На главную
На главную
Вверх

Участники
Великой Отечественной войны

Афоньшин
Сергей Васильевич
Гузанов
Виталий Григорьевич
Дементьев
Александр Григорьевич
Листиков
Николай Алексеевич
Любаев
Павел Кириллович
Люкин
Александр Иванович
Пайков
Александр Николаевич
Панин
Борис Владимирович
Пузыч
Анатолий Александрович
Светлов
Михаил Аркадьевич
Симонов
Константин Михайлович
Сухов
Федор Григорьевич
Твардовский
Александр Трифонович
Фадеев
Александр Александрович

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ
(1910-1971)

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны. —
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А.Т. Твардовский (2, с. 217)

Штрихи к портрету

Александр Трифонович Твардовский родился 8 (21) июня 1910 г. в деревне Загорье Смоленской губернии, в многодетной семье крестьянина-кузнеца. Позже, в 30-е годы, семью Твардовских постигла трагическая судьба: во время коллективизации они были раскулачены и сосланы на Север. Фото

Первое знакомство будущего поэта с литературой состоялось дома, когда долгими зимними вечерами в кругу семьи читались вслух произведения русских классиков: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. После учебы в школе Саша Твардовский и сам начинает писать: пробует силы в качестве сельского корреспондента районных и областных газет. В газете «Смоленская деревня» летом 1925 г. появилось его первое напечатанное стихотворение «Новая изба». Фото

В восемнадцатилетнем возрасте Твардовский перебрался в Смоленск, где в 1934 г. был зачислен студентом в педагогический институт. Одновременно с учебой он продолжал ездить в качестве корреспондента в колхозы, писал в местные газеты статьи и заметки о переменах в сельской жизни. Фото Осенью 1936 г., завершив второй курс института, Твардовский перевелся на третий курс лучшего гуманитарного учебного заведения того времени — Московского института истории, философии и литературы, который с отличием окончил в 1939 г. К этому времени в столичной печати уже была опубликована поэма «Страна Муравия» — первое крупное произведение, принесшее автору успех. Всесоюзное признание помогло Твардовскому добиться возвращения из ссылки родных.

В 1939 г. поэт вместе с группой писателей был призван в армию в качестве корреспондента военной газеты. Каждый военный корреспондент того времени имел воинское звание, личное оружие и должен был в случае необходимости заменить погибшего в бою офицера. За плечами Твардовского остались походы в Западную Белоруссию и тяжелейшая финская военная кампания, после окончания которой, весной 1940 г., Твардовский был награжден орденом Красной Звезды и демобилизован. Фото

В газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» под впечатлением увиденного на Зимней (советско-финляндской) войне появились стихотворные очерки и рассказы Твардовского, ставшие пробой пера в освоении военной темы: «Рассказ танкиста» («В подбитом танке»), «Герой Советского Союза Григорий Пулькин» («Григорий Пулькин»), «Михаил Трусов» («Высшая честь») и др. Напоминает стихотворный рассказ и большая «Баллада о красном знамени» — первый опыт поэта в балладном жанре. В это же время Твардовский вместе с группой художников и писателей участвовал в создании серии фельетонов о веселом и удачливом балагуре Васе Теркине. Основу составляли рисунки с короткими стихотворными подписями к ним. Твардовский взял на себя роль литературного редактора. Фамилия и имя прославленного героя стихов Твардовского были выбраны в ходе дискуссии коллектива газеты. При обсуждении предлагались и другие имена, например, Ваня, Федя, но остановились все же на Васе. Публикуемые в юмористической рубрике «Прямой наводкой» газеты «На страже родины» стихи и фельетоны подписывались — «Наши художники и Вася Теркин», или «Вася Теркин», или «Вася Теркин действует!».

Фронтовая хроника Твардовского

Великая Отечественная война стала для Александра Твардовского важнейшей вехой на пути становления его как подлинно народного поэта. События и факты войны, поступки людей, их мысли и чувства позволили построить образы и сюжеты, ставшие востребованными, нужными, понятными народу.

Изо дня в день все четыре года войны поэт будет вести военные дневники и рабочие тетради: записи о текущих событиях и встречах, размышления о происходящем с черновыми набросками и вариантами стихов. Военные дневники Твардовского 1942–1945 гг., частично известные ранее как отдельные записи по серии очерков «Родина и чужбина» (3), впервые были полностью опубликованы в 2005 г. под заголовком «Я в свою ходил атаку…». Дневники. Письма, 1941-1945» (5).

