«Нижегородская мода» Часть 1. «Горьковский Дом моделей»

Моду нельзя назвать модой, если ее не носят на улице.
Ив Сен-Лоран

Мода не просто делает женщин красивыми,
она дает им уверенность в себе.
Ив Сен-Лоран


Библиография


Во все времена и во всех странах женщины стремились выглядеть привлекательно и красиво. Именно красивая одежда помогала женщинам подчеркивать свои достоинства и скрывать мелкие недостатки.

Каждому времени был присущ свой взгляд на одежду. Мода (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определенного стиля в какой-либо сфере жизни, культуры, в особенности в одежде. Изменения в моде не являются стихийными, а вытекают из закономерностей развития общества. В советское время дело создания моды находилось в руках государственных и общественных организаций. Художественными центрами создания советской моды являлись Дома моделей, которые знакомили широкие круги населения с характером и направлением советской моды путем устройства выставок и общественных просмотров одежды. Одним из средств воспитания вкусов населения являлись журналы мод. Для широкого круга женщин, которые шили одежду в домашних условиях, такие журналы были основным источником и советчиком в выборе того или иного фасона платья.

Горьковский Дом моделей был образован 1 апреля 1949 г. на основании приказа Министерства легкой промышленности РСФСР от 14 апреля 1948 г. Он был основан на базе Центральной опытно-технической лаборатории для разработки ассортимента моделей и технической документации для швейных предприятий. Первоначально Дом моделей располагался в двухэтажном здании № 8 на Зеленском съезде.

Фото 1

В районе улицы Маяковского была сосредоточена элита швейной промышленности. В здании доходного дома купца Бугрова находилась опытно-техническая группа Управления швейной промышленности области, неподалеку от Строгановской церкви — Швейная фабрика № 2 имени Жданова, на Нижневолжской набережной — фабрика «Маяк», в особняке Рукавишникова — фабрика № 1 имени Красной Армии и Флота. В это же время открылись Дома моделей в Куйбышеве, Новосибирске и Свердловске.

В начале своего пути предприятие выпускало около 200 моделей в год. Лучшие из них после утверждения на художественном совете поступали на 30 швейных фабрик.

Каталог 1951-1952

Регулярно проводились демонстрации новинок на промышленных предприятиях, в домах культуры и рабочих клубах города. С показами мод выезжали в районные центры Горьковской области, в города Поволжья. Первым директором Дома моделей был Михаил Николаевич Орлинский.

Новые модели одежды // Горьковская коммуна. — 1951. — 15 июля.

Статья 1

В 1954 г. коллектив Горьковского Дома моделей переехал в дом № 13 по улице Маяковского (ныне ул. Рождественская). В результате реконструкции в этом здании появились выставочный и демонстрационный залы, где два раза в неделю проводились показы мод.

Каталог 1954

Руководила Домом моделей в этот период Нина Васильевна Хлюстова. Горьковский Дом моделей считался одним из лучших в стране. Численность работников составляла 350 человек, из них 30 были специалистами художественного профиля. Выпуск моделей увеличился до 645 единиц в год.

Гусакова, Е. О доме моделей // Горьковская правда. — 1953. — 21 авг. – С. 2.

Статья 2

Во второй половине 50-х годов Горьковский Дом моделей начал работу по расширению ассортимента и улучшению качества детской одежды.

Фото 1а

В это же время стали разрабатывать модели спецодежды для рабочих разных профессий. Работы художников-модельеров неизменно получали высокую оценку на всесоюзных конкурсах. Одежда горьковских модельеров экспонировалась на международных конгрессах мод в Лейпциге, Варшаве, Москве, Бухаресте, на Всемирной выставке в Брюсселе (1957-1958 гг.).

Каталог 1959

В конце 1960 г. коллектив Дома моделей разработал полный ассортимент одежды для молодой женщины, для девушки и для мужчины.

Фото 1б

В него входили рабочий, вечерний и выходной костюмы, костюмы для отдыха и спорта.

Изделия горьковчан — на всесоюзную выставку // Горьковский рабочий. — 1960. — 16 нояб.

Статья 3

В 1961 г. предприятие возглавил Зиновий Родионович Дубиновский.

Фото 2

Дубиновский Зиновий Родионович (1907 – 1974) Родился в городе Двинске (ныне Даугавпилс) в Латвии. Во время Первой мировой войны семья переехала в Нижний Новгород. В 1921 – 1932 годах работал на швейных фабриках города Нижнего Новгорода портным, закройщиком, начальником цеха, главным инженером. С 1932 года занимал ряд руководящих должностей в легкой промышленности области. Во время Великой Отечественной войны был главным инженером обллегпрома. В 1957 – 1961 годах – начальник управления лёгкой промышленности Горьковского совнархоза. В 1961 – 1974 годах – директор Горьковского Дома моделей. Депутат городского и районного Совета депутатов трудящихся. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта». Похоронен на Бугровском кладбище.

Емелин, П. Память сердца // Ленинская смена. — 1973. — 12 июля.

Статья 4

В это время были созданы новые подразделения: экспериментальный цех для апробации моделей, отдел пропаганды и моды, отдел моделирования головных уборов, отдел художников-эскизистов и др. В результате этих структурных преобразований количество работников предприятия выросло до 500 человек, а выпуск моделей достиг 1800 единиц в год. В 1965 г. начался выпуск журнала мод Горьковского Дома моделей с выкройками и фотозарисовками. Предприятие начало разработку и внедрение в производство швейных изделий из синтетических тканей. Было налажено сотрудничество с Богородской кожгалантерейной фабрикой, и созданы коллекции моделей из кожзаменителей.

Горьковский Дом моделей представлял свои коллекции на международных форумах. В 1961 г. — на выставке в Будапеште (Венгрия), XII конгрессе мод в Берлине (ГДР), Международной выставке на Кубе. В 1967 г. — на Международной выставке одежды и фестивале мод в Москве, выставке «ЭКСПО» в Монреале (Канада).  В 1971 г. состоялся показ коллекции на Международной выставке модной одежды и аксессуаров в Париже (Франция), а в 1973 г. — на Международной ярмарке в Пловдиве (Болгария).

Зарубежный смотр моды // Горьковский рабочий. — 1973. — 25 авг.

Статья 5

В 1972 году был построен новый корпус Дома моделей (архитектор Ю.П. Осин).

