Информационный листок отдела периодических изданий № 147 (февраль) 2021
«Есть такой журнал…»
Журнал «Свой» — это ежемесячное приложение к газете «Культура». Он выходит с 2004 года как именной журнал для просвещенного консерватора от Никиты Михалкова. Издание посвящено обсуждению значимых событий в культуре, искусстве и светской жизни России. «Свой» знакомит читателя с прошлым и настоящим нашей Родины и каждый найдет в нем много полезной и интересной информации.
На страницах издания публикуются исторические и культурологические статьи, биографические заметки о знаменитых и неизвестных персонах, одни из которых всю жизнь прожили в России и вложили силы в становление страны, а другие, оказавшись в эмиграции, не теряли связи с Родиной. Журнал наполнен по-настоящему интересными материалами, почти каждый из текстов можно читать и десятилетия спустя — восприятие содержимого вряд ли изменится. Литература, кино, музыка, изобразительное искусство, архитектура, наука, история России — об этом и не только пишут журналисты «Своего».
«Аз, буки, веди страшат как медведи», «Юс да ижица — конец делу ближитца» — эти непонятные современному школьнику поговорки напоминают о временах, когда выучить азбуку было весьма непросто. Старинные методики обучения грамоте сегодня кажутся слишком архаичными, неудобными, даже путаными, однако следует признать: на протяжении многих веков свою задачу они успешно выполняли, служа делу народного просвещения, развития и становления великой нации. Об истории появления и изучения азбуки пишет Е. Мачульская в статье «Книжное учение во вкусе есть сладко».
В августе 1960 года состоялся легендарный 25-часовой полет на корабле «Спутник-5» четвероногих космонавтов Белки и Стрелки. Без этого выдающегося эксперимента вряд ли уже в следующем году стала бы реальностью советская пилотируемая космонавтика. Мир и сегодня, спустя шесть десятилетий, помнит двух славных путешественниц, знает их по именам, а для нашей страны этот полет — символ одного из самых впечатляющих прорывов в будущее. О том, как готовили к полету этих симпатичных дворняжек, и о том, как проходил полет, можно узнать из статьи Е. Тростина «Дворняги, вперед!».
О судьбе П.А. Столыпина и его эпохе пишет Е. Холмогоров в статье «В нем русское было центром всего». Словами, вынесенными в заголовок, Василий Розанов некогда охарактеризовал жизнь и деятельность Петра Аркадьевича Столыпина. Его ослепительно яркая и быстрая политическая карьера уместилась в короткий пятилетний промежуток — между назначением саратовского губернатора министром внутренних дел весной 1906 года и роковым выстрелом в киевском театре в сентябре 1911-го. Однако он навсегда останется в нашей истории образцом, практически идеалом русского государственного деятеля, защитника национальной идеи и державных интересов.
В каждом номере журнала «Свой» тон задает рубрика «Слово издателя», которую ведет Никита Михалков. Михалков пишет об истинном и ложном патриотизме, о событиях на Украине, о церкви, о национальных проблемах и о многом другом, и все это подается ярким и выразительным языком.
Названия других рубрик говорят сами за себя: «Достояние», «Возвращение имени», «Страна мастеров», «Проверено временем», «Философ о философе». Мир кино, театра, литературы, наша история, обычаи, праздники, вера — все является предметом для разговора, глубокого, продуманного и очень нужного сегодня.
Статьи написаны простым и ясным языком, поэтому даже серьезнейшие статьи по философии подаются занимательно и доступно.
Это действительно свой журнал для мыслящих людей, которым не безразлично будущее родной страны.
В Отделе периодических изданий журнал «Свой» хранится за 2014-2020 гг.
«Интересные даты»
10 февраля — День зонтика
Самый старый зонт появился в Древнем Китае две тысячи лет назад. Зонт — это приспособление для защиты от дождя или солнца, представляющее собой ткань, натянутую на круглый каркас, состоящий из спиц, соединенных с длинной ручкой.
Когда-то этот аксессуар считался символом верховной власти, его украшали драгоценными камнями, вышивкой и запрещали иметь простолюдинам. Это были громоздкие нескладные модели высотой 1,5 м и весом около 2 кг, изготовленные из бамбуковых палок и обтянутые тонким шелком. Стоили такие аксессуары дорого, поэтому ими пользовались только вельможи. За господином неотступно следовал слуга, который, собственно, и держал над его головой раскрытый зонтик.
4 мая 1715 года французскому фабриканту Мариусу пришла идея уменьшить размеры зонта и обтянуть его плотной тканью. Обновленная модель пришлась парижанам по вкусу, но впервые использовать ее для защиты от дождя они начали лишь 35 лет спустя — в 1750 году.
