Обзор книжных новинок
Уважаемые читатели! Продолжаем знакомство с новыми поступлениями в фонд нашей библиотеки. Сегодня предлагаем вашему вниманию обзор трёх книг по истории и культуре Китая.
Монография одного из ведущих специалистов по китайской археологии, доктора исторических наукСтанислава Кучеры «Древнейшая и древняя история Китая. Ранний неолит юга страны» представляет собой завершающий, второй том исследования учёного по археологии древнейшего периода истории Восточной Азии (первый том – «Древнейшая и древняя история Китая. Древнекаменный век» – вышел в 1996 году).
Китайская археология, освободившись от пут «культурной революции», в последние десятилетия переживает период подъёма и развития. Обнаружение новых памятников и реликтов культуры приобрело лавинообразный характер, а количество публикаций о них далеко превышает возможности одного исследователя хотя бы бегло ознакомиться с ними. Книга Станислава Кучерыявляется наиболее полным на данный момент исследованием южнокитайского неолита, настоящей энциклопедией китайского неолита, наглядно формулирующей и доказывающей полицентричность формирования цивилизации в Восточной Азии.
«Шу-цзин» («Канон записей») – один из важнейших письменных памятников Древнего Китая. Это одна из китайских классических книг, входящая в состав конфуцианского «Пятикнижия». Редакция её приписывается Конфуцию, приведшему в порядок дошедшие до него документы, некоторые из которых считаются древнейшим пластом китайской истории и мифологии. Основная часть глав книги была создана в первой половине периода Чунь-цю (770–453 гг. до н. э.).
Большинство глав «Шу-цзина» представляют собой литургические произведения категории «записи» (шу), т.е. тексты, создававшиеся и декламировавшиесяжрецами во время дворцово-храмовых церемоний. Предлагаемый перевод «Шу-цзина»выполнен Г.С. Поповой с учётом времени письменной фиксации основного массива глав и их бытования в доконфуцианский период.
Книга «Пекинская опера цзинцзюй: музыка, актёр и сцена китайского традиционного театра» посвящена искусству китайской традиционной драмы на примере её ярчайшего вида цзинцзюй, или пекинской оперы. Автор исследования – кандидат искусствоведения, музыковед ТуянаБудаевапрошла двухгодичную стажировку в Китае и не раз бывала там с научными проектами. Одним из ценных источников информации стало личное общение автора со многими артистами и музыкантами этого жанра.
В монографии представлены сразу несколько аспектов искусства китайского традиционного театра в целом и пекинской оперы в частности: музыкальная ткань и визуальный ряд спектакля, теоретические законы музыкального языка, специфика певческого голоса, особенности оркестровой палитры, современные тенденции и преломление пекинской оперы в других музыкальных жанрах и видах искусства, история традиционных сценических площадок и даже изучение образов напитков и еды в драме цзинцзюй. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся театром, музыкой и культурой традиционного Китая.
Все три книги поступили в фонд нашей библиотеки и будут интересны любителям и исследователям истории и культуры Китая.