Нижегородский арсенал

Номинация: 
«События местные — дела общие: Нижегородская губерния времен Первой мировой войны (1914-1918 гг.)»

Автор работы:
Воскобойникова Наталья Владиславовна, преподаватель РГГУ.


Историческая память, как и память отдельного человека, бывает весьма избирательна. Мир, казалось, забыл о войне, которая разразилась 100 лет назад, и в которую были вовлечены восемь государств и миллионы их граждан. Однако в настоящее время абсолютно ясно, что война 1914 года стала трагической вехой европейской истории, перекроившей геополитическую карту мира. В 2014 году средства массовой информации наполнились публикациями, передачами о войне, которая в мире называется «Великой», а в нашем государстве долгое время именовалась «империалистической», сейчас же известна как «Первая мировая».

На протяжении многих десятилетий в отечественной науке изучались вопросы, в основном касающиеся военных действий, роли политических партий, преобладал классовый подход, идеологические оценки. В результате незаслуженно мало уделялось внимания вопросам работы тыла, который оказывал огромную помощь фронту. Меж тем, Нижегородская губерния изначально вносила весомый вклад в оборону страны. И это в то время, когда в целом военное производство России, которой Германия объявила войну 1 августа 1914 года, заметно отставало от потребностей фронта. В этих условиях, благодаря своей промышленности, именно Нижегородская губерния стала крупным арсеналом военного производства.

Известно, что уже осенью 1914 года и зимой 1915 года Нижегородское Земство поставило в армию 35 тыс. полушубков и 130 тыс. рогож. Во второй половине 1915 года свою деятельность начал Нижегородский губернский земский комитет, который решал организационно-практические вопросы снабжения фронта. В Сормове были оборудованы пушечный и снарядный цеха, рабочие Кулебак и Выксы катали рельсы, завод «Мазут» взял заказ на мины, цинковальный завод «Славянин» перешел на производство ручных гранат, ворсменские умельцы наладили выпуск медицинских инструментов и даже Кулибинское ремесленное училище в своих мастерских наладило обточку стволов бомбометов.

Эти и другие сведения уже нашли отражение в краеведческих публикациях. В настоящее время интерес к теме «Нижегородская губерния в условиях Первой мировой войны» возрастает. Изучение документов неизменно открывает новые факты. Проведенное нами исследование архивных источников позволило получить ценнейшую информацию о двух крупнейших предприятиях Нижнего Новгорода, одно из которых действовало только в годы Первой мировой войны, а другое успешно работает и в настоящее время.

В 1915-1916 гг. в Нижнем были построены новые заводы и расширено военное производство. Вот какую информацию удалось получить о Механическом заводе Нижегородского биржевого общества. Он был построен в 1915 году как Снарядный завод Нижегородского общества. Свое название «Механический» получил в 1917 году. Завод состоял из двух частей. В той части, которая называлась Шуваловской дачей, вырабатывались снаряды и бомбы, в здании Казенного винного склада осуществлялось производство гранат по французскому образцу.

Первую продукцию завод начал выпускать в мае 1916 года. Согласно постановлению исполнительной комиссии при Военном министре от 2 мая 1916 года, Главное артиллерийское управление заключило контракт с Нижегородским биржевым обществом на изготовление 2000 штук 48-линейных фугасных снарядов 4-го калибра к 48-линейной гаубице на сумму 5 млн рублей. На 1 сентября 1917 г. общее количество снарядов составляло 124 858 штук. Затем завод стал выпускать корпуса для фугасных бомб и стальные стаканы для трехлинейных ручных гранат французского образца. Интересный факт, гранаты как вид вооружения стали использоваться на театре военных действий только с начала Первой мировой войны. Кроме этого, для военных целей снарядный завод выпускал также замки, гаечные ключи, пилы, окопные чугунные печи, лопаты, одноконные вещевые двуколки, железные штампованные луки для Терского казачьего войска, ручные ножницы для резки проволочных заграждений, английские раздвижные ключи. С увеличением количества станков выработка снарядов достигала 18-20 тыс. в месяц.

Поражает производительность завода. Ведь при выпуске первой партии вооружения на нем работало всего 896 мужчин, 35 женщин и 63 подростка. С увеличением количества выпускаемых снарядов и расширением производства количество работающих на заводе значительно выросло и к декабрю 1916 года составляло 1400 человек, включая инженерно-технический персонал и администрацию. Интенсивность труда была чрезвычайно высокой, работа на заводе производилась в 3 смены: 1 смена — 10 часов; 2 смена — 10 часов; 3 смена — 8 часов.