Уже 23 июня 1941 г. А.Т. Твардовский оформил документы для направления в действующую армию, получив назначение в газету Киевского особого военного округа «Красная Армия» (переименованную затем в «Красноармейскую правду»), представлявшую собой в годы войны поезд-редакцию. Фото На место назначения — в город Проскуров (совр. Хмельницкий) — он прибыл 28 июня. Здесь располагалась редакция фронтовой газеты, в июле перебазировавшаяся в Киев, в штаб Юго-Западного фронта. Интересные воспоминания о работе с А.Твардовским оставил бывший кадровый офицер, военный журналист Григорий Филиппович Улаев, более трех лет работавший бок о бок с поэтом на 3-м Белорусском фронте. Его книгу «В дни годины горькой» (16) можно рассматривать и как литературоведческое исследование, и как документальный очерк о буднях фронтовой газеты и ее людях.

Твардовский знал о фронте не понаслышке: часто бывал на передовой, не однажды попадал под обстрелы и бомбежки, тяжело переживал смерть друзей. Юрий Поляков пересказывает воспоминания генерала А.Горбатова, бывшего в далеком 1941 г. рядовым. Отступая на восток, наши войска несли огромные потери, оказываясь в изолированных группах. В одну из таких групп попал тогда и Твардовский. Посланные по решению командиров разведчики бесследно исчезли. Бойцы уходили все дальше от дороги, командир части пропал. Обратились за советом к Твардовскому, хорошо знавшему эти места. Александр Трифонович принял на себя всю полноту ответственности и вывел часть из окружения. «Мне посчастливилось на своем веку видеть мужественных людей <…>, — свидетельствовал генерал А.Горбатов. — И лучшим из всех виденных героев, сильным, настоящим <…> я считаю Александра Трифоновича Твардовского» (13).

Лирика Твардовского 1941-1945 гг. — это своеобразная летопись войны (отсюда и название всего цикла стихов этих лет — «Фронтовая хроника»). Должность корреспондента фронтовой газеты требовала бесперебойно поставлять в очередной номер материал, укрепляющий боевой дух, поднимающий настроение, мобилизующий на отпор врагу. Фото С первых чисел июля почти в каждом номере «Красной Армии» появлялись его стихи, очерки, фельетоны. Стихи Твардовского периода войны строго «фактичны»: он писал о событиях, происходивших на том фронте, где служил сам, чаще всего лично знал тех, о ком писал.

Однако далеко не всё было гладко в отношениях корреспондента Твардовского с военно-литературными властями: самое первое из порученных боевых заданий он не выполнил — не смог ничего написать о Днепровской флотилии. Разгром ее превосходящими силами противника потряс его до глубины души. Со временем он научился справляться с подобными потрясениями, но тогда, в конце июня 1941 г., став свидетелем гибели матросов, оказавшихся беззащитными перед огнем немецких орудий, он не смог написать ни слова и получил выговор от редактора — полковника Ивана Ивановича Мышанского. В письме от 4 декабря 1943 г. к Михаилу Васильевичу Исаковскому, самому близкому в литературном мире человеку, Твардовский с горечью признается: «В сущности, третий год я пишу, как линотип, ничего, кроме неприятностей, от начальства не последовало за сей период. Не то, говорят. А я знаю, какое «то» требуется, да не выходит у меня то «то» (4, с. 350).

В годы Великой Отечественной войны Твардовским была продолжена работа над образом так полюбившегося читателям Василия Теркина. Автор поставил перед собой задачу огромной важности — воплотить в своем герое черты русского национального характера. Фото Первые главы «Василия Теркина» были опубликованы в газете «Красноармейская правда» (1942 г., 4, 5, 6 сент.) и в журнале «Красноармеец» (1942 г., № 16, 17). Эта, как назвал ее сам поэт, «Книга про бойца» воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне.

Поэма «Василий Теркин» стала одним из атрибутов фронтовой жизни, в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Эту книгу можно без преувеличения назвать поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны, художественным памятником той великой и трагической эпохи. В 1946 г. А.Т. Твардовскому за создание поэмы «Василий Теркин» была присуждена Сталинская премия первой степени. Очень ценил Твардовского и его «Василия Теркина» маршал Г.К. Жуков. Редактор «Воспоминаний и размышлений» маршала А.Д. Миркина рассказывает: «На его даче в Сосновке висела большая картина Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». Авторская копия <…> Так мы разговорились о Твардовском. «Трудно даже оценить, какую огромную роль сыграл «Василий Теркин» во время войны, — говорил Георгий Константинович. — Да, фронтовую, армейскую жизнь Твардовский знал… Быть может, лучше многих военных»1 . Фото

1 Миркина А. Навечно в памяти ⁄⁄ Литературная газета. — 1986. — 3 дек. (№ 49). — С. 1.

Фото Вместе с действующей армией Твардовский прошел дорогами войны от Москвы до Кенигсберга: участвовал в битве за Москву, в освобождении Белоруссии, Украины, Польши:

На войне, под кровлей шаткой,
По дорогам, где пришлось,
Без отлучки от колес,
В дождь, укрывшись плащ-палаткой,
Иль зубами сняв перчатку
На ветру, в лютой мороз,
Заносил в свою тетрадку
Строки, жившие вразброс (2, с. 458).