Фото 3

Пятиэтажное здание по архитектурному решению представляло собой стеклянный параллелепипед. В новом корпусе появилась возможность оборудовать демонстрационный зал на 350 мест, новый выставочный зал, гардероб, техническую библиотеку, перепланировать цеха моделирования, раскройный участок и т.п. В реконструированный старый корпус из аварийных помещений были переведены ателье и экспериментальный цех. Орельская, О. В. Бизнес-центр (реконструкция Дома моделей) / О. В. Орельская, С. В. Петряев // Улица Рождественская — энциклопедия архитектурных стилей: [науч.-попул. изд.] / О. В. Орельская, С. В. Петряев. — Нижний Новгород, 2014. — С. 217-219.

Фото 4

Выпуск моделей достиг 1900 единиц в год. Горьковский Дом моделей стал методическим центром для домов моделей промышленного объединения 1-го Росшвейпрома. Он обслуживал технической документацией и образцами 67 предприятий Горьковской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областей и ряд автономных республик. Горьковскому Дому моделей доверяли изготовление самого сложного ассортимента одежды — единых коллекций курток, пальто, костюмов.

К 750-летию г. Горького Дом моделей подготовил коллекцию, за основу которой было взято национальное искусство России и Поволжья, поэтому модели, современные по форме, были решены в народном стиле. Многие из них были приняты в производство швейной промышленностью.

Долганский, Гр.  МОД // Ленинская смена. — 1971. — 16 сент.

Статья 6

В 1975 г. директором предприятия был назначен Владимир Федорович Козеров. Козеров, В. Воспоминания бывшего директора: (печатаются в сокращении) / В. Козеров // Наследие Рождественской стороны: сб. художеств. и публицист. произведений, науч. ст. и мемуаров, посвящ. уникальной территории Нижнего Новгорода. — Нижний Новгород, 2012. — Вып. 1. — С. 283-292.

Фото 5

Показы сезонных коллекций модных направлений еженедельно проходили в демонстрационном зале. Сотрудники ежедневно выезжали на предприятия, в институты, дома культуры сельской местности с показами модной одежды. Очередь была расписана на два года вперед. Штатных манекенщиц было всего восемь. Манекенщицы 1970-х годов были среднего роста со стандартной фигурой. Но все они умели красиво ходить и «держать» себя на подиуме. Для показа моделей детской одежды приглашали детей и внуков сотрудников и их знакомых. За участие в показах мальчики и девочки, как и взрослые манекенщики, получали зарплату.

С 1976 г. Дом моделей первым в стране начал разрабатывать и внедрять комплексную систему управления качеством продукции. С этого же года стал выпускать ежегодный каталог модной одежды. Первый номер был посвящен молодежи. Журнал выходил 25-тысячным тиражом. Многокрасочная печать, удачное оформление, эскизы около 100 моделей, а в приложении 8-10 выкроек — все это сделало журнал популярным среди населения.

Каталог 1976

Кроме каталога издавались альбомы коллекций, буклеты с выкройками и настенно-перекидные календари, посвященные моде.

Александрова, Е. Издано Домом моделей // Горьковская правда. — 1977. — 29 янв.

Статья 7

В 1979 г. экспериментальный цех Дома моделей начал выпускать модную одежду для подростков и молодежи, в том числе изделий из натуральной кожи, спилка и одежного велюра.

Шейте сами 1979

В начале 1980-х гг. на улице Горького открылся магазин-салон «Мода», в котором стали проводиться покупательские конференции, выставки-продажи, тематические и специальные рекламные показы продукции экспериментального цеха Дома моделей.

Фото 7

Цех разрабатывал новые модели одежды. Каждый эскиз обсуждал и принимал худсовет, выкройки выверялись до миллиметра. Потом модель отшивали в количестве не более 500 экземпляров и отслеживали спрос на нее в магазинах. Если спрос оказывался высоким — модель запускали в фабричное производство.

Комплект выкроек 1981

К Олимпийским играм 1980 года и XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве были специально разработаны модели швейных изделий с олимпийской и фестивальной символикой.

Каталог 1979

Дом моделей принимал участие в международных ярмарках-выставках: в 1980 г. —  в Лейпциге (ГДР), в 1981 г. — в Монреале (Канада), в 1982 г. — в Тегеране (Иран), в 1985 г. — в Греции, в 1986 г. — в Будапеште (Венгрия) и в Познани (Польша), в 1988 г. — в Париже (Франция), в 1989 г. — во Вьетнаме.

Федорова, Т. «Лейпциг-80»  // Горьковский рабочий. — 1980. — 31 дек.

Статья 8

В 1980-х гг. предприятием впервые была разработана комплексная система управления качеством продукции. Ее внедрение позволило поддерживать высокий уровень качества моделей, технической документации, организации производства в Домах моделей страны.

Романова, Г. Доверяют самое сложное // Горьковский рабочий. — 1982. — 7 июня.

Статья 9

Заслуги коллектива были отмечены в 1981 г. бронзовой медалью ВДНХ.

Фото 6

Изображение медали появилось на проспекте, изданном Горьковским Домом моделей.

В 1983 г. Горьковский Дом моделей создал систему автоматизированного построения лекал и раскладок. Использование этой системы позволило увеличить производительность труда, убрать однообразие и трудоемкость в работе копировальщиц.

Каталог 1983

Крючков, В. Одежду шьет… ЭВМ // Горьковский рабочий. — 1984. — 20 февр.

Статья 10

В 1987 г. в ТЮЗе состоялся семинар работников республиканских домов моделей и представителей легкой промышленности. Лучшей из показа стала коллекция «Время и молодежь», созданная творческой группой под руководством главного художественного руководителя Горьковского Дома моделей Т.А. Садковой. Демонстрация коллекции проходила в виде маленького спектакля.

Соборовер, И. В театр пришла мода // Горьковская правда. — 1987. — 18 сент.

Статья 11

Дом моделей тесно сотрудничал с Московским Домом моды Вячеслава Зайцева. Известный модельер неоднократно приглашал горьковских манекенщиц на свои показы, делился лекалами моделей.

Каталог 1985

В связи с возвращением городу исторического названия, в 1990 году предприятие стало называться «Нижегородский Дом моделей». В его штате на тот момент насчитывалось около 1000 сотрудников. Дом моделей входил в тройку лучших Домов моды после Москвы и Ленинграда и был высокоприбыльным.

