АУТИЗМ. ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ. Выпуск II (2021)

Аннотированный список информационных ресурсов в целях распространения информации о проблеме ментальных нарушений, в т.ч. РАС (расстройства аутистического спектра)

Выпуск II

2021

  1. Безносикова, Л. Л. Обучение дошкольника с РАС спокойному прекращению игры и переходу к учебной деятельности в рамках тренинга с опорой на навыки (SBT) / Л. Л. Безносикова, Л. А. Островская // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19, № 2 (71). – С. 15–22.
    Приводятся результаты двух этапов работы по тренингу с опорой на навыки (SBT), разработанному Грегори Хенли: а. этапа прекращения мотивационной деятельности(CAB1)  и б. этапа переходов (CAB2).

р12591.3

  1. Беркун, А. В. Выявление признаков формирования РАС в период младенчества. Обзор диагностического инструментария: сообщение 1 / А. В. Беркун, Е. Р. Баенская // Дефектология. – 2021. – № 1. – С. 49–57.
    Представленный обзор диагностического инструментария существует в мировой практике для выявления наиболее ранних признаков детского аутизма. Рассматриваются анкеты и опросники для диагностики формирующихся расстройств аутистического спектра в младенческий период. Дается краткая характеристика этих методик обследования, анализируются возможности их использования.

р10018.2

  1. Дети с расстройством аутистического спектра: взгляд родителей и специалистов / А. К. Ахметова, А. В. Шакирова, А. А. Романов; беседовала С. Ю. Танцюра // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 6–19.
    Интервью со специалистами и родителями детей с расстройствами аутистического спектра о проблемах, которые им предстоит решать, столкнувшись с диагнозом РАС, методах реабилитации и т.д.

р12684.2

  1. Заяц, М. В. Внедрение жетонной системы поощрений в процессе формирования навыков при проведении занятий в дистанционном формате с ребенком с РАС / М. В. Заяц // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19, № 2 (71). – С. 59–68.
    Исследование, проведенное с участием пятилетнего ребенка с диагнозом детский аутизм, оценивает эффективность применения жетонной системы поощрений, а также метода дискретных проб, для обучения таким навыкам, как различение и соотнесение стимулов (различение животных, соотнесение изображений предметов) и ответам на вопросы да/нет о предпочитаемых стимулах.

р12591.3

  1. Иванова, М. М. Особенности мышления у взрослых с диагнозом расстройства аутистического спектра без умственной отсталости, поставленным в детстве / М. М. Иванова, Л. Г. Бородина // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19, № 1 (70). – С. 34–43.
    В исследовании, посвященном изучению особенностей мышления у взрослых с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС) без умственной отсталости, поставленным в детстве, приняли участие 20 взрослых с диагнозами «синдром Аспергера» и «атипичный аутизм», поставленными в детстве. Были использованы методики «Сравнение понятий» (15 пар слов), «Пятый лишний», «Четвертый лишний», модифицированные для выявления формальных нарушений мышления у взрослых.

р12591.3

  1. Кайдан, И. Н. Взаимодействие логопеда со специалистами в коррекции речи детей с РАС / И. Н. Кайдан // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 73–79.
    Приводится модель взаимодействия с родителями, имеющими детей с РАС, и специалистов в условиях психоневрологического диспансера. Представлены все направления логопедической помощи и психоневрологической помощи детям с РАС.

р12684.2

  1. Калашникова, А. Р. Особенности формирования устной коммуникации детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / А. Р. Калашникова, Д. О. Басюк // Коррекционная педагогика. Теория и практика. – 2021. – № 2 (88). – С. 47–55.
    Рассматриваются вопросы формирования устной коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра и проблема социализации таких лиц, предлагаются пути совершенствования коммуникативной практики детей с РАС.

р12214.3

  1. Кононова, С. И. Средства с альтернативной коммуникации с младшими школьниками с умственной отсталостью и РАС на занятии / С. И. Кононова // Логопед. – 2021. – № 3. –С. 80–86.
    Предлагается логопедическое занятие с использованием средств альтернативной коммуникации – жесты, взгляды, мимика, графические символы, технические устройства и т.д. со школьниками с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра.

р12684.2

  1. Константинова, И. С. Сенсорная интеграция в помощь ребенку с аутизмом / И. С. Константинова, О. С. Никольская // Дефектология. – 2021. – № 1. – С.15–26.
    Статья посвящена известному коррекционному подходу, направленному на помощь ребенку в развитии сенсорной интеграции – процесса упорядочивания ощущений, формирования сенсорного опыта взаимодействия со средой и использования его в решении новых задач. Обсуждаются возможности использования подхода при РАС, специфика занятий с таким ребенком, связанная как с особенностями развития его сенсорной сферы, так и с другими аспектами нарушений – поведенческими и эмоциональными трудностями.

р10018.2

  1. Косивец, М. А. Особенности игровых навыков старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра / М. А. Косивец, Е. С. Федосеева // Коррекционная педагогика. Теория и практика. – 2021. – № 1 (87). – С. 29–34.
    Представлены результаты теоретического анализа современных исследований по проблеме особенностей становления игровых навыков у детей дошкольного возраста с РАС. Охарактеризованы основные навыки и критерии их оценки в зависимости от вида игры и динамики ее формирования в дошкольном возрасте.

