АУТИЗМ. ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ. Выпуск I (2018-2020)
Аннотированный список информационных ресурсов в целях распространения информации о проблеме ментальных нарушений, в т.ч. РАС (расстройства аутистического спектра)
Выпуск I
2018-2020
КНИГИ
- Багрий, Я. Т. Цунами детского аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь / Я. Т. Багрий, А. М. Вассерман, А. С. Бураго ; Европейская акад. естеств. наук ; под ред. А. П. Чуприкова. — Москва : Гнозис, 2017. — 389 с.
В книге приведена актуальная и систематизированная научно-практическая информация о РАС, об их этиологии и патогенезе, об особенностях психического развития детей, страдающих аутизмом. Также представлена целостная система психолого-педагогической коррекции расстройств поведения у детей с РАС, в основу которой включены находки зарубежных и отечественных ученых.
Вх47602
- Гринспен, С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер ; пер. с англ. А. А. Ильина-Томича. — Изд. 4-е. — Москва : Теревинф, 2016. — 511 с.
Впервые на русском языке представлена распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра DIR/Floortime, разработанная профессором Стенли Гринспеном – одним из крупнейших в мире специалистов в этой области. Методика успешно применяется в работе с детьми с самого раннего возраста, с подростками и взрослыми людьми. Занятия проводятся в атмосфере эмоционального контакта, в них участвуют не только специалисты, но и вся семья, и в результате приобретаются навыки общения и мышления, что позволяет особенным детям комфортно чувствовать себя в повседневной жизни.
Вх46262
- Каган, В. Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье / В. Е. Каган. — Санкт-Петербург : Фолиант, 1996. — 160 с.
В семье, с родными людьми, ребенок проводит большую часть своего времени. Трудности родителей аутичных детей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми приемами, методикой проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать словесные и танцевальные упражнения. Такие упражнения можно найти в этой книге. Автор дает рекомендации по устройству повседневной семейной жизни, рассказывает о развитии общения, доверия и сотрудничества.
Мф159694
- Лебединская, К. С. Диалектика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — Москва : Просвещение, 1991. — 97 с.
В книге обобщен опыт научной и практической работы по медико-психолого-педагогической диагностике раннего детского аутизма у детей первых лет жизни. Предложенные авторами методы обследования помогут выявить у детей с самых первых дней жизни нарушения в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер и, возможно, раньше начать коррекционную работу.
Уп215455
- Мелия, А. А. Мир аутизма: 16 супергероев / Алексей Мелия. — Москва : Эксмо, 2019. — 326 с. : ил.
Алексей Мелия, педагог Центра лечебной педагогики «Особое детство», психиатр, в своей книге описывает научные концепции и исследования аутистического мышления Эйгена Блейлера и теорию построения движений Николая Бернштейна. Их Мелия считает особенно полезными для работы социального педагога с особенными детьми (людьми) с расстройствами аутистического спектра. На примере реальных героев, которых все мы можем видеть в нашей повседневной жизни, автор рассказывает о своих подопечных – детях и взрослых с проблемами социальной адаптации, раскрывая внутренний мир каждого из них.
Вх51371
- Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — 2-е изд., стер. — Москва : Теревинф, 2000. — 333 с. : ил. — (Особый ребенок).
Книга посвящена одному из сложных нарушений психического развития детей – раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва). Авторы книги удостоены Премии Президента РФ в области образования.
Вх5516
- Никольская, О. С. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан. — Москва : Чистые пруды, 2006. — 30 с. — (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Школьный психолог» ; вып. 2 (8)).
Методическое пособие, автором которого являются Ольга Сергеевна Никольская, доктор психологических наук, известный специалист в области детского аутизма, и учителя школы-лаборатории № 196 г. Москвы Татьяна Фомина и Светлана Цыпотан. Эта работа дает школьным психологам необходимую практическую информацию о том, что можно сделать для ребенка, страдающего аутизмом, который учится в обычном образовательном учреждении, для адаптации в среде своих сверстников.
Вх42649
- Толкач, Л. Я спорю с будущим: невыдуманная история семьи, воспитывающей неговорящего аутичного ребенка с необычными способностями / Лариса Толкач. — Москва : АСТ, 2016. — 320 с.