Каталог 1990

В 1992 г. Дом моделей стал акционерным обществом, основной пакет акций которого выкупил банк «Еврокосмос». На предприятии было создано 9 творческих мастерских, работавших под руководством художников-дизайнеров: Л.П. Кириковой, Л.С. Панкратовой, А.Ф. Новиковой, В.Н. Дехтяр, Л.А. Колесовой, О.В. Дроздовой (Сиряченко), Н.А. Кундиной, Л.К. Решетниковой, Т.В. Супряткиной. В каждой мастерской было несколько конструкторов и швей-исполнителей. В мастерских создавались авторские коллекции мужской, женской и детской одежды, которые участвовали во всех крупных показах. Также создавались коммерческие коллекции, предназначенные для продажи. Это были эксклюзивные вещи.

Из личной коллекции сотрудников НГОУНБ

Фото 8

Максимальный тираж составлял 3-5 штук. Купить изделия можно было в магазине, расположенном прямо в Доме моделей. В этом же году с успехом прошел первый в городе аукцион дизайнерской одежды.

Стариченкова, Е. Кто хочет украсить собою улицы? // Нижегородский рабочий. — 1992. — 30 июня. — С. 7.

Статья 12

В 1995 г. из девяти творческих мастерских осталось лишь четыре (Л.С. Панкратовой, Л.П. Кириковой, В.Н. Дехтяр и Л.А. Колесовой). В этот период мастерские стали выполнять также индивидуальные заказы от населения на эксклюзивную одежду. Стоила она дорого, и позволить себе одеваться у дизайнеров могли лишь обеспеченные люди.

Шаховский, М. Авторская коллекция? Это фе-но-ме-наль-но!: [информация] // Нижегородские новости. — 1992. — 30 июня. — С. 3.

Статья 13

В 1990-е годы резко сократились демонстрации мод. В этот период на помощь Дому моделей пришла Нижегородская ярмарка, возрожденная в конце 1990 г. Нижегородский Дом моделей стал постоянным участником международных выставок, проводимых Нижегородской ярмаркой: «Товары для всех», «Нижегородская осень», «Рождественские базары». На этих выставках Дом моделей был представлен секциями, где посетители могли купить авторские вещи нижегородских модельеров, а также большими красочными программами показа коллекций, проходившими все дни работы выставок.

Кессарийский, Э. В Нижнем одеваются также, как в Москве // Российская провинция. — 1994. — № 2. — С. 78-80.

Статья 14, 1 стр

Кроме показов на Нижегородской ярмарке, авторские коллекции наших ведущих дизайнеров были представлены в 1990 г. — на Международной ярмарке в Вене (Австрия), в 1991 г. — на ярмарке в Дюссельдорфе (Германия) и на параде моды Юго-Восточной Азии во Вьетнаме, в 1993 г. — на выставке в Мюнхене (Германия), в 1994 г. — на международной выставке-ярмарке «Мода-94» в Москве, в 1995 г. — в Чикаго (США). Все показы коллекций прошли с большим успехом.

Трифонова, С. Русский шик — для самых шикарных // Нижегородский рабочий. — 1991. — 10 июля. — С. 6.

Статья 15

Общая численность работников Дома моделей на 1 апреля 1996 г. составляла 441 человек. В 1998 г. обанкротился основной акционер предприятия, банк «Еврокосмос». Пятиэтажный корпус Дома моделей был продан за долги. В 1999 г. ОАО «Дом моделей «Нижний Новгород» было ликвидировано. Спустя полвека после своего основания один из ведущих Домов моделей страны перестал существовать.

Сергеева, И. Погубили «Большой театр»: кто восполнит потерю? // Город и горожане. — 1999. — № 7 (18 февр.). — С. 5

Статья 16

Дом моделей прекратил свое существование, но нижегородская мода продолжает развиваться. Появились новые дизайнеры модной одежды, которые сохраняют ее традиции. В наступившем 2021 году мы отмечаем 160-летний юбилей известного модельера, нашей землячки, Надежды Петровны Ламановой. В связи с этим, вторая часть нашего проекта «Нижегородская мода» будет посвящена рассказу о жизни и творчестве Н.П. Ламановой, а также другим нижегородским модельерам, в том числе работавшим в Горьковском Доме моделей. Мы попытаемся проследить историю нижегородской моды, начиная с XIX века и до наших дней.

Комментарии к иллюстрациям альбомов мод Горьковского Дома моделей

Горьковский Дом моделей выпускал множество различных изданий: каталоги, альбомы коллекций, буклеты с выкройками и настенно-перекидные календари, посвященные моде. Модели позировали на фоне живописных нижегородских видов: на набережных, около стен кремля и на фоне наиболее красивых и значимых зданий города. Издания Горьковского Дома моделей художественно оформлены красочными фотографиями и иллюстрациями. Мы представляем вашему вниманию страницы из альбомов мод и предлагаем вспомнить, на фоне каких достопримечательностей нашего города они сделаны.

1. Чкаловская лестница.

Чкаловская лестница соединяет Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные. Выполненная в стиле советского ампира, лестница украшена гранеными обелисками и скульптурными барельефами с изображением знамен Победы. Возведена она была в честь победы в Сталинградской битве. Строительство продолжалось с 1943 по 1949 год. Авторами проекта лестницы были архитекторы А.А. Яковлев, Л. Руднев и В. Мунц. Является самой длинной лестницей в России. Начинается она от смотровой площадки у памятника Чкалову (отсюда и возникло ее название), рядом с Георгиевской башней кремля. Лестница построена в виде восьмерки и состоит из 560 ступеней, если считать обе стороны «восьмерки». К строительству привлекли местное население и большое число пленных немцев.

Рис. 1 Рис. 2

Орельская, О. В. Чкаловская лестница на Волжском откосе / О. В. Орельская // «Стиль победы» в архитектуре города Горького = The «victorystyle» inthearchitectureofGorky / О. В. Орельская. — Нижний Новгород, 2015. — С. 2; Орельская, О. В. Волжская мемориальная (Чкаловская) лестница / О. В. Орельская, С. В. Петряев // Набережные Нижнего Новгорода. Правобережье: верхние набережные / О. В. Орельская, С. В.  Петряев. — Нижний Новгород, 2016. — С. 85-88; Ганюшкина, Л. Ю. История создания Чкаловской лестницы / Л. Ю. Ганюшкина // Нижегородская старина. — 2016. — Вып. 49/50. — С. 89-97; Мемориальная Чкаловская лестница // Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. — Нижний Новгород, 2013. — С. 56.

