Голованов Иван Васильевич

27 января – день полного снятия блокады Ленинграда

 На таких Иванах вся Россия держится…

Рабочий поселок Дальнее Константиново Нижегородской области большое село. Много здесь жило известных людей, партийных работников и активистов. Но еще больше – простых тружеников и героев, которые не выступали с трибун и не были окружены почетом, зато именно они – соль нашей земли. Одним из них был Иван Васильевич Голованов, участник Великой Отечественной войны. И для него в году было 2 самых главных праздника: 9 Мая – День Победы и 27 января – День полного снятия блокады Ленинграда…

Родился Иван Васильевич в селе Богоявление Дальнеконстантиновского района в простой крестьянской семье. Как тогда было принято, очень большой – он был 7 ребенком. С детства привыкал к труду: сенокосил, работал на току, заготавливал дрова. Но мечтал он о другом – о запахе масла, звуке мотора и профессии шофера. Чтобы поступить в Горьковскую автошколу, он даже приписал себе 2 года.

Войну он встретил уже серьезным 23-летним мужчиной. Его призвали с первых дней – комсомолец, сильный парень. Его как шофера тут же направили в автополк, который стоял под Петергофом. Их задача была простая: доставлять на своих ЗИСах снаряды и продукты в Ленинград.

– Бои велись ожесточенные, – рассказывает сын Николай, по воспоминаниям отца. – Приходилось ездить и днем, и ночью под обстрелом, объезжать воронки и уходить от немецких самолетов. Возили снаряды, а значит одно попадание – и вместо машины вздымался рядом страшной силы огненный столб. «Мне везло. Молодой был, рискованный», – так он говорил.

Возможно, спасла жизнь Ивану Голованову и его любовь к технике. Ни один слесарь не притронулся к его автомашине за всю войну. Он сам исправлял все поломки, обслуживал и чинил свою технику, дотошно разбирая все по винтику.

Но это было лишь начало войны. Петергоф немцы взяли, а все, что осталось от автоколонны, перебросили в лесной парк, в Ленинград. Начало блокады навсегда врезалось в память Ивана Васильевича картинами смерти, вмерзших в сугробы трупов. Он совсем обессилил от голода, валился на руль – но никогда даже не думал взять банку консервов или сухарь из своей машины. Задача была простая: пройти по Ладожскому озеру до перевалочного пункта, загрузить машину и вернуться обратно. Легко сказать, да доехать – сложно.

– Все ехали с открытыми дверями, чтобы если что, выпрыгнуть из машины, – рассказывает сын Николай. – Но отец никогда не видел, чтобы хоть кто-то спасся. Вдруг перед тобой машина начинала уходить под лед – и даже помочь ты ничем не мог. Видишь, что тонет, значит все… Вместе с товарищами Михаилом Николаевым и Иваном Вахромеевым отец отправлялся в каждый рейс, как в последний раз.

После снятия блокады воевал в составе 2-й ударной армии. Воевал в Эстонии, прошел всю Пруссию, освобождал Польшу. Побывал он и в Берлине – на обломках Рейхстага красовалась и его подпись.

За всю войну Иван Голованов не получил орденов, хотя рисковал жизнью бессчетное количество раз. А медалей было достаточно: «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией». Уже в мирное время он получил ветерана труда, а также главную награду шофера – значок «За работу без аварий», который выдавался только тому, кто за 30 лет не попал ни в одно ДТП.

А еще он привез с войны вечное чувство голода. Блокада подорвала его здоровье, и сытости Иван Васильевич не знал. Поэтому в какую бы дорогу он не отправлялся, всегда брал с собой хотя бы кусок хлеба – это уже стало привычкой. Но, несмотря ни на что, Иван Васильевич продолжал жить и работать, поднимать страну. Вместе с супругой они вырастили 6 детей, у него 11 внуков и множество правнуков.

А после войны Иван Васильевич смог посетить Ленинград. Встретился он и с одним из своих боевых товарищей. Они вспомнили былые деньки, как возили продукты, снаряды, чтобы город мог жить и сражаться. А вокруг них цвела и шумела вторая столица… Город, обязанной жизнью таким простым солдатам, как Иван Голованов.

Северин Овчинников

 

P.S. Материал подготовлен по информации правнучки Ивана Голованова Виктории Филоненко, ученицы школы № 5. Сейчас она живет и учится в Санкт-Петербурге – городе, который спасал ее прадед.

 

Рядовому И.В. Голованову посвящается
(По воспоминаниям отца)

Сотню дней в блокадном Ленинграде
Позабыть мне память не велит.
Сто ночей, как «вечная награда»,
Сотней шрамов на душу легли.

Сто тревог, обстрелов и пожаров.
Сотню раз мосты не развели.
Сотни рук врачей и санитаров
Сутками борьбу за жизнь вели.

Дней отсчет до госпиталя точет.
Ужас злых боев, ночей без снов.
Духом человек лишь только прочен…
Провожала Родина сынов.

Много горя мне пришлось отведать.
Где взять силы все преодолеть?
Дай вам Бог такого не изведать.
Мира вам, любви и долгих лет!

Николай Голованов

 

изоб 2 изоб 3
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!