ЭРМИТАЖ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
7 декабря 260-й день рождения празднует один из крупнейших художественных музеев мира – Государственный Эрмитаж. Он отмечается ежегодно в День Святой Екатерины – покровительницы создавшей музей Екатерины Великой.
В 1991 году музей, указом Президента РФ, был включен в список особо ценных объектов национального наследия народов РФ, а с 1996 года – находится под покровительством Президента России.
Ежегодно по залам Эрмитажа проходит от 4 до 5 миллионов человек. В музее представлено более 3 миллионов экспонатов, и, чтобы посмотреть каждый из них хотя бы по 1 минуте, понадобится более 10 лет.
Сегодня в комплекс государственного Эрмитажа входит несколько объектов, 6 из которых находятся на Дворцовой набережной – Зимний дворец, Эрмитажный театр, Большой Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Запасной дом Зимнего дворца.
Общая протяженность залов в Эрмитаже составляет 24 километра. Он состоит из более одной тысячи комнат, 117 лестниц, 1885 дверей, почти 2 тысяч окон.
Высота Зимнего дворца – 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ, запрещающий строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей (23,43 метра). И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.
За свою историю здания Эрмитажа успели побывать в красном, розовом и даже желтом цвете. Привычный зеленый цвет музей обрел после Второй Мировой войны.
Филиалы Эрмитажа работают не только в России, но и в зарубежных странах. В Амстердаме открыт «Эрмитаж на Амстеле», в Лондонском Эрмитаже идёт изучение истории искусства, в венецианском центре «Эрмитаж-Италия» активно занимаются международными связями, и даже в Лас-Вегасе открылись «Эрмитажные комнаты».
Как же это все было?
Всё началось при Елизавете Петровне со строительства Зимнего дворца в 1754 году. Над внутренним и внешним видом дворца 8 лет трудился архитектор Франческо Растрелли. Согласно первоначальному проекту, сооружение было выполнено в стиле барокко, но вскоре основная часть интерьеров была изменена в соответствии с классицизмом. Завершено строительство Зимнего дворца было незадолго до вступления Екатерины II на престол.
В 1764 году Екатерина Великая приобретает свои первые картины – коллекцию, собранную для прусского короля Фридриха II берлинским купцом Иоганном Эрнстом Гоцковским. Немецкий монарх отказался от ее приобретения из-за безденежья, и Гоцковский предложил 225 картин России. Именно эти 225 картин и стали краеугольным камнем зарождения одной из богатейших коллекций мира. Впоследствии императрица купила коллекции графа Генриха фон Брюля, английского премьер-министра Роберта Уолпола, графа Бодуэна и многие другие, но 1764 год – год рождения коллекции – официально стал годом рождения Эрмитажа.
Рядом с царской резиденцией Екатерина II строит небольшой особняк, где можно было бы скрыться от глаз придворных. Отсюда и говорящее название «Эрмитаж», которое в переводе с французского означает «место уединения». Проект особняка был разработан французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламонтом. После окончания строительства в 1775 году, дом стал использоваться по назначению – в нём проводили чаепития, театральные постановки и поэтические вечера. Такой досуг Екатерина II называла «малыми эрмитажными собраниями». Здесь же разместилась и первые 225 экспонатов музея.
Переломным моментом в истории Эрмитажа стало приобретение личной коллекции барона Кроза – 600 картин, среди которых работы Рафаэля, Рембрандта, Рубенса и Тициана. Помимо картин императорскую коллекцию стали пополнять скульптурами, античными реликвиями, старинными монетами и медалями.
Императрица Екатерина II была крайне увлечена искусством, поэтому желала иметь в своей коллекции самые лучшие произведения искусства. Особый интерес у неё вызывала знаменитая «Лоджия Рафаэля» в Ватикане. Императрица задалась целью воссоздать копию галереи в Эрмитаже – с благословения Папы Римского в Ватикан отправились лучшие русские мастера, которые до мельчайших деталей изучили мозаику, чтобы воссоздать ее на родине. Полюбоваться на результат работ можно в зале №227 Большого Эрмитажа.
Императорская коллекция пополнялась так стремительно, что проект стал набирать обороты государственного масштаба – формировался музейный комплекс. В какой-то момент экспонатов стало настолько много, что их стали размещать в загородных императорских резиденциях.
К середине XIX века коллекция стала национальным достоянием всей России.
