ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ПРИ ЗАЛИВЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ: Информационный листок (по состоянию законодательства РФ на 24.05.2021)

Залив квартиры является наиболее типичным случаем причинения вреда чужому имуществу. Многие граждане так или иначе сталкивались с этой проблемой — либо в роли причинителей вреда, либо в роли пострадавших. В данном информационном листке будут даны ответы на главные вопросы, касающиеся возмещения вреда, причиненного заливом — как доказать факт причинения вреда, как определить размер ущерба, как быть, если виновник отказывается возмещать вред добровольно. Материал будет актуален для собственников жилых помещений, а также всех, кто желает больше знать о своих правах и обязанностях.

***

При обнаружении факта залива следует немедленно определить его причину. Виновное лицо может и не догадываться о том, что причинило вред — например, при протечке отопительных приборов или при износе сантехнического оборудования. Зачастую виновником залива оказывается исполнитель коммунальных услуг или собственник верхней квартиры. В последнем случае в первую очередь следует подняться на этаж выше и сообщить о заливе. Вместе с тем не стоит забывать, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции РФ), поэтому нужно быть готовым к тому, что соседи могут отказаться пустить вас в свою квартиру с целью осмотра.

После определения источника залива или при невозможности его определения следует обратиться к исполнителю коммунальных услуг (ДУК или ТСЖ) с сообщением о заливе. Данное действие следует совершить для фиксации факта залива и определения его причин специалистами ДУК или ТСЖ. По факту обращения и осмотра специалистами исполнителя коммунальных услуг составляется акт о затоплении жилого помещения (или акт о причинении ущерба имуществу потребителя — в случаях, когда виновником заливе является сам исполнитель коммунальных услуг). Законом установлены сроки составления такого акта — 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В акте указывается описание причиненного ущерба и обстоятельства, при которых такой ущерб был причинен. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо представителей исполнителя коммунальных услуг двумя незаинтересованными лицами. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй — остается у исполнителя коммунальных услуг (п. 152 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Следует помнить, что акт о затоплении жилого помещения является важнейшим доказательством, принимаемым судом в ходе рассмотрения дела в судебном порядке.

В ожидании представителей ДУК или ТСЖ можно зафиксировать возникший ущерб при помощи фото- и видеосъемки — поврежденные потолки, стены, полы, мебель и другое имущество. Постарайтесь ничего не упустить, т.к. в будущем это позволит подтвердить размеры причиненного ущерба. Полноценно ликвидировать последствия залива следует уже после составления акта представителями ДУК (ТСЖ) и фиксации ущерба путем фото- и видеосъемки.

***

Виновное в затоплении имущества лицо обязано возместить причиненный ущерб в полном объеме (п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). Действующее законодательство допускает два варианта возмещения причиненного заливом вреда:

  1. Взыскание денежных средств с лица, виновного в заливе жилого помещения, и проведение ремонтных работ собственником за счет взысканных денежных средств.
  2. Проведение ремонтных работ собственником за счет собственных средств с последующем взысканием стоимости восстановительного ремонта с лица, виновного в заливе жилого помещения.

В любом случае вопрос следует попытаться решить в добровольном порядке. В таком случае сумма ущерба уплачивается по соглашению сторон (расписке).

Если договориться о добровольном возмещении вреда не удалось, то нужно готовиться к суду. Для этого необходимо точно рассчитать сумму ущерба. Сделать это можно путем обращения в экспертную или строительную организацию. Услуги по оценке размеров причиненного вреда придется оплачивать собственнику жилья самостоятельно, однако, впоследствии эти расходы можно будет возместить за счет причинителя вреда. Рассмотрите возможность определения суммы ущерба в присутствии причинителя вреда или его представителя.

После определения суммы ущерба необходимо направить лицу, виновному в причинении вреда, досудебную претензию. В претензии следует указать следующие данные:

  • контактные данные лица, подающего претензию (Ф.И.О. и его адрес);
  • контактные данные лица, получающего претензию (Ф.И.О. гражданина или наименование юридического лица и его адрес);
  • указание на факт причинения вреда (обстоятельства залива и его последствия);
  • размер суммы ущерба;
  • требование о возмещении вреда;
  • способ возмещения ущерба;
  • список прилагаемых документов (копия акта о затоплении жилого помещения, копии документов, определяющих сумму ущерба и другие документы);
  • подпись лица, подающего претензию;
  • дата подачи претензии.

В случае отказа возместить вред в досудебном порядке или при отсутствии ответа на досудебную претензию следует обратиться в суд.