2. Дворец Труда (ул. Большая Покровская, 1)

Дворец Труда (бывшее здание Городской Думы) расположено на площади Минина и Пожарского. До середины XIX века на этом месте располагался деревянный дом Кордюковых. В 1851 году его купил П.Е. Бугров, который на этом месте построил трехэтажный каменный дом по проекту архитектора Н.И. Ужумедского-Грицевича (1852-1854 гг.). Низ здания занимали торговые лавки, а второй этаж арендовал городской театр. В 1902-1904 годах по проекту архитектора В.П. Цейдлера было выстроено новое здание, которое в плане представляет собой трапецию. Его фасады выполнены в русском стиле. Большую часть расходов по строительству взял на себя Николай Бугров (представитель нижегородских купцов-старообрядцев Бугровых, крупный благотворитель Нижегородской губернии). Со времен постройки нового здания в нем размещалась Городская дума и Управа. После февральской революции там находился Временный Совет рабочих депутатов. В 1916 году здесь был открыт Нижегородский народный университет, а с 1919 по 2013 год дом стал принадлежать различным профсоюзным органам.

Рис. 3 Рис. 4

Наумова, О. И. На самой главной площади города: [Здание Городской думы (Дворец труда)]: ул. Б. Покровская, 1 / О. Наумова // 100 биографий домов Нижнего: каждый дом — своя судьба / О. Наумова. — Нижний Новгород, 2013. — С. 30-31; Седов, А. В. «Дворец труда» — бугровский дар / А. В. Седов // Кержаки: история трех поколений купцов Бугровых / А. В. Седов. — Нижний Новгород, 2005. — С. 130-132. — (Карман России); Давыдов, А. И. Дом Городской думы / А. И. Давыдов, О. И. Наумова // Нижегородские дома-памятники = NizhnyNovgorodhouses-landmarks / А. И. Давыдов, О. И. Наумова. — Нижний Новгород, 2012. — С. 26; Здание Городской Думы 1899-1904 гг. (1902): ул. Большая Покровская, 1 // Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения: 800-летию Нижнего Новгорода посвящается. — Нижний Новгород, 2018. — Кн. 2. — С. 12-19.

3. Здание Нижегородской духовной семинарии (ныне второй корпус Нижегородского государственного педагогического университета имени Кузьмы Минина) (пл. Минина и Пожарского, 7)

Бывший дом духовной семинарии в Нижнем Новгороде — это один из наиболее старинных домов города. Здание расположено по красной линии площади Минина и Пожарского (бывшей Благовещенской). Дом был возведен в 1831 году по проекту архитектора А.Л. Леера и представляет собой трехэтажное здание в стиле эклектики. Внутри средней части, выделенной портиком с восемью колоннами, находятся парадная лестница, большой вестибюль и актовый зал. В 1848-1853 годах в Духовной семинарии учился литератор Николай Добролюбов. В 1917 году учебное заведение было закрыто. После революции здание занимали Нижегородский университет, сельскохозяйственный институт, заочный юридический институт. Теперь здесь находится второй корпус Нижегородского государственного педагогического университета имени Кузьмы Минина.

Рис. 5 Рис. 6

Здание семинарии 1829 г.: пл. Минина и Пожарского, 7 // Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения: 800-летию Нижнего Новгорода посвящается. — Нижний Новгород, 2018. — Кн. 2. — С. 341-348; Давыдов, А. И. Здание Нижегородской Духовной семинарии / А. И. Давыдов, О. И. Наумова // Нижегородские дома-памятники = NizhnyNovgorodhouses-landmarks / А. И. Давыдов, О. И. Наумова. — Нижний Новгород, 2012. — С. 6; Площадь Минина и Пожарского: дома-памятники // Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. — Нижний Новгород, 2013. — С. 53-56.

4. Театральная лестница

Название лестница получила из-за соседства с Нижегородским академическим театром драмы имени М. Горького и Театральной площадью. Располагается лестница на Зеленском съезде и поднимается на Лыкову Дамбу. Театральная лестница — памятник архитектуры. Она была построена в 1945-1946 годах немецкими военнопленными вскоре после окончания Великой Отечественной войны в качестве компенсации за разрушение города бомбежками. Ее называют «младшей сестрой» Чкаловской лестницы из-за схожести с ней по своей конструкции.

Рис. 7 Рис. 8

5. Музей науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория» (Верхневолжская набережная, 5)

В середине XIX века на этом месте стоял каменный двухэтажный дом, который в 1857 г. приобрело Пароходное общество «Меркурий». В 1860 году дом был продан под общежитие Духовной семинарии, к нему был сделан трехэтажный пристрой. В 1918 году в здании разместилась радиолаборатория, которую с 1918 по 1928 г. возглавлял Михаил Александрович Бонч-Бруевич. В 1929 г. была создана центральная военно-индустриальная лаборатория — ЦВИРА. Здание было реконструировано в 1940-е годы, оно стало четырехэтажным. Проект реконструкции выполнен Д.П. Селивановым. Во время Великой Отечественной войны здесь находился резервный узел связи для секретного спецобъекта, запасного командного пункта (бункера И.В. Сталина). В 1974 г. в здании был открыт мемориальный музей Нижегородской радиолаборатории (ныне музей науки ННГУ). С 1998 г. оно принадлежит Нижегородской топливно-энергетической компании.

Рис. 9Рис.10

Наумова, О. И. Дом на качелях: [Нижегородская радиолаборатория]: Верхневолжская наб., 5 / О. Наумова // 100 биографий домов Нижнего: каждый дом — своя судьба / О. Наумова. — Нижний Новгород, 2013. — С. 40-41; Харламов, В. А. «Преодолеть пространство и простор» / В. А. Харламов // Записки краеведов [2006]: очерки, воспоминания, статьи, хроника: [альманах, вып. 11] / сост. О. А. Рябов. — Нижний Новгород, 2006. — С. 183-188; Орельская, О. В. Здание с радиолабораторией / О. В. Орельская, С. В. Петряев // Набережные Нижнего Новгорода. Правобережье: верхние набережные / О. В. Орельская, С. В. Петряев. — Нижний Новгород, 2016. — С. 134-137.

6. Главный ярмарочный дом (ул. Совнаркомовская, 13)

Первое здание было построено по проекту О. Монферрана и А.А. Бетанкура. К концу XIX века ярмарочное здание обветшало, и по проекту А.И. фон Гогена, А.Е. Трамбицкого и К.М. Треймана, был выстроен новый Главный Дом, сохранившийся к настоящему времени. Само здание ярмарочного дома было выполнено в традициях древнерусской архитектуры XVII века. Элементы фасада ассоциируются с боярскими палатами и напоминают исконно русские роскошные деревянные дома. Жемчужиной здания является Гербовый зал, украшенный гербами всех российских губерний. Во время проведения ярмарок в Главном Ярмарочном доме жил нижегородский губернатор, там же размещалась и его канцелярия. В советское время с 1934 по 1954 г. в доме размещались городские власти, а в 1970 году открылся магазин «Детский мир». С 1990 года началось возрождение ярмарки, и здание снова стало Главным ярмарочным домом. Сейчас в здании находится мультимедийный парк «Россия — моя история».