Фото Осенью 1943 г., когда Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии в рядах освободителей шел к родному Загорью, он, потрясенный увиденным, с горечью скажет: «Родное Загорье. Только немногим жителям здесь удалось избежать расстрела или сожжения. Местность так одичала и так непривычно выглядит, что я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек…» (3, с. 274). Известен снимок фронтового фотокорреспондента Василия Аркашева, на котором поэт запечатлен понурившимся, с обнаженной головой, в шинели нараспашку, скорбно стоящим на месте бывшего дома (16, с. 57). Фото

Закончив войну в звании подполковника, награжденный орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, медалями, Твардовский и в мирное время не оставляет военной тематики в своем творчестве. Фото Среди стихотворений о войне, по всеобщему признанию, у Твардовского есть настоящие шедевры. Таковы «Я убит подо Ржевом» (1945-1946 гг.), «В тот день, когда окончилась война…» (1948 г.) и др. Все они — страстный монолог павшего воина, его обращение к живым. Поэту удалось выразить мысли и чувства, волновавшие целое поколение.

После войны, помимо основной литературной работы, собственного поэтического творчества, Твардовский в течение ряда лет был главным редактором журнала «Новый мир» (1950-1954 гг., 1958-1970 гг.), последовательно отстаивая на этом посту принципы художественного реалистического искусства. Фото Возглавляя этот журнал, он содействовал вхождению в литературу целого ряда талантливых писателей-прозаиков и поэтов: Ф.А. Абрамова, А.И. Солженицына, Ю.В. Трифонова, А.В. Жигулина и др. Отстаивать приходилось каждое произведение, каждую строчку, нередко вынужденно идя на компромиссы, чтобы сохранить журнал, дать возможность свободному слову дойти до читателя.

Фото Умер Александр Трифонович в Красной Пахре, близ Москвы, 18 декабря 1971 г. после тяжелой болезни. 24 мая 1986 г. за большие заслуги перед Отечеством, родным краем, городом на Днепре А.Т. Твардовскому посмертно было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Смоленска». В сентябре 1986 г. были начаты реставрационно-восстановительные работы по воссозданию крестьянского подворья Твардовских, а 19 июня 1988 г. открыт мемориальный музей-усадьба. Большую помощь в создании музея оказали братья Твардовского — Иван Трифонович и Константин Трифонович, его сестра Анна Трифоновна, земляки поэта, Смоленская областная универсальная библиотека. Построены дом со скотным двором, баня — первый «кабинет» юного селькора «А.Т.» (так он подписывал свои первые заметки в газете «Смоленская деревня»), кузница, сооружен колодец, посажен яблоневый сад. Подлинных экспонатов в музее нет. Представленные вещи, характеризующие период 1920-1930-х гг., собраны научными сотрудниками Смоленского государственного музея-заповедника в ходе экспедиций по окрестным с Загорьем селам Починковского района. Без них не смогли бы вдохнуть жизнь в восстановленный дом, воскресить обстановку, особенность семейного уклада.

2 мая 1995 г. в центре Смоленска был открыт памятник знаменитому русскому поэту Александру Твардовскому и его всемирно известному литературному герою Василию Теркину. Фото В 1995 г. Союзом писателей России совместно с Министерством обороны РФ, администрацией Смоленской области, Смоленской организацией Союза писателей России была учреждена Всероссийская литературная премия «Василий Теркин» им. А.Т. Твардовского. Ежегодно присуждаются три равноценных премии: одна премия — земляку А.Т. Твардовского, две — поэтам, писателям, журналистам из других регионов России. Премия вручается представителем администрации Смоленской области в день рождения А.Т. Твардовского 21 июня на хуторе Загорье. За выдающийся вклад поэта в отечественную культуру Президентом РФ был подписан Указ «О праздновании 100-летия со дня рождения А.Т. Твардовского» в 2010 г. (Указ Президента РФ от 25.01.2008 № 85)2 .

2 Собрание законодательства Российской Федерации. — 28.01.2008. — № 4. — С. 251.

«Сила — в знании! Знание — в книге!»

Фото Библиотека-филиал № 3 ЦБС Советского района г. Н.Новгорода, организованная в 1972 г. и открытая для читателей в 1973 г., носит имя знаменитого писателя Александра Трифоновича Твардовского. Девиз библиотеки: «Сила — в знании! Знание — в книге!» в полной мере отражает современный статус библиотеки — Центра правовой и деловой информации (ЦПДИ). Фото Выбранное направление помогает библиотеке динамично развиваться, используя опыт передовых библиотек, привлекать социальных партнеров (сегодня это Совет местного самоуправления, Совет ветеранов и инвалидов, районные школы), активно участвовать в районных акциях и конкурсах.

