Информационный листок отдела периодических изданий № 147 (февраль) 2021
«Есть такой журнал…»
Журнал «Свой» — это ежемесячное приложение к газете «Культура». Он выходит с 2004 года как именной журнал для просвещенного консерватора от Никиты Михалкова. Издание посвящено обсуждению значимых событий в культуре, искусстве и светской жизни России. «Свой» знакомит читателя с прошлым и настоящим нашей Родины и каждый найдет в нем много полезной и интересной информации.
На страницах издания публикуются исторические и культурологические статьи, биографические заметки о знаменитых и неизвестных персонах, одни из которых всю жизнь прожили в России и вложили силы в становление страны, а другие, оказавшись в эмиграции, не теряли связи с Родиной. Журнал наполнен по-настоящему интересными материалами, почти каждый из текстов можно читать и десятилетия спустя — восприятие содержимого вряд ли изменится. Литература, кино, музыка, изобразительное искусство, архитектура, наука, история России — об этом и не только пишут журналисты «Своего».
«Аз, буки, веди страшат как медведи», «Юс да ижица — конец делу ближитца» — эти непонятные современному школьнику поговорки напоминают о временах, когда выучить азбуку было весьма непросто. Старинные методики обучения грамоте сегодня кажутся слишком архаичными, неудобными, даже путаными, однако следует признать: на протяжении многих веков свою задачу они успешно выполняли, служа делу народного просвещения, развития и становления великой нации. Об истории появления и изучения азбуки пишет Е. Мачульская в статье «Книжное учение во вкусе есть сладко».
В августе 1960 года состоялся легендарный 25-часовой полет на корабле «Спутник-5» четвероногих космонавтов Белки и Стрелки. Без этого выдающегося эксперимента вряд ли уже в следующем году стала бы реальностью советская пилотируемая космонавтика. Мир и сегодня, спустя шесть десятилетий, помнит двух славных путешественниц, знает их по именам, а для нашей страны этот полет — символ одного из самых впечатляющих прорывов в будущее. О том, как готовили к полету этих симпатичных дворняжек, и о том, как проходил полет, можно узнать из статьи Е. Тростина «Дворняги, вперед!».
О судьбе П.А. Столыпина и его эпохе пишет Е. Холмогоров в статье «В нем русское было центром всего». Словами, вынесенными в заголовок, Василий Розанов некогда охарактеризовал жизнь и деятельность Петра Аркадьевича Столыпина. Его ослепительно яркая и быстрая политическая карьера уместилась в короткий пятилетний промежуток — между назначением саратовского губернатора министром внутренних дел весной 1906 года и роковым выстрелом в киевском театре в сентябре 1911-го. Однако он навсегда останется в нашей истории образцом, практически идеалом русского государственного деятеля, защитника национальной идеи и державных интересов.
В каждом номере журнала «Свой» тон задает рубрика «Слово издателя», которую ведет Никита Михалков. Михалков пишет об истинном и ложном патриотизме, о событиях на Украине, о церкви, о национальных проблемах и о многом другом, и все это подается ярким и выразительным языком.
Названия других рубрик говорят сами за себя: «Достояние», «Возвращение имени», «Страна мастеров», «Проверено временем», «Философ о философе». Мир кино, театра, литературы, наша история, обычаи, праздники, вера — все является предметом для разговора, глубокого, продуманного и очень нужного сегодня.
Статьи написаны простым и ясным языком, поэтому даже серьезнейшие статьи по философии подаются занимательно и доступно.
Это действительно свой журнал для мыслящих людей, которым не безразлично будущее родной страны.
В Отделе периодических изданий журнал «Свой» хранится за 2014-2020 гг.
«Интересные даты»
10 февраля — День зонтика
Самый старый зонт появился в Древнем Китае две тысячи лет назад. Зонт — это приспособление для защиты от дождя или солнца, представляющее собой ткань, натянутую на круглый каркас, состоящий из спиц, соединенных с длинной ручкой.
Когда-то этот аксессуар считался символом верховной власти, его украшали драгоценными камнями, вышивкой и запрещали иметь простолюдинам. Это были громоздкие нескладные модели высотой 1,5 м и весом около 2 кг, изготовленные из бамбуковых палок и обтянутые тонким шелком. Стоили такие аксессуары дорого, поэтому ими пользовались только вельможи. За господином неотступно следовал слуга, который, собственно, и держал над его головой раскрытый зонтик.
