиданному и любопытному парадоксу: роман, опубликованный в «Костре», являлся совершенно законченным произведением. Совпадая практически по всем сюжетным линиям с первым томом, журнальный вариант содержал также и описание событий, которые впоследствии будут описаны во втором томе. В том месте, где заканчивается первый том изданий 1945-го и последующих лет, в «Костре» имелось продолжение: главы «Последний лагерь», «Прощальные письма», «Доклад», «Снова в Энске» и эпилог. Таким образом, уже в 1940 году читатели знали, чем в итоге завершится история. Согласно журнальному варианту, экспедиция капитана Татаринова была найдена еще в 1936 году (а не в 1942-м), потому что ничто не помешало Сане организовать поиски. Доклад в Географическом обществе был прочитан в 1937 году (а не в 1944-м). Читатели журнального варианта расстались с героями романа в 1939 году….
Получается, что журнальный вариант романа – это альтернативный мир, в котором Саня Григорьев опередил своего «двойника» из поздней версии романа на 6 лет, мир, где нет войны и все остаются живы. Это очень оптимистичный вариант. И вторую книгу Каверин намеревался посвятить арктическим приключениям, но начавшаяся война поменяла все планы. Вот что писал В. Каверин: «Я писал роман около пяти лет. Когда первый том был закончен, началась война, и лишь в начале сорок четвёртого года мне удалось вернуться к своей работе. Летом 1941 года я усиленно работал над вторым томом, в котором мне хотелось широко использовать историю знаменитого лётчика Леваневского. План был уже окончательно обдуман, материалы изучены, первые главы написаны. Известный учёный-полярник Визе одобрил содержание будущих «арктических» глав и рассказал мне много интересного о работе поисковых партий. Но началась война, и мне пришлось надолго оставить самую мысль об окончании романа. Я писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. Однако, должно быть, надежда на возвращение к «Двум капитанам» не совсем покинула меня, иначе я не обратился бы к редактору «Известий» с просьбой отправить меня на Северный флот. Именно там, среди лётчиков и подводников Северного флота, я понял, в каком направлении нужно работать над вторым томом романа. Я понял, что облик героев моей книги будет расплывчат, неясен, если я не расскажу о том, как они вместе со всем советским народом перенесли тяжёлые испытания войны и победили».
Писатель вспоминал, что создание романа началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым, которая произошла в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов: «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство – с удивительной определенностью цели. Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашёв рассказал Каверину о своем детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.
Другим прототипом Сани Григорьева стал военный лётчик-истребитель Самуил Яковлевич Клебанов, героически погибший в 1942 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства. Из биографии Клебанова Каверин взял историю полёта в становище Ванокан: в пути неожиданно началась пурга, и катастрофа была неминуема, если бы лётчик не использовал придуманный им тут же способ крепления самолёта.
Что касается образа второго героя романа – капитана Ивана Львовича Татаринова, то Каверин рассказывал, что в его истории переплетены реальные факты сразу из трех русских полярных экспедиций. Внешность, характер и взгляды своего героя писатель базировал больше на личности Георгия Седова – самого известного из тройки исследователей. История экспедиции Татаринова в романе повторяет историю экспедиции Георгия Брусилова, а поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Владимира Русанова.
Дневник штурмана «Святой Марии» Климова в романе полностью основан на дневниках штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова – члена экспедиции Брусилова: «Казалось, так просто бороться: не слушаются, запинаются ноги, – а я вот возьму и нарочно буду за ними следить и ставить в те точки, куда я хочу. Не хочется шевелиться, хочется покойно посидеть, – нет, врешь, не обманешь, нарочно встану и пойду. Разве это трудно?». Эти слова взяты из дневника штурмана Альбанова и без изменений внесены в роман.
Интересно, что и главный девиз романа «Бороться и искать, найти и не сдаваться» выбран не случайно. Это заключительные слова из хрестоматийного стихотворения «Улисс» английского поэта Альфреда Теннисона. А еще эта строка выгравирована на кресте в память о погибшей экспедиции Роберта Скотта к Южному полюсу, на вершине холма Обсервер.
Вениамин Каверин часто говорил, что не понимает причин, по которым именно этот его роман стал настолько популярен и почитаем. Возможно, это получилось потому, что, по словам самого автора, он писал книгу, «воспользовавшись «скольжением» мимо проходивших в стране событий»? Может быть, решение вывести на первое место в романе не политические события, а такие вечные человеческие качества, как честь, отвага, дружба, верность, мужество и любовь, и позволило Каверину написать роман, который и спустя почти век привлекает читателя?
Вот как сам писатель определяет главную мысль своего романа: «Куда шли мои капитаны? Вглядитесь в следы их саней на ослепительно-белом снегу! Это рельсовый путь науки, которая смотрит вперёд. Помните же, что нет ничего прекраснее, чем этот тяжёлый путь. Помните, что самые могущественные силы души – это терпение, мужество и любовь к своей стране, к своему делу».