Информационный листок отдела периодических изданий № 151 (июнь) 2021
Нижегородская государственная областная универсальная
научная библиотека им. В.И. Ленина
Есть такой журнал…»
«Нива» — популярный русский еженедельный журнал середины XIX — начала XX века с приложениями. Издавался c конца 1869 г. по сентябрь 1918 г. в издательстве А.Ф. Маркса в Петербурге. Это был первый журнал, предназначенный для семейного чтения. В основу его деятельности были положены пять принципов: научность, популярность, занимательность, доступность и разнообразие материалов. В журнале публиковались романы, очерки, повести, рассказы, стихотворения.
Фото 1. Соловьев В. Сергей Горбатов: исторический роман конца XVIII века // Нива. — 1881. — № 1. — С. 2-8; № 2. — С. 26-34; № 3. — С. 50-59; № 4. — С. 74-88; № 5. — С. 98-107; № 7. — С. 146-154. — (Обложка).
В литературном разделе журнала печатались произведения Ф.И. Тютчева, П.А. Вяземского, А.А. Фета, А.П. Чехова, С.А. Есенина, М. Горького и многих других писателей той эпохи. Также здесь печатались статьи, посвященные вопросам истории, географии и этнографии России, археологии, естествознанию, медицине, спорту, искусству и многим другим темам. В издании широко представлены биографии знаменитых русских деятелей, репродукции и гравюры картин художников эпохи. «Нива» знакомила аудиторию с другими странами и народами, раздвигая географические границы и границы эпох, рассказывая об обычаях, верованиях и образе жизни народов. С 1891 г. к журналу стали издаваться бесплатные приложения: собрания сочинений известных русских и иностранных авторов, модные выкройки (журнал-приложение «Парижские моды»), календари и художественные альбомы. В 1888-1916 гг. в Санкт-Петербурге издавались «Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу «Нива». Благодаря высокому уровню произведений и низкой цене на подписку журнал обрел популярность и самый высокий тираж среди журналов России.
Открывала журнал беллетристика, затем шли материалы познавательного и научно-популярного характера (исторические, географические и др.). «Смесь» выполняла познавательную и развлекательную функции: там печатались полезные советы, шарады, ребусы, находилось место юмористическим материалам.
Фото 2. Милюков А.П. П.И. Мельников (Андрей Печерский): очерк // Нива. — 1881. — № 1. — С. 14-15. — (Обложка).
Павел Иванович Мельников, известный в литературе под именем Андрея Печерского или Мельникова-Печерского, — коренной нижегородец. Он родился и вырос в Нижнем Новгороде, и практически вся профессиональная и частная жизнь П.И. Мельникова была связана с Нижегородской губернией. Дебют его в качестве литератора состоялся в 1839 году. Дарование П.И. Мельникова выражается даже в небольших его рассказах и очерках, но наиболее известен он дилогией «В лесах» (1871-1874) и «На горах» (1875-1881). В этих романах автор повествует о старообрядческом Заволжье середины XIX века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса, о хлебной торговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах. Произведения П.И. Мельникова вызывают широкий интерес, помогая изучению прошлого нашего края. О творчестве этого знаменитого писателя-нижегородца пишет А.П. Милюков в статье «П.И. Мельников (Андрей Печерский)».
В географическом и этнографическом отделах публиковались иллюстрированные статьи по географии, археологии, естествознанию, астрономии, медицине.
Фото 3. Великий Устюг // Нива. — 1900. — № 20. — С. 398-399. — (Обложка).
Великий Устюг — один из древнейших городов России, основанный около XII века. Унаследовав от новгородцев дух предприимчивости и отваги, Устюг достиг такого благосостояния и могущества, что мог вступить в соперничество с самим Новгородом и наравне с ним получить наименование Великого. Великий Устюг, город с богатой православной историей, является местом рождения, жизни и кончины десятков святых русской земли. Об истории основания города, о его архитектурных и культурных памятниках, включенных сейчас в список культурного наследия России, рассказывает статья «Великий Устюг».
Фото 4. Филиппов А.М. Полярное путешествие художника Борисова: очерк // Нива. — 1900. — № 22. — С. 432-440. — (Обложка).
Художник Александр Алексеевич Борисов родился и вырос на севере России и всегда восхищался суровой красотой этих мест. Это первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь полярных земель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. В 1896 г. А.А. Борисов прожил три весенних месяца на Мурмане, а летом три месяца на Новой Земле. Плодом этих поездок стала серия этюдов, приобретенная П.М. Третьяковым для его знаменитой галереи. О подготовке художника к новому путешествию по крайнему Северу в 1897 г. и о том, как проходило это путешествие, можно прочитать в очерке А.М. Филиппова «Полярное путешествие художника Борисова». Здесь также приводятся рисунки художника, сделанные с натуры.