4 мая 1715 года французскому фабриканту Мариусу пришла идея уменьшить размеры зонта и обтянуть его плотной тканью. Обновленная модель пришлась парижанам по вкусу, но впервые использовать ее для защиты от дождя они начали лишь 35 лет спустя — в 1750 году.
В XIX веке зонтики обтянули плотной прорезиненной тканью, которая не пропускала воду. В ХХ веке появились телескопические зонтики, которые можно было сложить в несколько раз и носить в дамской сумке. В ХХ веке зонт превращается в обыденный и всем доступный аксессуар.
В наши дни зонтик стал привычным и незаменимым предметом, который надежно защищает людей от весенних ливней и затяжных осенних дождей. Сегодня кутюрье и дизайнеры не оставляют без внимания зонт. Зонтичная мода существует наряду с любой другой модой на тот или иной аксессуар.
Но и на этом чудесные метаморфозы, связанные с зонтиками, не закончились. Недавно в продаже появились зонты-дождевики с клеенчатыми стенками до пола, зонты-плащи, зонты-шляпы, зонты-шлемы, ассиметричные зонты, защищающие от косого дождя, и прозрачные зонты — птичьи клетки (birdcage) с высоким куполом. Интересно, какие перевоплощения ждут этот аксессуар в будущем?
Художники используют зонтики как аксессуар на своих полотнах. На картинах французского художника Клода Моне часто можно увидеть зонтики. Российские и зарубежные музеи выставляют напоказ коллекции старинных зонтов. По их экспозициям можно проследить всю историю развития зонтиков с древних времен и до наших дней.
Антипрогнозный зонт. Непроизвольный прогноз // Химия и жизнь — XXI век. — 2015. — № 8. — С. 64-65.
Кокшаров, А. Не порвать зонтик // Эксперт. — 2014. — № 41. — С. 46-47.
Онучин, В. Зонт и кресло для надувной лодки // Рыболов. — 2013. — № 10. — С. 78-80.
Лепешова, А. Крыша от солнца: как зонт шел навстречу дождю // Отечество: История. Культура. Краеведение. — 2008. — № 9. — С. 29-31.
27 февраля — День белого медведя
Международный день белого полярного медведя (International Polar Bear Day) был основан международной организацией «Белые медведи», крупнейшей в мире организацией по сохранению белого медведя. Этот праздник отмечается ежегодно 27 февраля.
Белый медведь является одним из крупнейших видов наземных млекопитающих. Он занимает довольно узкую экологическую нишу, живет в основном в Арктике и плохо приспособлен к теплым температурам. Полярный медведь (Ursus maritimus, в переводе с латинского это медведь морской) появился на Земле примерно пять миллионов лет назад, и предком его, как ни странно, был бурый медведь.
Полярный медведь обитает на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу: кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и др. морских животных. По приблизительным оценкам ученых, сегодня в мире насчитывается примерно 20-25 тысяч особей белого медведя. Таяние льдов, загрязнение окружающей среды, браконьерская охота приводят к численному уменьшению их популяции. По прогнозам экспертов, к 2050 году исчезнет две трети полярных медведей.
В России находится два заповедника, охраняющих полярных медведей: один на острове Врангеля в Чукотском море, другой на территории архипелага Земля Франца-Иосифа в Архангельской области. Последний входит в состав национального парка «Русская Арктика»
В первую очередь Международный день полярного медведя важен для пяти стран, на территории которых обитают популяции белого медведя, — России, Норвегии, Канады, Гренландии и Соединенных Штатов Америки (Аляска).
Международный День белого медведя — это глобальное экологическое празднование, которое направлено на повышение осведомленности общественности о влиянии глобального потепления и потери морского льда на популяцию белого медведя.
По этому случаю во многих зоопарках по всему миру проводятся мероприятия, посвященные вопросам сохранения белого медведя.
Плетение фигурки белого медвежонка из бисера.
Образ этого зверя очень симпатичный и часто используется в рукоделии и изготовлении игрушек.
Берсенев, А. Е. Учет численности белого медведя в восточной части Карского моря и в западной части моря Лаптевых / А. Е. Берсенев, П. В. Кочкарев // Проблемы региональной экологии. — 2020. — № 2. — С. 69-76.
Боголюбов, С. А. Каким быть закону о природе Арктики? // «Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2018. — № 3. — С. 41-49.
Коупленд, С. Нужно все время смотреть по сторонам, нет ли рядом белого медведя / Себастьян Коупленд, Наталья Майборода // GEO. — 2018. — № 3 (237). — С. 114.
