ДУМАТЬ, А НЕ ЗУБРИТЬ
В истории есть имена, которые олицетворяют собой целые отрасли человеческого знания и принадлежат многим поколениям. В их числе почётное место занимает Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил революцию в русской педагогической практике.
Именно в честь 200-летия со дня рождения русского педагога и писателя 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника в России. А в 2024 году 160-летний юбилей празднует одна из самых известных книг Ушинского – «Родное слово» – первый массовый и общедоступный российский учебник для начального обучения детей. Это настоящий бестселлер среди учебников: только до 1917 года он выдержал сто шестьдесят четыре издания! По нему учились и наследники престола, и дети в сельских школах.
Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении в Черниговской области. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском, а затем поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в 22 года закончил его с отличием и получил кандидатскую степень по юриспруденции.
Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в Ярославский Демидовский лицей. Но либеральные взгляды и популярность Ушинского среди учеников вызвали опасения руководства. Молодого педагога сочли неблагонадёжным и отстранили от должности «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».
Некоторое время Константин Дмитриевич зарабатывал публикациями – переводил статьи из иностранных журналов, писал обзоры и рецензии. В 1854 году его пригласили на должность преподавателя словесности и юриспруденции в Гатчинском сиротском институте. О тамошних порядках Ушинский позже напишет: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание – за дверьми здания». Будучи простым учителем, он не мог повлиять на руководство, зато много внимания уделял отношениям между воспитанниками: взаимные доносы и воровство ушли в прошлое, сменившись атмосферой товарищества. К тому же именно эта работа помогла учёному войти в историю.
В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике, собранную прежним инспектором (заведующим учебной частью) института Егором Гугелем. Они были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти книги потрясли Ушинского и вдохновили на собственные педагогические исследования. Его статья «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались и в самых читаемых журналах того времени – «Современнике» и «Библиотеке для чтения».
В 1859 году Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена обучение в институте было довольно поверхностным, считалось, что серьёзное образование вредит женскому естеству. Ушинский был с этим категорически не согласен: «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества».
Ушинскому удалось изменить старые порядки и создать новый стандарт женского образования в России. Он отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке; полностью сменил преподавательский состав и создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы, открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать. Кроме этого Ушинский ввёл практику педагогических совещаний и учредил преподавательские конференции для обмена опытом; сократил обучение с девяти до семи лет и добился для девушек права уезжать домой на каникулы и праздники.
Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года он стал редактором официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.
Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными. В 1861 году, после назначения министром просвещения консервативного графа Е.В. Путятина, Ушинского сначала уволили из журнала, а ещё через год – из Смольного. Поводом послужил анонимный донос: его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Поскольку к тому времени Ушинский был уже слишком заметной фигурой, скандала решили избежать: Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом пятилетней командировки в Европу.
В этом путешествии Ушинский посещал женские гимназии, народные школы и детские сады Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, знакомился с опытом иностранных коллег и пришёл к довольно неожиданным выводам: «Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я понял, что воспитание и учение детей, по крайней мере до восьмилетнего и даже до десятилетнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребёнка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости».
Именно за границей появились книги Ушинского «Детский мир» (1861 г.) и в 1864 г. – «Родное слово». Впоследствии к «Родному слову» было написано руководство для учителей и родителей – первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом.
«Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь. Успех был громадным. Учебники расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.
«Родное слово» – не просто понятная и написанная для ребёнка книга, это – совершенно серьёзная книга, ставящая много задач: развивать логическую мысль и речь ребёнка, научить его разбираться в окружающем мире, положить основы его мировоззрению и подготовить к настоящему изучению наук. Но и это ещё не всё. «Родное слово» – это в полном смысле народная книга. Она приобщала ребёнка к тому богатству языка, которым владеет народ. Кроме народных произведений, в «Родном слове» были помещены стихотворения Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Жуковского. Впервые для детей здесь была напечатана сказка Пушкина «О купце Остолопе и работнике его Балде». До «Родного слова» не было еще книги, которая бы так широко знакомила самых маленьких детей с русской поэзией.
В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение, – это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика. Первое, чем должен овладеть ребёнок, – знание национальной культуры. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «уважение к своему отечеству».
В 1870 году после тяжёлой болезни Ушинский скончался. Но идеи, изложенные в его книгах, обеспечили ему бессмертие. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко, гениальных открытий Выготского, гуманной педагогики Амонашвили, искусства преподавания Ильина, эффективных развивающих систем Занкова, Эльконина и Давыдова, и других хороших программ.
Соратник великого педагога и его ученик Л.Н. Модзалевский так определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».
В честь 200-летия великого педагога Национальная электронная библиотека создала проект, благодаря которому каждый может узнать подробно о жизни и творчестве Константина Дмитриевича и почитать оригинальные издания его произведений. Ознакомиться с ним можно здесь.