Рис. 11 Рис. 12

Наумова, О. И. Главный ярмарочный [дом]: ул. Совнаркомовская, 13 / О. Наумова // 100 биографий домов Нижнего: каждый дом — своя судьба / О. Наумова. — Нижний Новгород, 2013. — С. 222-223; Главный Ярмарочный дом 1890 г.: ул. Совнаркомовская, 13 // Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения: 800-летию Нижнего Новгорода посвящается. — Нижний Новгород, 2018. — Кн. 2. — С. 536-541; Канавино: дома-памятники // Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. — Нижний Новгород, 2013. — С. 124-127; Максимов, К. Строительство Главного ярмарочного дома Нижегородской ярмарки / К. Максимов // Пироговские чтения: материалы одиннадцатой науч. студенч. конф. — Нижний Новгород, 2005. — С. 11.

7. Театр драмы (ул. Большая Покровская, 13)

Здание городского театра было построено к Всероссийской выставке 1896 года. Проект выполнил архитектор императорских театров В.А. Шретер. Театр был открыт премьерой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», где главную партию исполнил молодой Ф.И. Шаляпин. В народе театр называли «Николаевским» в честь императора Николая I, указавшего место постройки еще в 1834 году. В 1944 году театру присвоено имя А.М. Горького. На его сцене были поставлены все пьесы писателя. В театре играли знаменитые на всю страну актеры: В. Самойлов, В. Дворжецкий, Л. Хитяева и многие другие.

Рис. 13 Рис. 14

Наумова, О. И. Праздник, который всегда с нами: [Городской Николаевский театр (Театр драмы)]: ул. Б. Покровская, 13 / О. Наумова // 100 биографий домов Нижнего: каждый дом — своя судьба / О. Наумова. — Нижний Новгород, 2013. — С. 126-127; Здание городского театра 1894-1896 (1895-1896 гг.): ул. Большая Покровская, 13 // Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения: 800-летию Нижнего Новгорода посвящается. — Нижний Новгород, 2018. — Кн. 2. — С. 22-32; Повитухин, С. Б. Николаевский театр (улица Большая Покровская) / С. Б. Повитухин // Родной Нижний: история Нижнего Новгорода в фотографиях / С. Б. Повитухин. — Нижний Новгород, 2015. — С. 144.

8. Дмитриевская башня кремля.

Главная башня Нижегородского кремля выходит на площадь Минина и Пожарского. Дмитриевская башня была самой первой, которую построили из камня. Она названа в честь князя Дмитрия Константиновича или, по другой версии, по названию церкви, освященной во имя святого великомученика Дмитрия Солунского, которая находилась перед башней. Первое упоминание о постройке Дмитриевской башни имеется в Хронографе 1617 года. В 1894 году была начата реконструкция башни. Автором проекта и руководителем реконструкции стал архитектор Николай Султанов. Он переделал ее под художественно-исторический музей, который открылся в 1896 году. В 1993 году над воротами башни была установлена икона основателя Нижнего Новгорода — святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. В наше время в ней располагается выставочный зал «Дмитриевская башня».

Рис. 15 Рис. 16

Дмитриевская (Дмитровская) башня // Нижний Новгород: история, достопримечательности, культура, известные люди города. — Москва, 2017. — С. 25-26. — (Города России: энциклопедия в 20 книгах); Повитухин, С. Б. Нижегородский кремль. Дмитриевская башня / С. Б. Повитухин // Родной Нижний: история Нижнего Новгорода в фотографиях / С. Б. Повитухин. — Нижний Новгород, 2015. — С. 24-25; Агафонов, С. Л. Нижегородский кремль: 500-летию Нижегородского кремля посвящается / С. Л. Агафонов. — Нижний Новгород: Кварц, 2010. — 224 с.; Кирьянов, И. А. Дмитриевская башня / И. А. Кирьянов // Нижегородский Кремль / И. А. Кирьянов. — Горький, 1968. — С. 71-75.

9. Здание общества «Волга» (ныне корпус Приволжского исследовательского медицинского университета) (пл. Минина и Пожарского, 10/1)

Здание правления пароходного общества «Волга» на Верхневолжской набережной является памятником архитектуры Нижнего Новгорода. Построено было в 1913-1914 годах крупной пароходной компанией «Волга», которую контролировал нижегородский предприниматель Д.В. Сироткин. Здание отличалось передовым по тем временам художественно-конструктивным решением и имело высочайшую прочность. В архитектуре здания нашло отражение направление ретроспективизма в русском зодчестве рубежа веков. Автор проекта неизвестен. С 1930 года в здании разместился Медицинский институт. Сейчас это корпус Приволжского исследовательского медицинского университета, где располагаются лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический факультеты и факультет повышения квалификации.

Рис. 17 Рис. 18

Площадь Минина и Пожарского: дома-памятники // Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. — Нижний Новгород, 2013. — С. 53-56; Давыдов, А. И. Здание общества «Волга» / А. И. Давыдов, О. И. Наумова // Нижегородские дома-памятники = NizhnyNovgorodhouses-landmarks / А. И. Давыдов, О. И. Наумова. — Нижний Новгород, 2012. — С. 33; Орельская, О. В. Здание правления пароходного общества «Волга» / О. В. Орельская // Набережные Нижнего Новгорода. Правобережье: верхние набережные / О. В.  Орельская, С. В.  Петряев. — Нижний Новгород, 2016. — С. 105.

10. Памятник Герою Советского Союза, летчику В.П. Чкалову

Памятник установлен вблизи Георгиевской башни кремля. Открыт 15 декабря 1940 года, в день второй годовщины гибели В.П. Чкалова. Автором скульптуры стал друг В.П. Чкалова И.А. Менделевич, с которым они вместе выбрали это место для памятника А.М. Горькому. И.А. Менделевич был удостоен за эту работу Сталинской премии. Архитекторами памятника являются В.С. Андреев, И.Г. Таранов. Памятник из черного гранита представляет собой пьедестал в виде цилиндра, на котором установлена бронзовая скульптурная фигура. На пьедестале имеется изображение карты полетов героического экипажа Чкалова-Байдукова-Белякова на Дальний Восток и через Северный полюс в Америку. Сам пьедестал облицован лабрадоритом. Внизу пьедестала была надпись: «1904-1938. Сталинскому соколу. Великому летчику нашего времени Валерию Чкалову», впоследствии удаленная.