Арктика далекая и близкая // Чудеса и приключения. — 2017. — № 10. — С. 76-77.
В том числе об Арктике как ареале обитания белого медведя.
Белый медведь // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 6. — С. 41.
Вехов, Н. Белый медведь Новой Земли / Н. Вехов, И. Мизин // Охота и охотничье хозяйство. — 2015. — № 4. — С. 18-23.
Ветрова, С. Мир путешествий: природа Арктики // Ваша библиотека. — 2014. — № 16. — С. 54-65.
Лучак, Х. Мирей, Фредерик и медведи // GEO. — 2008. — № 11. — С. 192-209.
Степанова, К. Белый медведь на эмблеме и в природе // ЭКОС. — 2008. — № 4. — С. 47-48.
26 февраля — День карнавала.
Карнавалы помогают расслабиться и избавиться от многих стрессов. Это пора беззаботного и безудержного веселья, пора шумных парадов наряженных в карнавальные костюмы горожан, гигантских кукол, причудливых сооружений на колесах, веселящихся на улицах людей, необычных призывов и песен на местных диалектах. До XVIII века карнавал был тесно связан с церковной традицией. Обычно после праздника начиналось покаяние и Великий пост. Поэтому люди устраивали себе веселый разгуляй перед долгим религиозным воздержанием от пищи. На Руси таким массовым праздником была Масленица — проводы зимы. Традиции сохранились и до нашего времени. Люди просто хотят весело проводить время на празднике.
Главными атрибутами любого карнавала являются костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества.
Карнавал — это не только праздничное шествие, но и выступления артистов, театральные представления, народные гулянья на улицах. Карнавалы проходят во многих городах мира, но самые известные из них — это итальянский карнавал в Венеции и бразильский в Рио-де-Жанейро, проходящие ежегодно в феврале.
В Бразилии карнавал — это яркое представление, где каждый зритель — участник. Каждый год карнавал притягивает сотни тысяч туристов, вовлекая их в свою круговерть.
Карнавалы проводятся во всех городах Бразилии, а самый известный из них — в Рио-де-Жанейро. Праздник длится четыре дня и четыре ночи. Главной гордостью бразильского карнавала является парад школ самбы. На время карнавала в Рио-де Жанейро забывают про работу и погружаются в ритм самбы, которую танцует практически весь город.
В последнюю неделю зимы в городе на воде — Венеции — проходит грандиозное зрелище, удивительный маскарад: Венецианский карнавал. Он отличается от бразильского тем, что следует предписанным правилам и имеет определенную тематику.
В Россию карнавал, точнее — маскарад, был завезен при Петре I, как развлечение, отличающееся от простонародной Масленицы.
Принято считать, что маскарад — это костюмированный бал, не более. На самом деле отличия двух форм танцевальных вечеров были существенны. Если бал открыто демонстрировал положение человека в обществе, подчеркивал богатство и успех, то маскарад преследовал противоположную цель. Он скрывал, а не обнаруживал знатность, чины и состояние участников, позволяя им расслабиться, окутывая покровом тайны имена и лица.
Для девиц и детей допускались лишь домашние маскарады, но какую радость они доставляли! Для этого придумывались карнавальные костюмы, которые были оригинальны и ничем не отличались от взрослых.
Каледина, А. Бразильский карнавал: роман // Юность. — 2013. — № 2. — С. 136-145.
Елисеева, О. «Веселися, храбрый росс!»: балы и маскарады Екатерининской эпохи // Родина. — 2010. — № 2. — С. 123-128.
Мауритц, Н. В. Карнавал в немецкоязычных странах: проблема источников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. — 2009. — Вып. 1. — С. 241-246.
Шемякин, Я. Г. Латиноамериканский карнавал и карнавализованные формы русской культуры: попытка сравнения // Латинская Америка. — 2008. — № 5. — С. 62-77.
Панюшин, В. Карнавал напомнит об эпохе, когда все носили бауту // GEO. — 2000. — № 2. — С. 72-73.
Анонс выставок
В марте 2021 г. в Отделе периодических изданий будут работать выставки:
- «Это было 60 лет назад»: как впервые отпраздновали День театра 27 марта 1961 года.
- «Автомобиль в нашей жизни»: от увлечения к мастерству.
- «Если душа родилась крылатой…»: о жизни и творчестве Марины Цветаевой.
- «Деловая культура и психология общения».