В XIX веке зонтики обтянули плотной прорезиненной тканью, которая не пропускала воду. В ХХ веке появились телескопические зонтики, которые можно было сложить в несколько раз и носить в дамской сумке. В ХХ веке зонт превращается в обыденный и всем доступный аксессуар.
В наши дни зонтик стал привычным и незаменимым предметом, который надежно защищает людей от весенних ливней и затяжных осенних дождей. Сегодня кутюрье и дизайнеры не оставляют без внимания зонт. Зонтичная мода существует наряду с любой другой модой на тот или иной аксессуар.
Но и на этом чудесные метаморфозы, связанные с зонтиками, не закончились. Недавно в продаже появились зонты-дождевики с клеенчатыми стенками до пола, зонты-плащи, зонты-шляпы, зонты-шлемы, ассиметричные зонты, защищающие от косого дождя, и прозрачные зонты — птичьи клетки (birdcage) с высоким куполом. Интересно, какие перевоплощения ждут этот аксессуар в будущем?
Художники используют зонтики как аксессуар на своих полотнах. На картинах французского художника Клода Моне часто можно увидеть зонтики. Российские и зарубежные музеи выставляют напоказ коллекции старинных зонтов. По их экспозициям можно проследить всю историю развития зонтиков с древних времен и до наших дней.
Антипрогнозный зонт. Непроизвольный прогноз // Химия и жизнь — XXI век. — 2015. — № 8. — С. 64-65.
Кокшаров, А. Не порвать зонтик // Эксперт. — 2014. — № 41. — С. 46-47.
Онучин, В. Зонт и кресло для надувной лодки // Рыболов. — 2013. — № 10. — С. 78-80.
Лепешова, А. Крыша от солнца: как зонт шел навстречу дождю // Отечество: История. Культура. Краеведение. — 2008. — № 9. — С. 29-31.
27 февраля — День белого медведя
Международный день белого полярного медведя (International Polar Bear Day) был основан международной организацией «Белые медведи», крупнейшей в мире организацией по сохранению белого медведя. Этот праздник отмечается ежегодно 27 февраля.
Белый медведь является одним из крупнейших видов наземных млекопитающих. Он занимает довольно узкую экологическую нишу, живет в основном в Арктике и плохо приспособлен к теплым температурам. Полярный медведь (Ursus maritimus, в переводе с латинского это медведь морской) появился на Земле примерно пять миллионов лет назад, и предком его, как ни странно, был бурый медведь.
Полярный медведь обитает на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу: кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и др. морских животных. По приблизительным оценкам ученых, сегодня в мире насчитывается примерно 20-25 тысяч особей белого медведя. Таяние льдов, загрязнение окружающей среды, браконьерская охота приводят к численному уменьшению их популяции. По прогнозам экспертов, к 2050 году исчезнет две трети полярных медведей.
В России находится два заповедника, охраняющих полярных медведей: один на острове Врангеля в Чукотском море, другой на территории архипелага Земля Франца-Иосифа в Архангельской области. Последний входит в состав национального парка «Русская Арктика»
В первую очередь Международный день полярного медведя важен для пяти стран, на территории которых обитают популяции белого медведя, — России, Норвегии, Канады, Гренландии и Соединенных Штатов Америки (Аляска).
Международный День белого медведя — это глобальное экологическое празднование, которое направлено на повышение осведомленности общественности о влиянии глобального потепления и потери морского льда на популяцию белого медведя.
По этому случаю во многих зоопарках по всему миру проводятся мероприятия, посвященные вопросам сохранения белого медведя.
![Мишка Снежок, или Амигуруми без крючка и пряжи // Все сама: вяжем, плетем, вышиваем. — 2013. — № 11. — С. 34-38.](https://ngounb.ru/wp-content/uploads/2021/03/Foto-8-1-212x300.jpg)
Мишка Снежок, или Амигуруми без крючка и пряжи // Все сама: вяжем, плетем, вышиваем. — 2013. — № 11. — С. 34-38.
Плетение фигурки белого медвежонка из бисера.
Образ этого зверя очень симпатичный и часто используется в рукоделии и изготовлении игрушек.
Берсенев, А. Е. Учет численности белого медведя в восточной части Карского моря и в западной части моря Лаптевых / А. Е. Берсенев, П. В. Кочкарев // Проблемы региональной экологии. — 2020. — № 2. — С. 69-76.
Боголюбов, С. А. Каким быть закону о природе Арктики? // «Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2018. — № 3. — С. 41-49.