Это книга об Илье – замечательном ребенке, у которого синдром раннего детского аутизма. Когда Илье было 12 лет, он не умел даже разговаривать. Сейчас Илье за 20, и он окончил массовую школу. Автор книги – Лариса Толкач – обыкновенная женщина, мать, которая благодаря своему мужеству и упорству смогла преодолеть множество трудностей и развить у своего сына способности, о которых они могла когда-то только мечтать. Фиксируя каждый прожитый день, она создала пошаговую программу обучения, которая поможет в развитии многих особенных детей.
Мф178369
- Шаталова, С. Я не немая. Я говорю / Соня Шаталова. — Москва : АСТ, 2015. — 157 с. : цв. ил.
Соня Шаталова говорит, но не вслух. Она страдает тяжелой формой аутизма. Она абсолютно неконтактна. Зато она пишет. Ее стихи, сказки и рассказы завораживают своими образами и смыслами. У Сони врожденная грамотность, фотографическая память и непостижимые познания о нашем мире. Она с прекрасными результатами окончила 11 классов по обычной школьной программе, хотя предварительный диагноз врачей звучал угрожающе: глубокая умственная отсталость. Вот что она говорит о себе: «Меня зовут Соня. Кто я? Человек думающий и пишущий. Да, я не говорю голосом, но это не мешает мне свои слова и мысли и мечты писать для всех. Зачем? Для того, чтобы рассказать, что я вижу внутри своего мира. Хочу, чтобы ты смог понять мой мир и мои чувства. И не только мои, но всех, кто, как я, живет и в своем мире, и в обычном. Ведь мы все – люди». Книга стихов и афоризмов Сони Шаталовой дает надежду даже тяжелобольным аутизмом жить и развиваться.
Мф178425
СТАТЬИ
- Аймалетдинова, Н. Р. «Ты и я, мы вместе сможем»: особенности работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра / Н. Р. Аймалетдинова, Н. Ф. Светличная // Практика школьного воспитания. — 2018. — № 3. — С. 35–39.
Трудности аутичного ребенка заключаются в невозможности организовать себя в пространстве и времени, уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо. Все это делает необходимой специальную работу по организации его жизни в обществе. На данный момент существует немало методик по работе с детьми с РАС. В обзоре приведены основные особенности и направления этой работы.
р12243.2
- Аутизм и нарушения развития: архив журнала за 2005–2020. — Текст: электронный // PsyJournals.ru: портал психологических знаний. –– Москва : МГППУ, 2007–2021. — URL: https://psyjournals.ru/autism/ (дата обращения: 16.02.2021).
Цель журнала – трансляция передового опыта в области оказания комплексной помощи детям с РАС.
- Аутизм – это: научно-популярный журнал для всех, кто связан с темой аутизма в жизни или профессии. — Текст: электронный // Благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма «Выход». –– — URL: https://autismjournal.help/ (дата обращения: 18.02.2021).
Представлен архив русскоязычных аннотаций к международным научным исследованиям в сфере РАС со ссылками на первоисточник, а также международная терминология, персоны, медиа, организации и многое другое.
- Беркун, А. В. Ранние признаки детского аутизма в период младенчества // Дефектология. — 2018. — № 4. — С. 67–75.
На основе анализа ранних видеозаписей выделяются особенности психического развития детей с аутизмом в младенческом возрасте. Подробно рассматриваются ранние формы взаимодействия ребенка с близкими взрослыми. Уточняются трудности общения в разные периоды младенческого возраста, их нарастание к концу первого года жизни, свидетельствующее об искажении психического развития ребенка. Эти данные дополняются подробным анализом двигательной активности ребенка, дающим представление о первых маркерах будущих отклонений в развитии.
р10018.2
- Выявление риска расстройства аутистического спектра (РАС) у детей дошкольного возраста / О. И. Таланцева, О. С. Титова, И. В. Овчинникова, Е. Л. Григоренко // Вопросы психологии. — 2019. — № 6. — С. 129–139.
Описываются основные критерии оценки анализа экспериментов, представлен обзор наиболее широко используемых методов исследований расстройств аутистического спектра у детей.
р8117.2
- Гулманова, С. В. Комплексный подход к коррекции психологических проблем семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Коррекционная педагогика. Теория и практика. — 2018. — № 2 (76). — С. 87–90.