Сокращение выработки снарядов на предприятии началось только в 1917 году из-за недостаточной поставки сырья и общего политического кризиса в стране. После революционных событий, произошедших в октябре 1917 года, завод прекратил свое существование.

В 1915 году в Нижний Новгород были эвакуированы семь предприятий из западных губерний России, среди них Акционерное общество Рижский металлический завод «Этна». В настоящее время это Открытое акционерное общество «Красная Этна». В 1915 году предприятие называлось АО Нижегородский металлический завод «Новая Этна» и располагалось оно в районе Шуваловской дачи.

7 января 1916 года императором Николаем II был утвержден устав завода. Постепенно на предприятии строились и одновременно осваивались основные производственные мастерские и отделения: травильня, волочильня, цепочная, гвоздильная, деревообделочная, прокатная мастерские. Завод «Новая Этна» восстанавливался в Нижнем Новгороде при участии казны, при этом большинство производимых изделий шло на государственную оборону: проволока железная и стальная для заграждений, цепи для мин, зарядных ящиков, такелажные болты, гайки, заклепки для судостроительных верфей.

Ежемесячная производительность предприятия по выпуску проволоки выражалась в следующих объемах: от 6 мм до 4 мм — 50 000 пудов, от 4 мм до 2 мм — 12 000 пудов, от 2 мм до 1,5 мм — 5000 пудов. На заводе изготавливались также различные виды гвоздей: железные, медные, долевые, гонтовые, сапожные, драночные, штукатурные, обойные.

Архивные источники, казалось бы, лишенные эмоциональной окраски, своими фактами и цифрами свидетельствуют о том, что главным богатством завода, работавшего на оборону, были люди. Это, в первую очередь, рабочие разных специальностей: волочильщики, крутильщики, молотобойцы, монтеры, плотники. Ценились также специалисты редких профессий. Например, в документах упоминается Карл Иванович Видеман — инженер-конструктор и практик по устройству печей и закалки стальной проволоки и тросов, один из немногих в России специалистов в этой области. Квалификация рабочих, видимо, была столь высока, что они получали отсрочку от военного призыва или освобождение от него. В июне 1916 года на заводе работало более 700 человек. Любопытная статистика на сентябрь того же года: мужчин — 659, женщин — 101, подростков — 90, малолетних — 147. Нетрудно догадаться по последней цифре: потребности фронта были так велики, что рабочей силы не хватало.

Руководство «Новой Этны» проявляло заботу о своих рабочих. Для их проживания было выстроено 9 бараков площадью 275 кв. саженей, 4 жилых деревянных дома площадью 1126 кв. саженей (сажень — 2,13 м). В архивных документах сохранилось обращение руководства завода от 30 апреля 1916 года в страховое общество «Русь» с просьбой «застраховать рабочих и служащих от могущих произойти несчастных случаев». Престиж завода «Новая Этна» среди предприятий, работающих на оборону, был очень высок. Об этом говорит его членство в Северном обществе надзора за паровыми котлами — солидной организации с серьезными полномочиями.

Приведенные сведения — малая толика той бесценной информации, которую может получить вдумчивый, заинтересованный исследователь в ходе архивных изысканий. Подлинные документы обладают не только достоверностью, но и особой притягательностью, которой их наделяет ушедшее время. Для человека с воображением они воскрешают и это время, и события, его наполняющие.

Нижегородские предприятия, работавшие для российской армии Первой мировой войны, поразительно напоминают горьковские заводы, ковавшие Победу в Великой Отечественной. Так же быстро они перестраивались с выпуска мирной продукции на военную, осваивали новые мощности, налаживали производство на эвакуированных заводах. А как узнаваемы наши земляки-нижегородцы, трудившиеся в тылу фронта Первой мировой: те же стойкость, терпение и упорство; женщины и дети, вставшие к станкам и работавшие наряду с мужчинами.

Историки, публицисты, журналисты пишут, говорят, рассуждают о смысле и бессмысленности Первой мировой войны. Однако ценность труда наших соотечественников, направленного на помощь фронту, безусловна.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!