***

Судебные дела подобного рода являются достаточно простыми, поэтому можно обратиться в суд самостоятельно без помощи услуг юриста. Основой вашей жалобы будет поданная ранее претензия. Примеры исковых заявлений по данному вопросу можно посмотреть в справочных правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Полную информацию по рассматриваемому вопросу Вы можете получить, посетив отдел «Публичный центр правовой информации» НГОУНБ. Здесь можно воспользоваться информацией, представленной в справочных правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант», юридической (в том числе учебной) литературой, неопубликованными документами по вопросам местного самоуправления, а также получить правовую информационную помощь в решении ваших правовых проблем.

Рекомендуем вам ознакомиться с документами, посвященными рассматриваемой теме:

  • нормативными правовыми актами (расположены по юридической силе);
  • авторскими и комментирующими материалами (расположены в алфавите авторов и заглавий).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021). — Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2021); То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный; То же. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Определяет способы защиты гражданских прав (ст. 11, 12, 15).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021). — Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2021); То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный; То же. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Регулирует отношения, связанные с возмещением вреда (глава 59).

Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.04.2021). — Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2021); То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный; То же. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Определяет права и обязанности собственников жилого помещения.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 02.03.2021). — Текст: электронный // Официальный портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2021); То же. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный; То же. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Устанавливает ответственность исполнителя коммунальных услуг (глава XVI).

***

Бездействие управляющей компании после залива квартиры // Юридический справочник: вопросы судебной защиты (журнал «Библиотечка «Российской газеты». — Выпуск 5, март 2021 г.). — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Викулова, Н. А. Ремонт квартиры после залива — споры сторон и решения судов // Жилищное право. — 2017. — № 3. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный; То же. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Вопрос: В какой срок должен обратиться страхователь к страховщику за страховой выплатой в случае наступления страхового случая (затопление квартиры)? // Подготовлен специалистами Горячей линии СПС ГАРАНТ. — Сентябрь 2020 г. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Вопрос: Исковое заявление о заливе квартиры подано по месту нахождения имущества, а не по месту регистрации и проживания ответчика. Судом принято заочное решение. Какова подсудность таких дел? // Подготовлен специалистами Горячей линии СПС ГАРАНТ. — Июнь, 2020 г. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Домашняя правовая энциклопедия. Дом (жилище). Залив квартиры // Подготовлен специалистами СПС ГАРАНТ. — 2021. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. –– Текст: электронный.

Как взыскать с управляющей организации ущерб, причиненный заливом квартиры? // Азбука права: электрон. журн. — 2021. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.

Как возместить ущерб от пожара и его тушения в другой квартире? // Азбука права: электрон. журн. — 2021. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.

Как собственнику помещений в многоквартирном доме взыскать убытки, понесенные по вине управляющей организации? // Азбука права: электрон. журн. — 2021. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.

Как составить и подать исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры? // Азбука права: электрон. журн. — 2021. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.

Как составить претензию в управляющую компанию о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры? // Азбука права: электрон. журн. — 2021. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.

Мартынова, К. Д. Особенности возмещения вреда, причиненного в результате залива квартиры // Образование и право. — 2020. — № 3. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Можно ли взыскать моральный вред в случае залива квартиры? // Азбука права: электрон. журн. — 2021. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.

О вине УК в затоплении квартиры ввиду засора общедомового стояка канализации // Обзор практики Верховного Суда РФ в сфере ЖКХ за декабрь 2019 года (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, февраль 2020 г.) — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ — Текст: электронный.

Что делать, если вас затопили? // Азбука права: электрон. журн. — 2021. — Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». — Текст: электронный.

Что предусмотреть в договоре коммерческого найма квартиры? // Азбука права: электрон. журн. — 2021. — Режим доступа: справ.-правовая система «Консультант  Плюс». — Текст: электронный.

Юридический справочник: вопросы судебной защиты // Библиотечка Российской газеты. — 2021. — № 5. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Яковлева, О. Затопление квартир — споры. Обзор судов // Жилищное право. — 2020. — № 4. — Режим доступа: справочная правовая система ГАРАНТ. — Текст: электронный.

Ждем Вас по адресу:
г. Н.Новгород, ул. Варварская, д. 3
тел./факс 8 (831) 411-85-54
e-mail: pravongounb@yandex.ru
«ВКонтакте»: http://vk.com/public_center

Составитель:
Зотов Денис Владимирович,

юрисконсульт 1 категории

Ответственный за выпуск:
Наумова Ирина Михайловна,

зав. отделом «ПЦПИ»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!