Информационный листок отдела периодических изданий № 156 (ноябрь) 2021

Нижегородская государственная областная универсальная
научная библиотека им. В.И. Ленина

                                                                                                                   «Есть такой журнал…»

Сатирических журналов в России в начале прошлого века было великое множество. «Сатирикон» (1908-1914) вместе с отделившимся от него «Новым сатириконом» (1913-1918) были самыми популярными насмешливо-язвительными журналами старой России.

Аверченко, А. Кавказская история: фельетон // Сатирикон. — 1909. — № 27. — С. 2-3. — (Обложка).

«Сатирикон» был весьма разнообразен по содержанию и направленности: он отражал вкусы публики и литературные тенденции своего времени. На страницах этого еженедельного издания появлялись юмористические рисунки и карикатуры, подписанные Радаковым, Ре-ми (псевдоним Ремизова-Васильева), Бенуа, Добужинским. Рисунки часто сопровождались стихотворениями.

Тэффи. Игра: юмористический рассказ // Сатирикон. — 1909. — № 34. — С. 2-3. — (Обложка).

Главным человеком в «Сатириконе» — душой, неистощимым выдумщиком и заводилой, ведущим автором и безусловным авторитетом — являлся Аркадий Аверченко. Из прозаиков блистали также Тэффи, А. Бухов, О. Дымов.

Тэффи. Расчетливый пациент: юмореска // Сатирикон. — 1909. — № 40. — С. 7. — (Обложка).

Оттачивал афоризмы Дон-Аминадо, едко подметивший однажды, что «про каждого человека можно написать роман, но не каждый человек заслуживает некролога».

Куприн, А. Козерогу Александру Рославлеву: шарж // Сатирикон. — 1908. — № 30. — С. 3. — (Обложка).

С энтузиазмом поддерживал сатириконцев Александр Куприн.

Саша Черный. У моря: стихотворение // Сатирикон. — 1909. — № 30. — С. 2. — (Обложка).

Украшали журнал стихи Саши Черного, Петра Потемкина, Николая Агнивцева.

Скиталец. Великий мерзавец земли русской: рассказ // Сатирикон. — 1908. — № 21. — С. 14-15. — (Обложка).

В журнале публиковались и произведения волжского писателя С.Г. Петрова (Скитальца) — друга А.М. Горького.

Авторы «Сатирикона» сумели продолжить русское комическое направление литературы, основанное на игре слов и жонглировании смыслом, что было характерно для Н. Гоголя и Козьмы Пруткова, и подготовили почву для расцвета юмористической литературы 1920-х годов.

В Отделе периодических изданий журнал «Сатирикон» хранится за 1908-1913, «Новый сатирикон» 1913-1918 гг.

«Интересные даты»

11 ноября — Всемирный день оригами

Этот день мало известен публике и  не является праздничным днем, но, несмотря на это, заслуживает особого внимания. Всемирный день оригами учрежден Японской Ассоциацией оригами в 1980 году. Он связан с важной исторической датой — днем окончания Первой мировой войны, которая официально закончилась в 11 часов 11 ноября 1918 года. Это был первый день мира после войны, длившейся 4 года и 3 месяца. Символом этого дня стал японский бумажный журавлик.

Оригами в жизни великих людей // Наука и жизнь. — 1999. — № 12. — С. 50-51. — (Обложка).

Термин «оригами» образован из двух японских слов (оri — складывание, kami — бумага) и возник в Японии в VI веке. Изначально искусство оригами использовалось только для религиозных церемоний. К концу XVII века оно стало ведущим направлением искусства в японском обществе. Позже оригами распространилось по всему миру. Основное правило оригами — все фигурки делаются без использования ножниц.

Снеговик из модулей // Все сама: вяжем, плетем, вышиваем. — 2012. — № 11. — С. 36-40. — (Обложка).

Мастер-класс по изготовлению модульного оригами.

День оригами — идеальный день, чтобы попрактиковаться складывать красивые фигурки из бумаги, салфеток, ткани и всего, на чем можно делать складки. Если вы уже знакомы с оригами, то сегодня идеальный день, чтобы изучить новую технику. Если же вы никогда не пробовали этот вид искусства, то самое время начать.

Оригами: бумажный зоопарк // Наука и жизнь. — 2006. — № 1. — С. 138-140.

Клещенко, Е. ДНК-оригами // Химия и жизнь – XXI век. — 2006. — № 8. — С. 10-11.

Свиридов, Р. В. Метаморфозы бумажной клетки. Классическое японское искусство оригами // Восток. — 2009. — № 4. — С. 121-131.

Петровская, И. Еще раз про оригами // Творчество народов мира. — 2009. — № 5. — С. 25-34: ил.

Соколова, Г. А. Оригами в процессе коллективной деятельности учащихся: IV класс // Начальная школа. — 2010. — № 10. — С. 49-54.

Айрион, Роберт. Оригами-обсерватория // В мире науки. — 2010. — № 11/12. — С. 12-18.

Крупеня, В. В. Техника оригами — готовлюсь к уроку геометрии // Математика в школе. — 2011. — № 9. — С. 43-49.

Ваганова, О. Настольный театр оригами // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 10. — С. 25-30.