Существовали также отделы «Технические изобретения и открытия», «Политическое обозрение». Был в журнале и своеобразный раздел «К рисункам», где комментировались помещенные в номере репродукции с картин русских и европейских художников или иллюстрации к художественным произведениям, рассказывалось о биографиях художников, истории создания картин, объяснялось их содержание.
Журналу «Нива» не довелось торжественно отпраздновать 50-летний юбилей. Эта дата должна была отмечаться в декабре 1919 года, но в 1918 году, вместе со многими другими газетами и журналами, «Нива» была закрыта. Тем не менее, за время своего существования «Нива» доказала свой статус массового семейного энциклопедического журнала.
В Отделе периодических изданий журнал «Нива» хранится за 1871-1918 гг.
«Интересные даты»
5 июня — День воздушных шаров
Воздухоплавание — один из старейших и красивейших способов перемещения человека в пространстве. Тепловой аэростат состоит из матерчатой оболочки, корзины и оборудования для нагрева воздуха — горелки и баллонов с газом. Подъемная сила возникает из-за того, что воздух в оболочке, подогретый пламенем из горелки, легче воздуха в атмосфере. Чем больше разница температур, тем выше подъемная сила.
Фото 5. Среди облаков // Нива. — 1881. — № 3. — С. 61, 64. — (Обложка).
K числу пионеров воздухоплавания, чьи имена не были забыты историей, относится бразилец Бартоломео Лоренцо. Проявив незаурядные способности в изучении физики и математики, он в августе 1709 года продемонстрировал свои модели воздушного шара.
Фото 6. Воздушный шар графа Цеппелина / фото А. Вольфа // Нива. — 1900. — № 29. — С. 584б. — (Обложка).
Другими знаменитостями, сумевшими воплотить в жизнь свои мечты о полете, стали братья Монгольфье. «Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей», — такую записку получил в 1782 году Этьенн Монгольфье, владелец бумажной мануфактуры в маленьком французском городке, от своего старшего брата Жозефа. Послание означало, что наконец-то найдено то, о чем братья не раз говорили при встречах: средство, с помощью которого можно подняться в воздух. Этим средством оказалась наполненная дымом оболочка. Успех был полный — оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров и пролетев по воздуху около километра.
Фото 7. Воздухоплавание — наука, техника и искусство // Наука и жизнь. — 1998. — № 5. — С. 100-104. — (Обложка).
Демонстрация воздушного шара состоялась на базарной площади города Аннон 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Наполненный дымом шар взмыл в воздух. Специальный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.
Фото 8. Семин В. Летающие рязанцы // Отечество. — 2007. — № 7. — С. 30-31. — (Обложка).
В России первая попытка подняться в воздух на воздушном шаре была предпринята в 1731 году в Рязани. Подъячий приказной избы Крякутной своим полетом на 52 года опередил братьев Монгольфье.
Фото 9. Георгий Зименко: «Воздушные шары в небе или на земле — это всегда море позитива» // Столица Нижний. — 2019. — № 8. — С. 40-42. — (Обложка).
О нижегородской фиесте воздушных шаров.
Сейчас полет на воздушном шаре является ярким зрелищем и захватывающим экстремальным развлечением.
Голубятников, В. Воздухоплавание — традиции плюс инновации // Наука и жизнь. — 2007. — № 4. — С. 9-11.
Лаузен, К. Первые покорители неба // GEO. — 2008. — № 1. — С. 130-138.
Жукова, А. На большом воздушном шаре // Патриоты Нижнего. — 2016. — № 11. — С. 17.
О Георгии Зименко — руководителе федерации воздухоплавания Нижегородской области и рекордсмене России по протяженности полета на воздушном шаре.
Плужников, В. Когда-то в мае-июне: [архив-календарь] // Изобретатель и рационализатор. — 2018. — № 2 (795). — С. 61-63.
Волков, А. Стремление к полету // Знание-сила. — 2019. — № 8 (1106). — С. 8-16.
Полякова, Ю. На большом воздушном шаре // Нижегородская правда. — 2019. — 30 янв. — С. 19.
Нижегородец Георгий Зименко перелетел через Уральские горы на воздушном шаре.
