Белов Алексей Федорович

Никто не забыт, ничто не забыто.

500 дней в блокаде

Алексей Федорович Белов — один из защитников города Ленинграда. Родился он в городе Богородске Нижегородской области в 1924 году. Трудовой путь начинал на кожевенном заводе имени Юргенса. Отсюда его и на фронт призвали. Было это в сентябре 1942 года. Повестку вручили прямо на рабочем месте. Было на часах 14.00, а в повестке сказано: «Явиться в военкомат в 15.00». Даже заявление об увольнении с завода не успел написать и с родными толком попрощаться.

В тот день из Богородского района на северо-запад страны, к Ладоге, военкоматом были направлены 24 человека. Добирались десять суток по маршруту Богородск — Арзамас — Шуя — Вологда — Тихвин — побережье Ладожского озера. Темной октябрьской ночью 1942 года на пароходике новобранцев перевезли по Ладоге в Ленинград, окруженный плотным фашистским кольцом.

«Ленинград представлял собой ужасную картину: город по нескольку раз за день подвергался артобстрелу и бомбежке, — вспоминал фронтовик на страницах «Богородской газеты» 12 января 1994 года. — Не было ни света, ни воды (жители на санках возили воду из Невы), трамваи ходили по отдельным маршрутам. Много зданий и жилых домов было разрушено. Но особую жалость вызывали жители, бледные и усталые на вид. Они получали по 125-250 граммов хлеба на сутки. Люди умирали каждый день, одни от голода, другие от вражеских снарядов. Хоронили прямо на улицах».

Солдатам, переброшенным с Большой земли в осажденный город, предстояло разделить с его жителями общую судьбу.

Алексей Федорович рассказывал, что зачислили их в Балтийско-флотский экипаж и  направляли на разные работы: разбирать завалы, чистить торпеды и мины для боевых кораблей, грузить ящики со снарядами. Несколько человек отобрали в моряки на корабли Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.

А.Ф. Белова направили в береговую оборону, в 601-ю батарею отдельного морского артдивизиона, которая располагалась в двух километрах от линии фронта, в районе Невской Дубравки. Штаб дивизиона находился в Северной Самарке.

Артиллеристы вели обстрел немецких позиций. Жили в землянках. От лютого холода спасались тем, что во время передышки грелись у раскалившегося от стрельбы пушечного ствола.

— Ствол был длиной метров шесть, так что места хватало всему составу орудийного расчета, — вспоминал солдат.

О том, что пришлось пережить в кольце блокады, фронтовик особо не рассказывал. В своих воспоминаниях ограничился строчкой: «питались тем, что дадут». Но и упоминание о том, что летом приходилось солдатам собирать в лесу чернику и клюкву, говорит само за себя. «В блокаде я находился свыше 500 дней и пережил все невзгоды, которые выпали на нас в те военные годы», — говорил А.Ф. Белов.

Трудно даже представить, как люди выдерживали то, что уготовила им военная судьба, какая сила духа потребовалась от них. Но случаи предательства — попытки сдаться в плен врагу — были единичны. Судили изменников Родины по законам военного времени, в соответствии с приказом № 227, который называли «приказом Сталина». Он предусматривал  строгую кару изменникам Родины, дезертирам и предателям.

Вспоминал ветеран об одном таком страшном случае — показательном расстреле военнослужащего управления 301-го артдивизиона, пытавшегося перейти линию фронта и сдаться в плен врагу. Рядовой был изобличен и приговорен военным трибуналом к высшей мере наказания.

По воспоминаниям артиллериста, наступление наших войск началось 14 января 1944 года.

— Этот день, как мне помнится, был особенно холодным, градусов 20-25 мороза, — рассказывал солдат.

Но фашисту Красная армия дала жару: менее чем через две недели блокада была прорвана.

После прорыва блокадного кольца А.Ф. Белов воевал в составе артиллерийской части, освобождавшей Ленинградскую область и Прибалтику.

В 65-й артиллерийской бригаде богородчанин служил связистом.

— Трудное было время, — вспоминал фронтовик. — Связь приходилось налаживать под обстрелом круглые сутки и преодолевать десятки километров по бездорожью…

…9 мая 1945 года А.Ф. Белов встретил в Берлине. На стене рейхстага написал свою фамилию. После войны вернулся на завод имени Юргенса, где трудился контролером, строгалем кож, председателем профкома. Восемь лет руководил профсоюзным комитетом Горьковкожобъединения.

В семидесятые годы прошлого века ему удалось отыскать однополчан по 301-му отдельному морскому артдивизиону, наладить с ними переписку. Трижды ездил на встречи с боевыми товарищами. Фронтовики вспоминали, что довелось им пережить в те страшные годы…

Светлана Кузьмичева,
город Богородск

Белов А.Ф. с учениками школы №2

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!