Сотрудники ЦПДИ осваивают и успешно применяют в работе новые информационные технологии, в частности, уже полюбившийся пользователям формат электронных презентаций при проведении массовых мероприятий. Сейчас активно демонстрируются две. Одна из них посвящена рассказу о самой библиотеке — это своего рода визитная карточка, дающая наглядное представление об учреждении: история библиотеки, направления работы, коллектив (от первой заведующей филиалом — Людмилы Михайловны Иютиной до нынешних сотрудников). Вторая знакомит пользователей с жизнью и творчеством А.Т. Твардовского (детство, отрочество, первые шаги на литературном поприще, первые изданные книги). Презентация создавалась как дополнительный материал к литературному вечеру «По праву памяти. Книга про поэта». Кроме ведущего в вечере задействован самый популярный и любимый герой Твардовского — Василий Теркин.

Много лет библиотекари собирают и систематизируют материал, посвященный Александру Трифоновичу. Фото Созданный литературный уголок включает информацию о писателе, большой портрет, вырезки из газет, копии обложек книг разных лет издания («Загорье», «Сельская хроника», «Дорога», «Василий Теркин»), фотографии: семья Твардовских в 1918 г. (родители и четверо детей, в том числе Саша), поэт с Михаилом Исаковским — другом и учителем (1930 г.), с матерью, дочерью Валей и сестрой Марией (1936 г.). Отдельный раздел посвящен военной эпохе: вот Твардовский в самом начале войны (1941 г.), в освобожденном Смоленске (1943 г.), с фронтовыми друзьями-писателями (1941, 1943 гг.), вот его «Теркиным» зачитываются бойцы в окопе. И везде — его стихи, отрывки прозы, теплые слова его коллег. Взгляд посетителя обязательно остановится на странице газеты «Смоленская деревня» за 1925 г., где помещено первое напечатанное стихотворение поэта. На абонементе имеется постоянно действующая выставка книг А.Т. Твардовского и изданий, посвященных ему, из фонда библиотеки.

Литература:

Произведения А.Т. Твардовского
1. Твардовский А. Из писем с войны (1941 г. Юго-Западный фронт) ⁄ публ. В.А. и О.А. Твардовских ⁄⁄ Отечественная история. — 2005. — № 2. — С. 42-50.
2. Твардовский А.Т. Избранные сочинения ⁄ вступ. статья и примеч. А.Туркова. — М.: Худож. лит., 1981.— 671 с.
3. Твардовский А.Т. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Рассказы и очерки (1932-1959) ⁄ примеч. А.Кондратовича и Р.Романовой. — М.: Худож. лит., 1978. — 566 с.
4. Твардовский А.Т. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Письма (1932-1970) ⁄ под общ. ред. Ю.Буртина, примеч. М.И. Твардовской. — М.: Худож. лит., 1983. — 671 с.
5. Твардовский А.Т. «Я в свою ходил атаку…». Дневники. Письма, 1941-1945. — М.: Вагриус, 2005. — 399 с.

Об А.Т. Твардовском
6. Верейский О. К двум портретам ⁄⁄ Воспоминания об А.Твардовском. — М., 1978. — С. 153-168.
7. Дикушина Н.И. «…Не отступая — быть самим собой»: (по страницам книги Р.Романовой «Александр Твардовский. Труды и дни») ⁄⁄ Вопросы литературы. — 2007. — № 1. — С. 6-29.
8. Ермолаева Н.Л. О правде войны в «Книге про бойца» А.Т. Твардовского ⁄⁄ Литература в школе. — 2005. — № 5. — С. 2-6.
9. Зубков В. «...Жестокая правда жива»: [тема войны в творчестве А.Твардовского] ⁄⁄ Литература. — 2003.— № 16. — С. 14-15.
10. Кулинич А.В. Александр Твардовский: очерк жизни и творчества. — Киев: Выща школа, 1988. — 176 с.
11. Македонов А.В. Творческий путь Твардовского. — М.: Худож. лит., 1981. — 367 с.
12. Мальгин А.С. Самая популярная поэма о солдате ⁄⁄ Мир библиографии. — 2005. — № 1. — С. 42-44.
13. Поляков Ю. Неизвестный подвиг Твардовского ⁄⁄ Чудеса и приключения. — 2005. — № 4. — С. 7.
14. Самоделова Е.А. Солдатский космос «Василия Теркина»: (А.Твардовский в годы войны: штрихи к портрету) ⁄⁄ «Идет война народная…». Литература Великой Отечественной войны (1941-1945). — М., 2005. — С. 175-205.
15. Станкевич В. На родине Твардовского: [мемориальная усадьба «Загорье»] ⁄⁄ Литература. — 2004. — № 12. — С. 25.
16. Улаев Г.Ф. В дни годины горькой. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986. — 142 с.