Парочка занятных мемуаристов
КРИСТИ Агата. Расскажи мне, как живешь: [археологические мемуары: 16+]/Агата Кристи; пер. с англ. К. Артамоновой. — Москва: ЭКСМО, 2020. — 316, [1] с.
МАЛЛОВАН Макс. Агата и археолог: мемуары мужа Агаты Кристи:[16+]/ Макс Маллован; пер. с англ. М. Цюрупы. — Москва: ЭКСМО, 2019 г. — 414 с., [8] л. ил., портр.
Вх57731
Вх57966
В прошлом году исполнилось 130 лет со дня рождения Агаты Кристи. Вполне вероятно, что именно в связи с юбилеем российские поклонники королевы детективного жанра получили чудесный подарок: в издательстве ЭКСМО вышли воспоминания мужа Агаты Кристи, выдающегося археолога Макса Маллована, а также автобиографическая книга писательницы «Расскажи мне как живешь», имеющая подзаголовок «археологические мемуары». В довоенные годы Агата Кристи сопровождала мужа в экспедиции в Египет и на Ближний Восток, и, таким образом, стала причастна к величайшим археологическим открытиям. О правомерности британских археологических исследований на территории Ирака спорят до сих пор, но, как бы то ни было, именно благодаря британским археологам в тридцатые годы мир по-настоящему узнал о шумерской цивилизации.
Археологические экспедиции вдохновили Агату Кристи на написание романов «Убийство в Месопотамии», «Смерть на Ниле» и ряд рассказов.Для Агаты и ее мужа это было счастливое время. Каждый из них с радостью вспоминает и коллег по раскопкам, и подробности экспедиционной жизни. Кстати, описание взаимоотношений, принятых между археологами и, в особенности, шуточные оды, которые Агата посвящала коллегам, кажутся сошедшими со страниц воспоминаний наших соотечественников, чьи молодые годы также проходили в научных экспедициях.
Книга Макса Маллована«Агата и археолог: мемуары мужа Агаты Кристи»– захватывающее чтение для всех, кто хотя бы в малейшей степени интересуется археологий и древними цивилизациями. Огромный объем фактографической информации, который легко и просто воспринимается. Представляют интерес и воспоминания Маллованао родительском доме, где не всегда мирно сосуществовали дух австрийской военщины и дух французской богемы, а также воспоминания о годах его учебы в Оксфорде.О личных взаимоотношениях и сама Агата Кристи, и ее муж говорят сдержанно и немногословно, но достаточно для того, чтобы понять, насколько счастливым оказался их союз. Каждая из этих книг наполнена позитивной энергией, гармонией и здравым смыслом.
Агата Кристи «Расскажи мне, как живешь»
Откроем книгу:
Нет, остров – это мечта и должен ею оставаться! На этом острове ничего не надо мыть, не надо вытирать пыль, заправлять постели, стирать, готовить еду, заботиться о продуктах, об электричестве, о картофельных грядках и регулярном избавлении от мусора. На острове моей мечты – белый песок, вокруг плещется синее море, а мой чудесный домик стоит как раз между восходом и закатом. Яблоня, пение, блеск золотой… Тут Макс спрашивает, о чем это я задумалась. Я отвечаю коротко:
– О рае!
– Погоди, вот приедем на Джаг-Джаг…
Я спрашиваю, красиво ли там, и он говорит:
– Понятия не имею. Но места там очень интересные и практически не изученные!
Поезд сворачивает в горное ущелье, и море остается позади.
На следующее утро мы уже у Киликийских ворот. Отсюда открывается великолепный вид. Впечатление такое, что стоишь на вершине мира, а он весь у твоих ног! Тот же восторг, должно быть, изведал Моисей, глядя с горы на землю обетованную. Эта мягкая влекущая синева там вдали – недостижимый край: на самом деле эти города и деревни, когда попадешь в них, окажутся вполне обыкновенными – и куда-то денется зачарованная страна, простиравшаяся внизу…
Поезд дает гудок. Мы карабкаемся обратно в свой вагон.Подъезжаем к Алеппо. Не успели отдышаться, и вот уже Бейрут, где нас ждет наш архитектор и где будут сделаны последние приготовления к осмотру местности между Хабуром и Джаг-Джагом. Нам предстоит найти холм, подходящий для раскопок.Ибо это, по словам миссис Битон, всему начало. Прежде чем сделать рагу из зайца, его надо поймать, уверяет эта почтенная леди. А в нашем случае надо «поймать» курган.
Макс Маллован «Агата и археолог»
Откроем книгу:
Будет уместно, если я закончу свои нимрудские воспоминания рассказом об Агате, неизменно доброй, непрерывно излучавшей гармонию. В экспедиции она занималась реставрацией изделий из слоновой кости и вела каталог, а в первые годы заодно выполняла обязанности фотографа, позже на этом посту её сменила Барбара Паркер.
…В целом, я думаю, главное, что вызывает непреходящий и вдумчивый интерес у поклонников творчества Агаты,— это психологизм её книг, понимание человеческой натуры и суждение о ней, честное, без преувеличений, набросанное лёгкими штрихами. «Час ноль» — хороший пример романа, в котором искусно исследован человеческий характер. Умело построенный сюжет разворачивается в Салкоме, в устье реки Йелм; читатель может узнать характерные черты ландшафта. Теперь это место паломничества для тех, кто хочет ознакомиться с местом совершения самого хитроумного преступления.
Не все любят этот литературный жанр: многих останавливает врождённое отвращение к теме убийств и сопровождающей их жестокости. Наверное, это не самое подходящее чтение для людей щепетильных, но Агата всегда, возможно, и неосознанно, придерживалась принципа Горация: «NecorampublicMedeapuerostrucidet» — «Пусть Медея не губит детей пред глазами народа». Этот принцип достоин восхищения. Убийство всегда жестоко, но это, к сожалению, одна из сторон жизни. Агата никогда не испытывает злорадства, никогда не описывает убийства с большими подробностями, чем того требует сюжет, не допускает пошлости. Как часто духовные лица и родители подрастающих детей восхищались чистотой её книг, отсутствием в них безнравственных и недостойных черт. Те, кто не одобряет историй об убийствах, судят поверхностно и не понимают, что книги Агаты — это современный аналог средневековых моралите, и их основная тема — выведение зла на чистую воду и привлечение преступников к ответственности, чтобы они понесли справедливое наказание за свои проступки. Задача ЭркюляПуаро, мисс Марпл и всех остальных персонажей Агаты, задействованных в расследовании преступлений, — упорное и бесстрашное преследование злодея. Здесь нет места для отступления от моральных норм. Зло нужно преследовать до конца.»