Рис. 19 Рис. 20

Памятник летчику-герою В. П. Чкалову 1940 г.: пл. Минина и Пожарского, литера 2 // Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения: 800-летию Нижнего Новгорода посвящается. — Нижний Новгород, 2018. — Кн. 2. — С. 349-353; Орельская, О. В. Памятник Герою Советского Союза, летчику Валерию Павловичу Чкалову (1904-1938 гг.) / О. В. Орельская, С. В. Петряев // Набережные Нижнего Новгорода. Правобережье: верхние набережные / О. В. Орельская, С. В. Петряев. — Нижний Новгород, 2016. — С. 85; Памятник В. П. Чкалову (1940). Верхне-Волжская набережная: монументы // Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. — Нижний Новгород, 2013. — С. 150-151.

11. Улица Большая Покровская

Главная улица Нижнего Новгорода ведет свое начало с XVIII века и расположена в историческом центре города. Связывает 4 площади: Минина и Пожарского, Театральную, Горького и Лядова. В средние века здесь проходила дорога на Москву, которая в пределах города называлась Никольская Большая улица. На рубеже XVIII-XIX веков она начинает застраиваться каменными домами, в которых селилась знать. Большинство зданий построено в стиле классицизма и эклектики. На Большой Покровской улице находится несколько уникальных памятников архитектуры. Название свое улица получила по церкви Покрова Пресвятой Богородицы (сейчас это дом № 28.) Покровская всегда была элитной улицей: на ней жили сановные лица, представители дворянских и княжеских родов. Затем дома и усадьбы стали перекупаться купцами-промышленниками, а в советское время на этой улице «выдавались» квартиры партийным работникам, представителям творческой интеллигенции. К началу XX века застройка Большой Покровской сильно уплотнилась, и дома стали образовывать непрерывные линии по обеим сторонам улицы. После революции она была переименована в честь революционера Я.М. Свердлова и в народе именовалась просто «Свердловкой». До 1980-х годов улица была проезжей, а затем ее сделали пешеходной. В 1990-х годах улице было возвращено имя Большой Покровской.

Рис. 21 Рис. 22

Смирнова, Л. М. Большая Покровская улица / Л. М. Смирнова // Нижний Новгород до и после / Л. М. Смирнова. — Нижний Новгород, 1996. — С. 187-210; Наумова, О. И. По главной улице: [Улица Большая Покровская] / О. Наумова // 100 биографий домов Нижнего: каждый дом — своя судьба / О. Наумова. — Нижний Новгород, 2013. — С. 122-123; Орельская, О. В. Улица Большая Покровская: прогулки во времени: [научно-популярное изд.] / О. В. Орельская, С. В. Петряев. — Нижний Новгород: Бегемот, 2015. — 247 с.; Улица Большая Покровская // По улицам родного города = [AlongtheStreetsofNizhnyNovgorod]: к 40-летию образования Нижегородского района / А. Н. Тарасов. — Нижний Новгород, 2010. — С. 62-67; Улица Большая Покровская: Большая Московская дорога — Большая Покровская — Ленина — Либкнехта — Свердлова — Большая Покровская / Н. В. Павлов // Без вымысла / Н. Павлов. — Нижний Новгород, 2017. — С. 39-46.

12. Гостиница «Россия» на Верхневолжской набережной.

В 1834 году Николай I, будучи в Нижнем Новгороде с визитом, повелел обустроить откос в виде бульвара с городским садом. Проект набережной И.Е. Ефимова и П.Д. Готмана был высочайше утвержден в 1835 году. Работы осуществлялись под надзором инженера А.И. Поднозова. В 1836 году набережная была выложена булыжником и штакетником, и началась ее застройка каменными домами. На набережной, непосредственно на откосе, был разбит Александровский сад, вдоль которого были оборудованы два съезда: Георгиевский (по названию находившейся в начале набережной Георгиевской церкви) и Казанский. Набережная получила название Георгиевской. После Октябрьской революции этажность домов была увеличена. В советские годы набережная стала носить имя бывшего секретаря Нижегородского губкома и Горьковского крайкома партии Андрея Александровича Жданова (1896-1948). В начале 1990-х годов Верхневолжской набережной было возвращено ее историческое имя. Простирается она вдоль откоса к Волге от площади Минина и Пожарского до Сенной площади.

Гостиница «Волжский откос» (бывшая гостиница «Центральная» а затем «Россия») была построена в 1931-1935 годах на месте уничтоженного после революции 1917 года Георгиевского храма. Автором проекта стал советский архитектор Александр Гринберг, выпускник Академии художеств. Сейчас на ее месте строится элитный жилой дом.

Рис. 23 Рис. 24

Волжский откос // Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения: 800-летию Нижнего Новгорода посвящается. — Нижний Новгород, 2017. — Кн. 1. — С. 275-300; Наумова, О. И. В Нижнем Новгороде с Откоса: [Верхневолжская набережная] / О. Наумова // 100 биографий домов Нижнего: каждый дом — своя судьба / О. Наумова. — Нижний Новгород, 2013. — С. 36-37; Орельская, О. В. Верхневолжская набережная / О. В. Орельская, С. В. Петряев // Набережные Нижнего Новгорода. Правобережье: верхние набережные / О. В. Орельская, С. В. Петряев. — Нижний Новгород, 2016. — С. 77-215.

13. Фонтан на площади Минина и Пожарского (бывшей Благовещенской).

Проект фонтана был разработан инженером-подполковником А.И. Дельвигом. По его замыслу вода 18 родников собиралась по деревянным трубам в кирпичный бассейн у соединения Казанского и Георгиевского съездов, где была построена водоподъемная станция. 1 июля 1846 года состоялась закладка здания водонапорной станции и фонтана на Благовещенской площади. Уникальное для России оборудование было изготовлено на Выксунском заводе Шепелевых. 1 октября 1847 года состоялось освящение и торжественное открытие фонтана. Первоначально фонтан использовался как источник воды, обеспечивая до 40 тысяч ведер воды в день. На современное место он был перенесен в 1930 году. Дважды реставрировался, в 1990-е годы к нему подключили насосные станции. В 2007 году фонтан оборудовали подсветкой. После реконструкции 2017 года фонтан является музыкальным и «исполняет» классические музыкальные произведения.