Было принято решение предоставить доступ к экспозиции для некоторых представителей общественности – попасть в Эрмитаж можно было по специальному разрешению. Даже Александр Сергеевич Пушкин смог посетить в музей только по личной рекомендации Жуковского, который являлся наставником сына императора. Поэт был невероятно счастлив и радовался подобно ребёнку, когда получил долгожданный абонемент.
Правила посещения музея должны были соблюдать все особы, независимо от степени их приближенности ко двору. Те, кто был при военных чинах, обязаны были приходить в мундире, штатские – во фраках. Даже известных людей в повседневных туалетах к картинам не пропускали. Каждого посетителя сопровождал камер-лакей, рассказывающий гостю о картинах и наблюдающий, чтобы посетитель ничего не испортил.
После революции 1917 года в коллекцию Эрмитажа влились национализированные частные художественные собрания, что привело к увеличению сокровищ Эрмитажа в 4 раза.
Во время Великой Отечественной войны более миллиона экспонатов были эвакуированы в Свердловск и частично размещены в местной картинной галерее. Другая часть экспонатов, по иронии судьбы, хранилась в бывшем доме инженера Ипатьева, где летом 1918 года были расстреляны император Николай Второй с семьей.
Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не функционировал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивали лекции по искусствоведению. Ещё до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать. Из числа сотрудников Эрмитажа шесть человек погибли на фронте и 43 умерли в блокадном Ленинграде.
В настоящее время штат сотрудников музея насчитывает более 2 тысяч работников, среди которых имеются и научные работники, и экскурсоводы, и реставраторы, и инженеры, и смотрители, и представители службы безопасности. А еще в штате Эрмитажа есть очень важная и почитаемая должность – «квалифицированный специалист по очистке музейных подвалов от крыс», а если по-простому – «эрмитажный кот». Хвостатые «сотрудники» появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ «О высылке ко двору котов». Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». Во время блокады Ленинграда все коты погибли, и город буквально кишел крысами. Поэтому в Ленинград было завезено пять тысяч котов из Ярославской области и Тюмени, часть которых попала в Эрмитаж.
В наши дни в Эрмитаже постоянно живут 50 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками и даже свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник – День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.
Как и в любом уважаемом музее мира в коллекции Эрмитажа есть объекты, о которых ходят легенды. Например, о мумии из древнеегипетского саркофага – теле жреца Па‑ди‑иста, которому почти 3 тысячи лет. Одна из сотрудниц музея утверждала, что в 2004 году у «разбинтованного» забальзамированного жреца неожиданно началась дёргаться мышца правой руки, а на плече возник небольшой нарост, который через несколько дней исчез. Но никаких доказательств этому, конечно, не нашлось.
Другой загадочный экспонат – золотая табакерка, принадлежавшая графу Николаю Зубову. По одной из версий, эта элегантная овальная коробочка могла быть орудием убийства Павла I в марте 1801 года. Именно своей табакеркой Зубов – участник заговора против императора – нанёс монарху удар в висок, оказавшийся роковым.
В Галерее драгоценностей есть неприметная на первый взгляд подвеска из розового кварца. Легенда гласит, что её обладателем был знаменитый Фрэнсис Дрейк – пират, вице‑адмирал и мэр Плимута. Украшение ему подарила сама английская королева Елизавета I – последняя из династии Тюдоров.
В начале 2000-х гг. среди белого дня из зала Эрмитажа была украдена картина французского художника Ж.Л. Жерома «Бассейн в гареме». Стоимость картины на момент похищения приближалась к миллиону долларов. Возвращение полотна было не менее загадочным и неожиданным. В 2006 году холст просто передали в приёмную Геннадия Зюганова со словами о том, что настоящий коммунист не станет её перепродавать, а вернёт народу.
Легенды о музее рассказывают не только рядовые горожане, но и сами сотрудники Эрмитажа. Главные герои таких историй – призраки императорской семьи и персонажи картин. Одним из самых популярных является миф о призраках Петра I и Николая I, полупрозрачные фигуры которых можно увидеть в ночных коридорах. Говорят, иногда при их появлении даже включается сигнализация.
В секторе обменно-резервного фонда вы можете стать счастливыми обладателями художественных альбомов и путеводителей по залам и коллекциям музея, а также книг, знакомящих с историей музея и его экспонатов.