Статья посвящена вопросам изучения психологических проблем семей, воспитывающих детей с РАС. Автором представлена программа психолого-педагогического сопровождения семей, реализация которой осуществлялась в рамках организации родительского клуба.
р12214.3
- Завьялова, Е. А. Формирование жизненно важных компетенций у обучающихся с РАС // Практика школьного воспитания. — 2018. — № 3 (108). — С. 43–49.
Формирование жизненных компетенций у детей с РАС в процессе обучении – одна из центральных и наиболее значимых областей образовательной программы. Начальное образование обучающегося с РАС может считаться качественным и удовлетворять требованиям только при условии, если он продвигается по обоим направлениям: начального общего образования и формирования жизненно важных навыков. В статье приводится опыт школы-интерната № 95 Канавинского района Нижнего Новгорода по обучению детей с РАС.
р12243.2
- Золина, М. В. Некоторые приемы формирования письменной речи у младших школьников с РАС // Логопед. — 2020. — № 3. — С. 101–103.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Особенно это актуально для младших школьников с расстройством аутистического спектра. Известно, что одним из главных симптомов этого заболевания является отсутствие устной коммуникации. Зачастую письменная речь является единственно возможным вариантом общения.
р12684.2
- Колотыгина, Е. А. Основные подходы в обучении и воспитании детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивном образовательном пространстве // Практика школьного воспитания. — 2018. — № 3 (108). — С. 10–15.
На примере школы № 81 Санкт-Петербурга рассматриваются проблемы обучения детей с РАС в обычной общеобразовательной школе с инклюзивной программой работы.
р12243.2
- Колягина, В. Г. Музыкотерапия как средство коррекционно-развивающего воздействия на коммуникацию детей с расстройством аутистического спектра / В. Г. Колягина, Е. Е. Журавкова // Коррекционная педагогика. Теория и практика. — 2020. — № 1 (83). — С. 49–
В статье обосновывается идея о том, что музыкальная деятельность, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей с РАС, в состоянии улучшить нарушенные и сформировать недостающие ребенку-аутисту функции в разных сферах: эмоциональной, поведенческой, познавательной.
р12214.3
- Либлинг, М. М. Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра путем создания «Личного букваря» / М. М. Либлинг, Н. Б. Лаврентьева // Педагогика. — 2018. — № 9. — С. 64–
В статье представлен специальный метод обучения грамоте детей с РАС, который научно разработан и экспериментально проверен сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО. Метод создания «Личного букваря» учитывает особые образовательные потребности детей с РАС и позволяет формировать у них навыки осмысленного чтения и письма.
р857.2
- Лукашенко, О. И. Физическое развитие детей дошкольного возраста с РАС // Логопед. — 2020. — № 4. — С. 104–107.
В статье рассказывается о роли физических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Приводятся игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве, ловкости, равновесия, навыков лазанья; подвижные, музыкальные и речевые игры на согласование речи и движений.
р12684.2
- Михайлова, Л. Индивидуальный подход к детям с аутистическими чертами / Л. Михайлова, С. Лепкович, Л. Коптева // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 5. — С. 57–61.
В статье рассматривается сущность индивидуального подхода к детям с расстройствами аутистического спектра. При индивидуальном подходе педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни. Приводятся конкретные примеры некоторых форм работы Свердловского дома ребенка.
р6595.2
- Петренко, С. Игры с аутичным ребенком / С. Петренко, Е. Сорокина // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 5. — С. 62–70.
В статье описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помочь ребенку стать более активным в познании мира.
р6595.2
- Родимкина, И. А. Индивидуальное занятие для ребенка с РАС с использованием мультисенсорного оборудования / И. А. Родимкина, В. В. Лукинская // Логопед. — 2020. — № 4. — С. 60–64.
В статье представлено индивидуальное коррекционное занятие для детей с расстройствами аутистического спектра на основе метода сенсорной интеграции с использованием мультисенсорного пособия «Нумикон».
р12684.2
- Салтанова, Л. Г. Стимуляция речевой деятельности у детей с РАС // Логопед. — 2020. — № 2. — С. 19–22.