Рис. 25 Рис. 26

Городская скульптура и фонтаны // Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. — Нижний Новгород, 2013. — С. 187-189; Бойченко, Я. И. Фонтан Андрея Дельвига в Нижнем Новгороде / Я. И. Бойченко // О лютеранах в России, Нижнем Новгороде и не только… / Я. И. Бойченко. — Нижний Новгород, 2007. — С. 298-302; Повесть о чугунной чаше // Православное слово в Нижнем Новгороде. — 2012. — № 10. — С. 27; Смирнова, В. М. Вода и город: 150 лет Нижегородскому водопроводу, 1847-1997 / В. М. Смирнова, Е. Г. Филатов. — Нижний Новгород, 1995. — 112 с. — Из содерж.: [О первом нижегородском водопроводе]. — С. 7-14, 108.

14. Волжский откос

Название территории, которая входит в историческую территорию «Старый Нижний Новгород» и располагается с восточной стороны стен Нижегородского кремля. На Волжском откосе расположены объекты культурного наследия федерального значения. Волжский откос состоит как бы из нескольких частей. Верхневолжская набережная — вдоль нее высятся старинные богатые особняки и дома в стиле «сталинского ампира». Особо выделяются своим великолепием усадьба Рукавишниковых и дом купца Сироткина. Ниже расположен Александровский сад, благоустроенный по распоряжению императора Николая I, Печерский мужской монастырь. На нижнем ярусе откоса, который огораживает Гребной канал, расположена Нижневолжская набережная.

Рис. 27 Рис. 28

Волжский откос // Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения: 800-летию Нижнего Новгорода посвящается. — Нижний Новгород, 2017. — Кн. 1. — С. 275-300; Достопримечательное место Волжский откос // Открытый текст: электронное периодическое издание: [сайт]. — Режим доступа к сайту: http://opentextnn.ru/space/nn/oldnizhniy/vol8/?id=2332. — Т. 8.

15. Нижневолжская набережная.

Набережная находится в историческом центре Нижнего Новгорода. Пролегает вдоль Волги от Казанского съезда до Канавинского моста. На ней расположены речной вокзал, Чкаловская лестница и множество памятников архитектуры. До XVIII века вдоль набережной хаотично стояли деревянные дома местных купцов и ремесленников. После крупного пожара были начаты работы по ее проектированию (архитекторы И.Е. Ефимов и П.Д. Готман) и благоустройству. Чтобы насыпной грунт не уносило паводком, берег было решено обложить булыжным камнем, который привозили из Ярославской и Костромской губерний. После реконструкции, законченной в 1838 г., вдоль городского берега стал возможен проезд на транспорте. По красной линии набережной отныне разрешалось строить исключительно каменные дома. Первым таким домом стала усадьба Голицыных (улица Рождественская, 47). Современная Нижневолжская набережная частично сохранила облик, сложившийся к началу XX века, и является одной из визитных карточек города.

Рис. 29 Рис. 30

Нижний посад // Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения: 800-летию Нижнего Новгорода посвящается. — Нижний Новгород, 2017. — Кн. 1. — С. 183-225; Орельская, О. В. Нижневолжская набережная / О. В. Орельская // Набережные Нижнего Новгорода. Правобережье: нижние набережные / О. В. Орельская, С. В. Петряев. — Нижний Новгород, 2016. — С. 29-45; Майорова, О. О Нижневолжской набережной / О. Майорова // Наследие Рождественской стороны / сост. А. А. Сериков. — Нижний Новгород, 2012. — Вып. 1. — С. 139-144.

16. Горьковская (Нижегородская) гидроэлектростанция (ГЭС)

Нижегородская ГЭС находится на реке Волге у города Заволжье в Городецком районе. Станция является частью Волжского каскада гидроэлектростанций. Нижегородский ГУ построен в 1948-1962 годах. Основные сооружения станции: земляные плотины, дамбы, водосбросная плотина, здание ГЭС, судоходный шлюз, открытое распределительное устройство. В строительстве гидроэлектростанции участвовало более 15 тыс. человек. Приезжали семьями, комсомольскими бригадами, жили в палатках, сборных домиках. Многие предприятия Городца и Заволжья обязаны своим появлением ГорьковГЭСстрою. Молодой город Заволжье, называемый тогда в народе «городом энергетиков», вырос на месте болот и лесов. 2 ноября 1955 года считается датой рождения Нижегородской ГЭС. 19 февраля 1991 года Горьковская ГЭС была переименована в Нижегородскую.

Рис. 31 Рис. 32

Огни зажглись: очерки о Горьковской ГЭС / сост. А. И. Елисеева. — Горький: Горьков. кн. изд-во, 1957. —  174 с.; Севенард, К. В. Горьковская ГЭС: вчера, сегодня, завтра / К. В. Севенард // Записки краеведов [1988]: очерки, статьи, воспоминания, документы, хроника: [альманах, вып. 8] / сост. Л. И. Шиян. — Горький, 1988. — С. 44-59.

17. Старый Окский (Канавинский) мост с видом на заречную часть города.

В 1817 году, когда ярмарку от стен Макарьевского монастыря перенесли в Нижний Новгород, был сооружен наплавной мост. Он состоял из 17 барж-плашкоутов, соединенных между собой и покрытых деревянным настилом. По нему даже ходил трамвай. На ночь мост разводили, чтобы могли проплывать суда. На зиму мост разбирали. В межсезонье переправа на какое-то время вовсе прекращалась. Все это создавало большие неудобства. Первый постоянный мост Нижнего Новгорода, построенный по проекту инженеров П.В. Щусева и А.В. Крылова, архитекторов П.В. Помазанова и Н.А. Француза, был открыт в 1933 году. Первоначально мост был назван в честь Н.И. Пахомова — председателя Нижкрайисполкома, организатора строительства моста, потом назывался Окским. Соединяет верхнюю (нагорную) часть города с нижней (заречной) и сейчас называется Канавинским. Длина моста 795,5 метра, ширина — 23,6 метра. Он представляет собой шестиарочную металло-бетонную конструкцию. По мосту перемещается грузовой и легковой автотранспорт. За время существования мост несколько раз ремонтировали.

