Обзор книжных новинок

Уважаемые читатели! Продолжаем знакомство с поступлениями в фонд нашей библиотеки. Сегодня предлагаем вашему вниманию обзор трёх новинок, посвящённых истории литературы и искусства.

Книга российского историка Т.Л. Мусатовой «Новая книга о Гоголе в Риме: Между Римом и «другими краями Европы»» проливает свет на многие скрытые до сих пор моменты жизни и творчества Н.В. Гоголя в период его европейских поездок 1843-1848 годов. Автору удалось собрать и обобщить целый массив поистине уникальных документальных источников из фондов Москвы и Ватикана. Новый, впервые извлеченный на свет, биографический архивный материал, а также переписка итальянской и русской знати, позволили по-новому взглянуть на многие аспекты гоголевской биографии, проникнуть в тайны творческих замыслов и духовно-нравственных исканий писателя, воссоздать его связи с миром художественной богемы, литературных салонов и даже дипломатии. Особое внимание в издании уделяется влиянию западной и восточной (византийской) литературной традиции на «позднего» Гоголя, становлению писателя как предвестника социально-православного направления русской литературы.

Книга Зинаиды Стародубцевой «Русские художники за рубежом. 1970-2010-е годы» посвящена творческой жизни русского зарубежья в космополитичных мировых столицах — Париже, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Берлине и Лондоне — и затрагивает актуальные для современного гуманитарного знания проблемы: взаимодействие культур, интеграция и политика идентичности, мобильность, самоорганизация сообществ и др. В сборник вошли интервью автора-составителя с 80 художниками нескольких «волн» эмиграции и аналитические статьи 40 международных кураторов, галеристов, коллекционеров, критиков, то есть тех, кто выставлял, собирал, изучал русское искусство за рубежом в течении последних пятидесяти лет.

Монография Ирины Мамоновой «Ленинградский экспрессионизм» посвящена трём ленинградским художникам, представляющим поколение ровесников XX века — Соломону Гершову, Гавриилу Гликману и Феликсу Лемберскому. К середине 1960-х годов творчество этих художников, реалистов по образованию и убеждениям, сближают общие черты проблематики и язык, который здесь определен как своеобразный вариант экспрессионизма. Экспрессионизм не как стиль или метод — как интенция к мятежному духу свободы, заданному самим городом на Неве, чувство тревоги и запредельного сквозняка, не дающего забыться в обстоятельном, «вкусном», живописном гедонизме. Экспрессионизм как «сама поэтика искусства, всегда остающаяся посторонней в большом культурном пространстве, всегда переживающая свою маргинальность как собственный язык искусства». Предметом исследования автора послужили обширные коллекции художников в Санкт-Петербурге, Мюнхене и Бостоне, произведения из музейных собраний, а также архивные источники.

Все эти три издания уже поступили в фонд нашей библиотеки и будут интересны всем любителям и исследователям истории литературы и искусства.