Для детей с РАС характерно наличие широкого спектра речевых нарушений. Нарушение коммуникации – один из первостепенных диагностических критериев РАС. Он обнаруживается почти у всех детей с аутизмом. В статье практикующего врача-логопеда рассказывается о приемах и опыте коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать речевую деятельность у детей с расстройствами аутистического спектра.
р12684.2
- Серебрякова, Ю. В. Развитие речевого высказывания у детей с РАС посредством глобального чтения // Логопед. — 2020. — № 5. — С. 32–37.
В статье представлены этапы развития глобального чтения. Приведен пример индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком с расстройствами аутистического спектра, направленного на стимуляцию речевого высказывания на уровне простых слов, двухсловной фразы, простого предложения.
р12684.2
- Современные технологии в познании механизмов, диагностике и лечении расстройств аутистического спектра : (обзор) / А. И. Федотчев, В. В. Дворянинова, С. Д. Великова, А. А. Земляная // СТМ. Современные технологии в медицине. — 2019. — Т. 11, № 1. — С. 31–39.
РАС относятся к одним из наиболее распространенных и трудноизлечимых неврологических заболеваний. В обзоре рассмотрены данные последних 5 лет о вкладе современных наукоемких технологий в познание механизмов, диагностику и лечение РАС. Особое внимание уделено возможностям нелекарственного лечения РАС с помощью технологий нейроинтерфейсов и нейробиоуправления. Показаны преимущества разработанного авторами музыкального нейроинтерфейса с комплексной обратной связью от биопотенциалов мозга и сердца, обеспечивающего возможность персонализированного лечения РАС.
р12469.3
- Суетина, Л. П. Я смогла, и это здорово! Размышления учителя о включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы // Начальная школа. — 2018. — № 5. — С. 76–78.
Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду общеобразовательной школы – актуальная проблема российского образования. В нашем обществе – и среди педагогических работников, и среди родителей учеников – не утихают споры на данную тему. Одни приводят аргументы в пользу инклюзивного образования, другие выступают против него. В статье автор делится личным опытом, своими мыслями и впечатлениями по включению ребенка с диагнозом РАС в среду общеобразовательной школы.
р5644.2
- Танцюра, С. Ю. Коммуникативное взаимодействие с детьми с аутизмом // Логопед. — 2020. — № 5. — С. 10–15.
Методики для формирования речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей.
р12684.2
- Черенева, Е. А. Программа психокоррекционной работы с родителями агрессивных детей младшего возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) / Е. А. Черенева, Е. А. Володенкова, Н. В. Елтышева // Коррекционная педагогика. Теория и практика. — 2019. — № 2 (80). — С. 52–66.
Представлены результаты научного исследования в области изучения особенностей формирования агрессии у детей с РАС. Авторы статьи предлагают программу гармонизации детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с РАС. Программа позволяет скорректировать агрессивное поведение у детей и нарушения коммуникации у всех членов семьи.
р12214.3
- Шлемко, А. Параллельные миры: практико-ориентированный проект социально-педагогической направленности / А. Шлемко, И. Вельгоша // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 11. — С. 9–17.
Автор предлагает практические рекомендации педагогическим работникам с целью развития у детей творчества в процессе двигательной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. В статье говорится о реализации проекта «Параллельные миры» для детей с ментальными нарушениями. Этот проект – бесценный опыт взаимодействия больных и здоровых, имеющих абсолютно равные права на активную жизнь.
р6595.2
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
САЙТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ЦЕНТРОВ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ (ЛЮДЕЙ) С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
- Аутизм: федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ : [cайт]. –– 2016–2021. — URL: https://autism-frc.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
Ключевые задачи Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС: развитие сети региональных ресурсных центров, апробация моделей сопровождения, программ и методов работы с детьми с аутизмом, обучение специалистов, сопровождение семей, проведение мониторингов и исследований.
- Аутизм. ABA-терапия / Юлия Эрц. –– — URL: https://autism-aba.blogspot.com/p/blog-page_21.html (дата обращения 16.02.2021).
Сайт Ю.М. Эрц, магистра общественных наук, консультанта и специалиста по прикладному анализу поведения (АВА) (Израиль) содержит значительное количество переводных материалов по самым разным аспектам обучения детей с аутизмом и методикам ABA.
- Аутизм. Помощь родителям: форум-клуб биокоррекции. –– 2008–2019. — URL: https://autism.forum2x2.ru/ (дата обращения 18.02.2021).