Рис. 33 Рис. 34

Орельская, О. В. Старый Окский (Канавинский) мост / О. В. Орельская, С. В. Петряев // Набережные Нижнего Новгорода. Правобережье: нижние набережные / О. В. Орельская, С. В. Петряев. — Нижний Новгород, 2016. — С. 135-136; Кузнецов, И. А. Строительство Канавинского моста / И. А. Кузнецов, О. И. Наумова // Неизвестный Нижний Новгород =  UnknownNizhnyNovgorod  / И. Кузнецов, О. Наумова. — Нижний Новгород, 2014. — С. 172-173; Канавинский мост // Нижний Новгород. — Москва, 2016. — С. 90. — (Красный гид); Энциклопедия Нижегородского края. — 2014. — № 20: Мосты Нижнего; Соединяя берега // Православное слово в Нижнем Новгороде. — 2014. — № 11. — С. 27.

18. Площадь Минина и Пожарского: здания Университета, хорового колледжа (пл. Минина и Пожарского, 4), гимназии № 1 (пл. Минина и Пожарского, 5) и Педагогического университета (пл. Минина и Пожарского, 3/1).

Площадь Минина и Пожарского — главная площадь Нижнего Новгорода. Является общественно-культурным центром города. За свою историю площадь имела разные названия: Верхнебазарная, Благовещенская (в честь Благовещенского собора, который стоял в центре). После Октябрьской революции 1917 года была переименована в площадь Советскую. Имя Минина и Пожарского было присвоено ей в 1943 году. Тогда же здесь был установлен памятник Кузьме Минину работы скульптора А.И. Колобова. В 1989 году был установлен новый памятник работы советского скульптора О.К. Комова и архитекторов Е.И. Кутырева, В.В. Воронкова, Н.И. Комовой.

На площади находится здание бывшей гостиницы купца 3-й гильдии Деулина. Двухэтажные с подвалами дома будущей гостиницы были построены единым фасадом с арочным проездом во двор по проекту губернского архитектора И.Е. Ефимова. Поначалу здесь был постоялый двор для крестьян с трактиром на первом этаже, потом гостиница для приезжающих, где в 1833 году останавливался А.С. Пушкин. Здесь на пути в Сибирь также останавливалась первая партия ссыльных декабристов (Е.П. Оболенский, А.И. Якубович, А.З. Муравьев, В.Л. Давыдов). Впоследствии дома сменили множество владельцев. В доме ближнем к кремлю, в середине XIX века располагалась главная гостиница Нижнего Новгорода — «Россия», в ней останавливался, в частности, Владимир Маяковский. С 1903 по 1932 год в здании находилось Нижегородское коммерческое училище, переименованное впоследствии в Техникум советской торговли. Сейчас в здании располагается гимназия № 1, хоровая капелла мальчиков, а также Музей Пушкина.

В конце XVIII века городская казна стала откупать у частных лиц дома и прилегающие участки земли для нужд просвещения. В одном из флигелей, принадлежавшем вице-губернатору П.В. Елагину, разместилось единственное в городе Главное народное училище, где учился будущий великий математик Н.И. Лобачевский. Разрозненные елагинские здания в результате работы целого ряда архитекторов (А. Леера, И. Ефимова, А. Пахомова) к 1848 году были объединены в общий учебный корпус Губернской мужской гимназии. В этом доме в 1895 году стало работать первое в России и второе в мире научное астрономическое общество — Нижегородский кружок любителей физики и астрономии. В 1907 году был пристроен корпус с актовым залом и учебными аудиториями. В 1921 году здесь обосновался педагогический институт. В 1927 году была открыта астрономическая обсерватория. В 1930-х годах «старый корпус» был надстроен. Сейчас в этом здании находится Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.

Рис. 35 Рис. 36

Наумова, О. И. Солнечная корона: [Площадь Минина и Пожарского] / О. Наумова // 100 биографий домов Нижнего: каждый дом — своя судьба / О. Наумова. — Нижний Новгород, 2013. — С. 28-29; Верхний посад // Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения: 800-летию Нижнего Новгорода посвящается. — Нижний Новгород, 2017. — Кн. 1. — С. 169-182; Площадь Минина и Пожарского: дома-памятники // Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. — Нижний Новгород, 2013. — С. 53-56; Белоногова, В. Ю. К истории деулинской гостиницы / В. Ю. Белоногова // Город славы и верности России: материалы историко-краевед. конф., посвященной 775-летию Нижнего Новгорода. — Нижний Новгород, 1996. — С. 73-76; Наумова, О. И. Повышен в звании…: [Губернская мужская гимназия (НГПУ им. К. Минина)]: пл. Минина и Пожарского, 3/1 / О. Наумова // 100 биографий домов Нижнего: каждый дом – своя судьба / О. Наумова. — Нижний Новгород, 2013. — С. 32-33.

19. Нижегородский кремль.

Нижегородский кремль — исторический центр Нижнего Новгорода и его древнейшая часть. В 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем основан был Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления. В 1500 году началось строительство каменного кремля. К его возведению были привлечены итальянцы во главе с зодчим Пьетро Франческо (Петр Фрязин), принимавшим участие в строительстве Московского кремля. Уже в 1515 году была воздвигнута могучая крепостная стена с тринадцатью башнями, каждая из которых имела свою архитектуру, историю, а некоторые, и легенду. В январе 1714 года Петром I была образована Нижегородская губерния. С этого времени Кремль стал административным центром Нижегородской губернии и центром Нижнего Новгорода. В советское время кремль был перекрашен в красный цвет, а крыши на башнях стали зелеными. С 1949 до 1981 год проходила реставрация Нижегородского кремля. Под руководством архитектора-реставратора Святослава Агафонова были приведены в порядок все сохранившиеся стены и башни, на них воссозданы деревянные шатры, заново отстроена Борисоглебская башня. В 2012 году было осуществлено воссоздание Зачатской башни, после которого кольцо кремлевских стен стало замкнутым. В настоящее время Нижегородский кремль – это административный центр города и области. Здесь находятся административные учреждения, Кремлевский концертный зал, музеи, выставка военной техники времен Великой Отечественной войны. Кремлевские башни переданы в ведение Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Рис. 37 Рис. 38

Агафонов, С. Л. Нижегородский кремль: 500-летию Нижегородского кремля посвящается / С. Л. Агафонов. — Нижний Новгород: Кварц, 2010. — 224 с.; Наумова, О. И. Колыбель города: [Кремль] / О. Наумова // 100 биографий домов Нижнего: каждый дом — своя судьба / О. Наумова. — Нижний Новгород, 2013. — С. 14-17; Нижегородский кремль // Нижний Новгород: иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения: 800-летию Нижнего Новгорода посвящается. — Нижний Новгород, 2017. — Кн. 1. — С. 140-168.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!