Коупленд, С. Нужно все время смотреть по сторонам, нет ли рядом белого медведя / Себастьян Коупленд, Наталья Майборода // GEO. — 2018. — № 3 (237). — С. 114.
Арктика далекая и близкая // Чудеса и приключения. — 2017. — № 10. — С. 76-77.
В том числе об Арктике как ареале обитания белого медведя.
Белый медведь // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 6. — С. 41.
Вехов, Н. Белый медведь Новой Земли / Н. Вехов, И. Мизин // Охота и охотничье хозяйство. — 2015. — № 4. — С. 18-23.
Ветрова, С. Мир путешествий: природа Арктики // Ваша библиотека. — 2014. — № 16. — С. 54-65.
Лучак, Х. Мирей, Фредерик и медведи // GEO. — 2008. — № 11. — С. 192-209.
Степанова, К. Белый медведь на эмблеме и в природе // ЭКОС. — 2008. — № 4. — С. 47-48.
26 февраля — День карнавала.
Карнавалы помогают расслабиться и избавиться от многих стрессов. Это пора беззаботного и безудержного веселья, пора шумных парадов наряженных в карнавальные костюмы горожан, гигантских кукол, причудливых сооружений на колесах, веселящихся на улицах людей, необычных призывов и песен на местных диалектах. До XVIII века карнавал был тесно связан с церковной традицией. Обычно после праздника начиналось покаяние и Великий пост. Поэтому люди устраивали себе веселый разгуляй перед долгим религиозным воздержанием от пищи. На Руси таким массовым праздником была Масленица — проводы зимы. Традиции сохранились и до нашего времени. Люди просто хотят весело проводить время на празднике.
Главными атрибутами любого карнавала являются костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества.
Карнавал — это не только праздничное шествие, но и выступления артистов, театральные представления, народные гулянья на улицах. Карнавалы проходят во многих городах мира, но самые известные из них — это итальянский карнавал в Венеции и бразильский в Рио-де-Жанейро, проходящие ежегодно в феврале.
В Бразилии карнавал — это яркое представление, где каждый зритель — участник. Каждый год карнавал притягивает сотни тысяч туристов, вовлекая их в свою круговерть.
Карнавалы проводятся во всех городах Бразилии, а самый известный из них — в Рио-де-Жанейро. Праздник длится четыре дня и четыре ночи. Главной гордостью бразильского карнавала является парад школ самбы. На время карнавала в Рио-де Жанейро забывают про работу и погружаются в ритм самбы, которую танцует практически весь город.
В последнюю неделю зимы в городе на воде — Венеции — проходит грандиозное зрелище, удивительный маскарад: Венецианский карнавал. Он отличается от бразильского тем, что следует предписанным правилам и имеет определенную тематику.
В Россию карнавал, точнее — маскарад, был завезен при Петре I, как развлечение, отличающееся от простонародной Масленицы.
Принято считать, что маскарад — это костюмированный бал, не более. На самом деле отличия двух форм танцевальных вечеров были существенны. Если бал открыто демонстрировал положение человека в обществе, подчеркивал богатство и успех, то маскарад преследовал противоположную цель. Он скрывал, а не обнаруживал знатность, чины и состояние участников, позволяя им расслабиться, окутывая покровом тайны имена и лица.
Для девиц и детей допускались лишь домашние маскарады, но какую радость они доставляли! Для этого придумывались карнавальные костюмы, которые были оригинальны и ничем не отличались от взрослых.
Каледина, А. Бразильский карнавал: роман // Юность. — 2013. — № 2. — С. 136-145.
Елисеева, О. «Веселися, храбрый росс!»: балы и маскарады Екатерининской эпохи // Родина. — 2010. — № 2. — С. 123-128.
Мауритц, Н. В. Карнавал в немецкоязычных странах: проблема источников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. — 2009. — Вып. 1. — С. 241-246.
Шемякин, Я. Г. Латиноамериканский карнавал и карнавализованные формы русской культуры: попытка сравнения // Латинская Америка. — 2008. — № 5. — С. 62-77.
Панюшин, В. Карнавал напомнит об эпохе, когда все носили бауту // GEO. — 2000. — № 2. — С. 72-73.
Анонс выставок
В марте 2021 г. в Отделе периодических изданий будут работать выставки:
- «Это было 60 лет назад»: как впервые отпраздновали День театра 27 марта 1961 года.
- «Автомобиль в нашей жизни»: от увлечения к мастерству.
- «Если душа родилась крылатой…»: о жизни и творчестве Марины Цветаевой.
- «Деловая культура и психология общения».