На форуме идет обмен информацией по биокоррекции аутизма и других нарушений у детей.
- Аутизм-Регионы / Ассоциация некоммерческих организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС. –– Москва, 2017–2019. — URL: http://autismregions.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
Организация работает над тем, чтобы у каждой семьи была полная информация обо всех видах помощи, доступной в каждом регионе России, а у СМИ – информация об аутизме, основанная на фактах, а не на мифах.
- «Выход: благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма в России : [сайт]. –– — URL: https://autism.help/about (дата обращения 18.02.2021).
Президент Фонда – режиссер Авдотья Смирнова. На сайте даются ответы специалистов на частые вопросы об аутизме, также представлен тест, который поможет определить риск развития РАС.
- Инклюзивный музей : [сайт]. –– — URL: https://in-museum.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
Проект «Инклюзивный музей» нацелен на развитие лучших практик социализации и творческой реабилитации людей с инвалидностью музейными средствами, а также на формирование в музеях доступной среды.
- Институт коррекционной педагогики Российской академии образования : [сайт]. –– Москва, 2010–2020. — URL: https://ikp-rao.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
С момента основания (1908 г.) и до XXI века Институт коррекционной педагогики сохраняет верность отечественной научной школе, оставаясь ведущим научным центром страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
- Контакт: региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра : [сайт]. –– [Москва, 2013–2021]. — URL: http://contact-autism.ru/about/who_we_are (дата обращения 16.02.2021).
Организация оказывает помощь детям, подросткам и взрослым с РАС и другими ментальными нарушениями. Осуществляет помощь семьям, сотрудничает со специалистами и государственными органами, содействует научным изысканиям в сфере аутизма. РОО помощи детям с РАС «Контакт» – официальный партнер Департамента образования и Департамента здравоохранения г. Москвы, а также имеет договоры и ведет работу с двумя основными городскими больницами, занимающимися детьми с аутизмом.
- Лучшие друзья – Россия: фонд поддержки лиц с нарушением развития и интеллекта : [сайт]. –– [Москва, 2009–2021]. — URL: https://bestbuddies.ru/about/ (дата обращения 16.02.2021).
Фонд поддержки лиц с интеллектуальными нарушениями «Лучшие друзья» помогает людям с нарушениями развития и интеллекта познакомиться и подружиться со сверстниками без инвалидности, устроиться на достойную работу, начать самостоятельную жизнь. Совместными усилиями все участники программ фонда «Лучшие друзья» создают инклюзивное общество, основанное на дружбе.
- Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева : официальный сайт. –– Москва, 2020. — URL: http://bekhterev.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
В институте им. В.М. Бехтерева можно получить медицинскую и психологическую помощь пациентам с расстройствами аутистического спектра.
- Наш солнечный мир: центр реабилитации инвалидов детства : [сайт]. –– Москва, 2021. — URL: http://www.solnechnymir.ru/company/history/ (дата обращения 16.02.2021).
«Наш солнечный мир» основан в 1991 г., одним из первых в России начал помогать детям и молодым людям с РАС и другими нарушениями в развитии, а также их семьям. Он был создан родителями и прошел путь от общественного объединения до профессионального реабилитационного Центра. Программа Центра получила высокую оценку европейских специалистов и рекомендована для использования в Евросоюзе.
- Особое детство: центр лечебной педагогики : [сайт] / Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики». — 2021. — URL: https://ccp.org.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
Центр лечебной педагогики «Особое детство» создан в 1989 году по инициативе специалистов и родителей. В Центре получают помощь дети и взрослые с различными нарушениями, включая аутизм. Родители, воспитывающие особых детей, получают в Центре психологическую, информационную и правовую поддержку. Организация также проводит регулярные образовательные мероприятия для специалистов.
- Особое детство : [сайт] / Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики». –– 2015–2020. — URL: https://www.osoboedetstvo.ru/about (дата обращения 16.02.2021).
Сайт возник в 2000 году по инициативе Центра лечебной педагогики (ЦЛП). Он будет полезен прежде всего родителям особых детей. Здесь можно найти интересующую информацию, общаться со специалистами, родителями, с людьми, которым небезразлична тема аутизма.