Иванова, Н. Дошкольный возраст: оригами как средство развития и воспитания // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 1. — С. 22-24.

Ляхов, А. Ф. Построение линии сгиба и оригами // Математическое образование. — 2016. — № 1 (77). — С. 10-18.

12 ноября — Синичкин день (помощь зимующим птицам)

С давних пор на Руси 12 ноября отмечается Синичкин день, т.е. день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Объемная вышивка. Брошь «Синица»: [мастер-класс] // Все сама: вяжем, плетем, вышиваем. — 2016. — № 11. — С. 30-31. — (Обложка).

Несколько лет назад в России этот праздник стал экологическим по инициативе Союза охраны птиц России. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» — птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, — делают и развешивают кормушки.

Зыков, Д. Строим кормушку // Наука и жизнь. — 2015. — № 12. — С. 94-96. — (Обложка).

Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц.

Хотя со временем многие праздники видоизменяются и приобретают иные облик и значение, суть Синичкиного дня осталась прежней — помощь и поддержка маленьких птичек, ставших частью привычной картины городского пейзажа. Сегодня, как и в старые времена, 12 ноября жители городов и деревень традиционно отмечают встречу зимующих птиц — снегирей, клестов, соек, синиц, свиристелей, поползней и других.

Хациревич, М. Г. Сытая синица пчел не тронет // Пчеловодство. — 2010. — № 9. — С. 34.

Попов, Е. Т. Синица большая // Пчеловодство. — 2011. — № 1. — С. 42-43.

Севастьянов, А. Ресторан «Синица» // Охота и охотничье хозяйство. — 2011. — № 10. — С. 4-5.

Чебыкина, Л. Компанейские синицы // Природа и человек. XXI век. — 2015. — № 1. — С. 60.

Викторчук, В. «Синица» в небе // Моделист-конструктор. — 2015. — № 11. — С. 5-7.

Дружная семейка // Наука и жизнь. — 2019. — № 10. — С. 46-48.

18 ноябряДень рождения Деда Мороза  

День рождения Деда Мороза в России отмечают 18 ноября. Это недавняя традиция — в 2021 году ей исполнится всего 16 лет.

Пятерикова, С. День рождения Деда Мороза: сценарий праздника «18 ноября — День рождения Деда Мороза» / С. Пятерикова, Е. Шишкова  // Творчество народов мира. — 2012. — № 11. — С. 50-54. — (Обложка).

Дата праздника выбрана не случайно — считается, что именно в этот день в Великом Устюге, на родине российского Деда Мороза, наступают первые зимние холода.

Грелка для чайника «Дед Мороз» // Все сама: вяжем, плетем, вышиваем. — 2013. — № 12. — С. 6. — (Обложка).

Прообраз знакомого нам сегодня Деда Мороза возник в славянской мифологии. Восточные славяне почитали мороз как стихию — он представлялся им невысоким бодрым старичком с седой бородой, которого зимой звали, а летом просили не приходить, чтобы не портил урожай.

Позже, в середине XIX века, Мороз начинает приобретать черты известного нам сегодня Дедушки. Поочередно он меняет несколько имен: Мороз Иванович, Святой Николай, Морозко и, наконец, в начале ХХ века, уже знакомый нам Дед Мороз. Он приживается и остается символом Рождества и Нового года вплоть до революции 1917 г.

Дед Мороз — утеплитель окон // Все сама: вяжем, плетем, вышиваем. — 2012. — № 11. — С. 5-6. — (Обложка).

Мастер-класс по изготовлению куклы-тильды Деда Мороза.

Дед Мороз из бисера // Все сама: вяжем, плетем, вышиваем. — 2012. — № 11. — С. 30-32.

К 1929 году Дед Мороз как элемент православного праздника находится под запретом, как и само Рождество. Однако уже накануне 1936 года он возвращается — переосмысленный, более светский. Теперь зимний волшебник приходит в Новый год, а некогда рождественская елка — стала новогодней.

Бегичева, В. Дед Мороз // Свет. — 2009. — № 12. — С. 78-80.

Прищепова, А. Столица чудес Деда Мороза // Столицы и усадьбы. — 2010. — № 10. — С. 26-29.

Супруненко, Ю. Где обитает Дед Мороз? // Творчество народов мира. — 2011. — № 12. — С. 40-45.

Дубровский, И. Знакомство с Великим Устюгом — вотчиной Деда Мороза // Турист. — 2013. — № 5. — С. 5-8: фот.

Исаев, Е. К нам едет Дед Мороз // Жилищный вопрос. — 2014. — № 41 (24 нояб.). — С. 3.

Конькова, Е. Санта или Дед Мороз? // Природа и человек. XXI век. — 2017. — № 12. — С. 52-53.

Заболотских, Е. Главному Деду России стукнуло 3000 лет // Союзное государство. — 2018. — № 12 (142). — С. 60-63.

Живов, А. А. На родине Деда Мороза // Русский Дом. — 2019. — № 1. — С. 26-27.

Безель, Б. Дед Мороз и лето // Идеи вашего дома. — 2019. — № 7 (242). — С. 58-61.

 

                                                                                    

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!