Такие уютные валенки… Каталог книжной выставки


Библиография


Валенки — настоящий атрибут русской зимы и образа русского человека.

Вашему вниманию представлена виртуальная выставка, посвященная истории развития валяльного промысла в России и Нижегородской области. Библиографический список наиболее полно раскрывает основные аспекты ремесла и включает в себя отдельные издания, расположенные в алфавитном порядке, а также статьи из периодических изданий и книг в обратном хронологическом порядке.

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона валенки определяются как войлочная валяная обувь, и подробно описывается процесс войлочного производства.

Фото 2 Фото 3 Фото 4 Фото 5 Фото 6

Самые ранние свидетельства об использовании войлока на Руси датируются IV веком до н. э. Небольшие комочки валяной шерсти были обнаружены археологами в погребальных курганах Горного Алтая. Народы этой местности издавна использовали войлок для утепления своего жилища-юрты, изготовляли из него одежду и обувь. Предположительно, валяная обувь появилась впервые именно у этих кочевых народов.

Первое же упоминание о «войлочных сапогах» на Руси мы находим в известном произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Но эта обувь все же отличалась от привычных нам валенок: она была скроенной и сшитой.

Полноценные валенки научились валять в Нижегородской губернии в XVIII веке. Есть также мнение, что родиной русских валенок является городок Мышкин Ярославской области. Так или иначе, но валенки прочно входят в обиход русского населения. Порой одна пара могла служить всей семье и даже передаваться из поколения в поколение.

Изготовление валенок — довольно трудоемкий процесс. Вся технология сводится к тому, что грубая овечья шерсть в определенной пропорции смешивается, очищается от сора и рыхлится.

Фото 7 Фото 8 Фото 9

Полученное полотно выдерживают в кипятке и соляном растворе, надевают на треугольную форму, обколачивают и только после всего этого сбивают войлок на колодке до нужного размера.

Фото 10 Фото 11

Долгими зимними вечерами крестьяне валяли обувь в домашних условиях, чтобы прокормить семьи, а после сбывали готовую обувь перекупщикам. Ручной труд крестьянина был очень тяжелым и кропотливым. Секреты производства валенок хранились в большой тайне и передавались по наследству. Развитие овцеводства в Поволжье и центральной части России было напрямую связано с этим промыслом.

Фото 12

Название такой обуви различалось в зависимости от местности: чесанки, катанки, валенцы, пимы. А валенки из козьей шерсти называли — волнушечки и выходки. В валенках щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара: в любую погоду ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не «садится» и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес.

Традиции валяльного промысла в Нижегородской области связаны с Борским и Арзамасским районами. Здесь издавна изготовляли валенки, войлочные шляпы и кошму (ковры). На базе этих кустарных промыслов сложились фабрики, работающие по сей день в Арзамасе и поселке Неклюдово г.о.г. Бор.

Так, ОАО «Борская войлочная фабрика» успешно работает с 1932 года. Фабрика стала первым в СССР крупным механизированным предприятием по изготовлению войлока. Товарный знак Борской войлочной фабрики — фигурка медведя, изображенная в духе орнаментальных мотивов Поволжья. Как шкура защищает этого симпатичного зверя от стужи, так и изделия предприятия призваны служить защите от холодов.

Фото 13

История Арзамасской войлочной фабрики связана с деятельностью мануфактур семьи Жевакиных, которые были национализированы после революции 1917 года.

Фото 15

В 1934 году был построен двухэтажный производственный корпус, который в дальнейшем составил основу фабрики. В этом же году фабрика вошла в структуру министерства легкой промышленности.

Фото 16

В годы Великой Отечественной войны предприятия войлочной промышленности Горьковской области стали едва ли не основными поставщиками теплой обуви на фронт.

Фото 17

За помощь Красной Армии в апреле 1943 года коллектив Борской войлочной фабрики получил благодарность от Председателя Государственного комитета обороны И.В. Сталина.

Фото 18 Фото 19

Валенки неоднократно описываются в русском фольклоре. О них слагают легенды, рассказы, песни и частушки. С помощью валенок устраивались святочные гадания. По валенкам невесты даже выбирали себе жениха. Если жених в валенках — значит, он обеспечен.

Фото 20

Девушке валенки лучше всякой свахи помогали выйти замуж. Войлочные сапоги считались ценным подарком:

«Подарил мне милый
Чесанки-самокаты,
Каждый день провожал
Он меня до хаты».

«Валенок с завязками» — так называли глуповатого человека. Именно такой простодушный, наивный крестьянин способен «поменять валенок на галошу» (так говорили о неравноценном обмене).

Поскольку во многих семьях была только одна пара войлочных сапог, возникла поговорка: «Кто раньше встал, тому и валенки».

Умельцы, занятые сапоговаляльным промыслом, придумывали загадки о валенках: «Все в шерсти, а кожи нет», «Их палят и варят, а не едят», «Их треплют, катают, а в морозы таскают».

Настоящим же гимном этой замечательной русской обуви по праву можно считать песню «Валенки». Изначально это старинная плясовая песня цыган. Впервые ее исполнила цыганская певица Настя Полякова. Знаменитой эту песню сделала певица Лидия Русланова, выступавшая с ней в составе фронтовых концертных бригад во время Великой Отечественной войны, а в мае 1945 исполнила ее у Бранденбургских ворот в Берлине. Мелодичность и задорные слова песни пришлись по душе русским бойцам. Песня прозвучала как гимн русским солдатам, их мужеству и жизнелюбию.

Фото 21 Фото 22

В песне рисуется картина быта и нравов русской деревни. «Валенки, валенки, не подшиты, стареньки» — в этих незатейливых напевах воплощены и бедность российских деревушек («Не в чем к миленькой ходить»), и безудержная любовь («По морозу босиком к милому ходила»).

В современном мире мода на валенки постепенно возвращается. С легкой руки модельера Вячеслава Зайцева традиционная обувь прочно закрепились на модных подиумах. Впервые к своей коллекции он добавил их еще в 1963 году, когда руководил экспериментальной группой швейной фабрики Мособлсовнархоза. Тогда на показах выступали модели в телогрейках и цветных валенках. После этого обувь еще не раз появлялась на модных подиумах.

Фото 23

Дефиле в валенках устраивают российские спортсмены на Олимпийских играх.

Фото 24

В селе Красное Арзамасского района Нижегородской области существует музей «Арзамасский валенок».

Фото 25 Фото 26

Его экспозиция показывает развитие валяльного промысла в истории России с начала появления валенок и до современности. Ежегодно устраивается областной фестиваль декоративно-прикладного искусства «Арзамасский валенок».

Валенки не сдают свои позиции, оставаясь популярной обувью и в настоящее время.

Фото 27

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!