- Перспектива: региональная общественная организация людей с инвалидностью : [сайт]. –– Москва, 1997–2021. — URL: https://perspektiva-inva.ru (дата обращения 16.02.2021).
На сегодняшний день – одна из ведущих организаций, отстаивающих права людей с инвалидностью в России. Основные направления деятельности – юридическая защита прав людей с инвалидностью, поддержка инклюзивного образования, просветительская деятельность, общественная работа.
- Про аутизм: информационный портал / ИП Воронова И. В. –– 2019. — URL: https://proautism.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
Сайт Ирины Вороновой – мамы ребенка с аутизмом. Столкнувшись с проблемой изнутри, она глубоко в нее погрузилась, получила дополнительное образование, в т.ч. у иностранных специалистов, и сейчас сама готова оказать профессиональную помощь родителям. На портале она делится своими знаниями и опытом.
- Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства: автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования : [сайт]. –– Санкт-Петербург, 1992–2020. — URL: http://eii.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства разрабатывает, апробирует, адаптирует, развивает и распространяет передовые современные методы оказания ранней помощи детям и их семьям на территории России и стран СНГ. Основными задачами специалистов ранней помощи является предоставление возможности родителям приобретать необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей, для того чтобы избежать либо снизить отставание в развитии и степень выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка.
- Форум аутичных людей, их друзей и родственников. –– [2021]. — URL: https://asdforum.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
Этот ресурс представляет собой площадку для онлайн-общения аутичных людей и их близких.
- Центр компетенции по ведению детей с расстройствами аутистического спектра : [сайт] / АО Группа компаний «Медси». –– [Москва, 2021]. — URL: https://medsi.ru/lands/tsentr-kompetentsii-rasstroystva-autisticheskogo-spektra.php (дата обращения 16.02.2021).
Центр предлагает новейшие способы лечения и диагностики расстройств аутистического спектра, осуществляет комплексный подход к коррекции детей с аутизмом.
- Центр проблем аутизма: образование, исследования, помощь, защита прав: автономная некоммерческая организация : [сайт]. –– Москва : АНО «Центр проблем аутизма», 2020. — URL: https://autismchallenge.ru/about (дата обращения 16.02.2021).
Экспертный центр по аутизму в России, автор передовой модели инклюзивной школы и организатор авторитетной конференция по аутизму. Кроме того, «Центр проблем аутизма» является официальным центром обучения по всем доказательным методикам коррекции РАС в России.
- Яособенный.РФ: фонд создания возможностей для аутистов : [сайт]. –– 2021. — URL: http://yaosobenniy.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
На сайте дана информация о российских общественных организациях, занимающихся проблемами аутизма и реабилитации детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра, со ссылкой на сайты этих организаций.
- Autistic City : [сайт]. –– 2010–2020. — URL: https://www.aspergers.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
На сайте представлены материалы для людей с аутизмом, синдромом Аспергера, членов их семей и знакомых. Также сайт может быть полезен тем, кому необходима информация для понимания особенностей мышления и восприятия аутичных людей, например, работникам социальных служб, работодателям, преподавателям. В разделе «Ссылки» можно ознакомиться с англоязычными ресурсами по проблеме аутизма.
- Autizm—info : информационный портал / Благотворительный фонд «Импульс развития». — 2017–2018. –– URL: http://autizm.info/o-fonde.html (дата обращения 18.02.2021).
На портале благотворительного фонда «Импульс развития» представлена информация о методиках коррекции расстройств аутистического спектра, мнения экспертов, переводные статьи, полезные события, информация о центрах реабилитации, новости и другая полезная информация.
- Autizm—net: истории родителей аутистов : [сайт]. –– URL: http://autizm.net/ (дата обращения 18.02.2021).
На сайте представлен родительский опыт воспитания ребенка-аутиста.
- GRASP: глобальное и региональное партнерство по синдрому Аспергера : [сайт]. –– Нью-Йорк, 2016–2021. — URL: https://grasp.org (дата обращения 18.02.2021).
Социальная сеть для людей с синдромом Аспергера.
Нижегородский региональный опыт решения проблемы реабилитации детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра
- Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области : утв. распоряжением Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2019 г. № 928-р. — Текст: электронный // Правительство Нижегородской области : официальный сайт. –– [Нижний Новгород, 2002–2020]. — URL: https://government-nnov.ru/?id=241544 (дата обращения: 15.03.2021).