10 июня — День шариковой ручки
Шариковая ручка — предмет, без которого сложно представить современный мир.
Фото 10. Карманное перо // Наука и жизнь. — 1890. — № 49. — С. 780-781. — (Обложка).
О предшественниках шариковой ручки.
Практически каждый человек постоянно или время от времени пользуется этим изделием.
Фото 11. Писчие материалы и инструменты для письма // Энергия: экономика. — 2004. — № 9. — С. 72-74. — (Обложка).
Шариковая ручка была запатентована в США в 1943 году американцем Милтоном Рейнольдсом. Но не все так просто в этой истории. Изобрел новинку не сам Рейнольдс — он всего лишь украл идею. А вот настоящим автором был венгр Ласло Биро. Поначалу он попытался залить типографскую краску в перьевую ручку, потому что такая краска засыхала намного быстрее. Но она оказалась довольно густой.
Фото 12. Корзинов Н. Чернильная революция // Наука и жизнь. — 2010. — № 3. — С. 19-21. — (Обложка).
В итоге брат Ласло, Георгий, который был химиком, помог создать стержень с шариком, оставляющим след на бумаге. Это случилось в 1938 году. Этот праздник не принято отмечать, и многие люди про него не знают. Можно использовать этот факт для организации интересного вечера в кругу родственников или хороших друзей, которые знают ценность шариковых ручек. Можно придумать интересные игры, в которых придется что-то писать. Игры будут полезными еще и потому, что работа и развлечения с использованием компьютеров и гаджетов отучили писать от руки.
Филонов, М. М. Вечное перо // История науки и техники. — 2006. — № 2. — С. 51-55.
Эрлихман, В. Вокруг света с волшебным шариком // Гала-Биография (Gala-Биография). — 2015. — № 10. — С. 98-104.
Подольская, М. Орудие письма — оружие успеха // P’age. — 2016. — № 3 (5). — С. 46-47.
Ломкие вафли, являющиеся разновидностью сухого печенья, были приготовлены впервые так давно, что никто уже не помнит имени кулинара, который их изобрел. Известно, что вафли (или «печенье в клеточку) впервые придумали в Греции в 1300-х годах, и с тех пор ажиотаж вокруг блюда, состоящего из маленьких сот, не утихает.
Фото 13. Вафельные корзиночки // Любимая коллекция на бис. — 2020. — № 1. — С. 86. — (Обложка).
Рецепт вафель долгое время держался в строжайшем секрете, так как принадлежал лишь королевскому двору. За разглашение государственной тайны следовала казнь – и болтуна, и рискового кулинара, добывшего список ингредиентов. Рецепт впервые начали распространять без риска смерти в XVI веке, а позже клетчатые печенья кондитеры стали выпекать и продавать прямо на улице — за процессом мог следить любой желающий.
Некоторые полагают, что вафли изобрели в Германии — иначе почему бы еще блюдо стало носить немецкое имя? В переводе на русский язык слово «Waffel» переводится как «ячейка» или «соты». Настоящий бум вафель начался 24 августа 1869 года — именно в этот день изобретатель Корнелиус Свартхаут, житель Нью-Йорка, представил свое изобретение — сковороду для вафель. Она напоминала нечто похожее, чем пользуются люди и сегодня — это была сковорода из двух частей, в каждую из которых заливалось тесто, а части соединялись между собой.
Фото 14. Картофельные вафли // Все для пенсионера: советы и рецепты. — 2020. — № 7. — С. 27. — (Обложка).
Стоит ли говорить о том, что наряду со сладкими вафлями появились и вафли «обеденные» — с мясом, рыбой, овощами и различными соусами. Сейчас готовить вафли до смешного просто, если у вас на кухне есть волшебная машина —вафельница. Вам нужно только залить в нее тесто и немного подождать.
Брагин, Н. Поэзия и кондитерские изделия // Союз писателей. — 2016. — № 4. — С. 47-48.
Светланова, Д. Вафли на полдник // День города. Нижний Новгород. — 2018. — № 118 (26-31 дек.). — С. 14.
Анонс выставок
В июле 2021 г. в Отделе периодических изданий будут работать выставки:
- «Правила дорожные — друзья надежные»: выставка-викторина к 85-летию создания ГАИ.
- «Чтение и спорт — движение вперед»: выставка периодических изданий к дню физкультурника.
- «Из нас слагается народ»: к Всемирному дню народонаселения.
- «Ромашковая Русь»: выставка-размышление, посвященная Дню семьи, любви и верности.