- Перечень организаций различных форм собственности, оказывающих услуги людям и семьям с расстройствами аутистического спектра // Министерство социальной политики Правительства Нижегородской области : [сайт]. –– [Нижний Новгород, 2011–2021]. — URL: https://minsocium.ru/index.php/sotsialnoe-obsluzhivanie-2/conception-ras/1845-conception-ras-orgs (дата обращения: 16.02.2021).
- M-CHAT-R – онлайн-тест на первые признаки аутизма у ребенка // Министерство здравоохранения Нижегородской области : [сайт]. –– [Нижний Новгород, 2021]. — URL: http://zdrav-nnov.ru/m-chat-r-test/ (дата обращения: 26.02.2021).
M-CHAT-R – скрининговый инструмент для оценки риска расстройства аутистического спектра у детей в возрасте от 18 до 30 месяцев.
* * *
- Александрова, Е. Первые плоды «Доброго сада»: врачи и педагоги объединились для лечения детского аутизма // Нижегородские новости. — 2018. — 21 февр. — С. 19.
О научно-практической конференции, посвященной детям с аутистическими расстройствами, которая состоялась в Институте педиатрии Приволжского исследовательского медицинского университета.
Г1720
- В области появится центр для аутистов: губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и супермодель Наталья Водянова договорились вместе помогать детям с расстройствами аутистического спектра : [информация] // Новое дело. — 2020. — № 31 (6-12 авг.). — С. 2.
Г3240
- Водянова, Н. «Мы работаем только с доказанными практиками» / беседовала Нина Шумилова // Патриоты Нижнего. — 2018. — № 14. — С. 1, 20.
Интервью с известной моделью о международной конференции «Эффективные технологии в образовании детей с расстройствами аутистического спектра», проведенной фондом «Обнаженные сердца».
Г3867
- Казакова, А. Модель для подражания // Нижегородская правда. — 2018. — 4 апр. — С. 2.
О проведении в Нижнем Новгороде общероссийской конференции, посвященной воспитанию детей с аутизмом, организованной при поддержке фонда Натальи Водяновой «Обнаженные сердца».
Г421
- Краева, Д. День, разукрашенный синим // Патриоты Нижнего. — 2019. — № — С. 20.
Работа фонда «Обнаженные сердца»: помощь детям с аутизмом.
Г3867
- Малинина, А. Дети дождя // Нижегородская правда. — 2019. — 16 янв. — С. 19.
О проекте реабилитации детей с аутизмом в Центре длительной реабилитации детей «Добрый сад», созданном на базе нижегородского Института педиатрии.
Г421
- Малинина, А. Ярмарка добра // Нижегородская правда. — 2020. — 9 янв. — С. 15.
Благотворительный фонд помощи детям с расстройством аутистического спектра «Время РАСсвета» провел в Гербовом зале Главного ярмарочного дома благотворительную елку «Ярмарка добра».
Г421
- Чеботарева, В. К «особенным» детям с особым подходом // Нижегородские новости. — 2018. — 3 апр. — С. 1.
О работе международной конференции «Эффективные технологии в образовании детей с РАС (расстройством аутистического спектра)», проходившей в Нижегородской области.
Г1720
- Шумилова, Н. Путевка для родителей к знаниям // Патриоты Нижнего. — 2018. — № 29. — С. 1, 20.
Социально-реабилитационные смены для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. аутизмом, загородного учреждения социального обслуживания семьи и детей «Юный нижегородец».
Г3867
- Шумилова, Н. «Ранняя пташка» набирает высоту // Патриоты Нижнего. — 2018. — № 3. — С. 20.
Программа фонда «Обнаженные сердца» для родителей детей с аутизмом. Реализуется на базе родительской организации «Верас».
Г3867
* * *
- Верас: нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи : [сайт]. –– [Нижний Новгород, 2021].— URL: https://veras-nn.ru/ (дата обращения 16.02.2021).
Нижегородская организация поддержки детей и молодежи «Верас» объединяет семьи, воспитывающие детей и молодых людей с нарушениями развития. Организация входит в число членов Благотворительного совета Нижегородской области и Координационного совета по реализации государственной семейной политики в Нижегородской области.