р12214.3

  1. Попова, О. А. Влияние системы альтернативной коммуникации PECS               на проявление вокальной речи у детей с аутизмом / О. А. Попова, Н. М. Филина // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19, № 2 (71). – С. 23–31.
    Показано положительное влияние обучения системе альтернативной коммуникации  с помощью обмена изображениями PECS (Picture exchange communication system) на проявления вокальной речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Представлены материалы эмпирического исследования троих детей с РАС и другими ментальными нарушениями в возрасте 2–4 лет.

р12591.3

  1. Попова, С. П. Формирование навыков социальной коммуникации и социально-приемлемого поведения у детей с РАС в ходе организованной экскурсионной работы / С. П. Попова // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19, № 1 (70). – С. 55–64.
    Представлен материал по реализации программы дополнительного образования «Экологические праздники в музее» с целью развития социальных и коммуникативных навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). В результате у всех детей с РАС наблюдалась положительная динамика в формировании социально приемлемого поведения и позитивного отношения к новому формату педагогической работы, возрастающая активность и включенность детей в ходе экскурсионных программ – более длительное слушание, сосредоточение внимания.

р12591.3

  1. Сатари, В. В. Случай из практики: особенности логопедических занятий с ребенком с ДЦП в сочетании с РАС / В. В. Сатарин, Л. Р. Солдатова // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 12–18.
    В статье представлен случай из практики: специфика проведения логопедических занятий с ребенком дошкольного возраста с двигательными нарушениями в сочетании с РАС.

р12684.2

  1. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R / А. Б. Сорокин, Е. Ю. Давыдова, Л. В. Самарина [и др.] // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19, № 1 (70). – С. 12–24.
    В статье приводятся краткое описание инструментов и экспертные оценки специалистов о потенциале и возможных ограничениях в использовании русскоязычных версий диагностических методов, используемых при работе с РАС – «План диагностического исследования при аутизме» (ADOS-2) и «Интервью для диагностики аутизма» (ADI-R).

р12591.3

  1. Статников, А. И. Игра в «Хорошее поведение»: история и современные тренды / А. И. Статников // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19, № 2 (71). – С. 40–51.
    Игра «Хорошее поведение» – поведенческая процедура, направленная на изменение поведения всех членов учебной группы посредством взаимозависимого группового договора. С середины 60-х гг. XX в. игра применяется в различных культурных контекстах в начальной школе и дошкольных группах, а также на этапе средней и высшей школы, в том числе  в условиях инклюзивного образования.

р12591.3

  1. Федосеева, Е. С. Применение карточек PECS в обучении простым диалогам детей с расстройствами аутистического спектра / Е. С. Федосеева, А. В. Андропова, Ю. В. Ефимова // Школьный логопед. – 2021. – № 1 (77). – С. 92–95.
    В статье представлены результаты исследования речевой деятельности младших школьников с расстройствами аутистического спектра, рассмотрен диалог как форма связной речи и описаны особенности его становления при данном нарушении. В качестве метода развития мотивационного и операционального компонентов в становлении диалога рассматриваются метод альтернативной коммуникации PECS.

р12671.2

  1. Хаустов, А. В. Динамика развития системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года / А. В. Хаустов, М. А. Шумских // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19, № 1 (70). – С. 3–11.
    О региональных центрах реабилитации детей с РАС.

р12591.3

  1. Хилькевич, Е. В. Б. Ф. Скиннер и Всемирный день поведенческого анализа / Е. В. Хилькевич // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – Т. 19, № 2 (71). – С. 69–72.
    В 2021 году впервые отмечался Всемирный день поведенческого анализа, призванный способствовать распространению информации об этой активно развивающейся научной дисциплине. Для этой памятной даты было выбрано 20 марта – день рождения родоначальника поведенческого анализа, основателя радикального бихевиоризма Берреса Фредерика Скиннера, выдающегося психолога XX века.

р12591.3

  1. Шитикова, Е. Ю. Методика PECS в развитии речи и социальной коммуникации аутичных детей / Е. Ю. Шитикова // Школьный логопед. – 2021. – № 1 (77). – С. 10–19.
    В статье рассматривается поэтапное преодоление нарушения коммуникации аутичных детей посредством системы общения через обмен визуальными карточками. Дана характеристика эффективности, а также определены преимущества использования системы PECS в развитии речи детей с различными нарушениями.

р12671.2

*          *          *

  1. Для детей с особенностями развития: в Ленинском районе открылись ресурсный класс в школе № 138 и группа компенсирующей направленности в детском саду № 340 для детей с расстройством аутистического спектра: [информация] // День города. Нижний Новгород. – 2021. – № 73 (8–14 сент.). – С. 2.

Г3401

  1. Соколов, В. «Ярмарка добра» / Вячеслав Соколов // День города. Нижний Новгород. – 2021. – № 110 (29 дек.–11янв.). – С. 3.

О благотворительных ёлках в Гербовом зале Главного ярмарочного дома для детей с расстройством аутистического спектра и синдромом Дауна.

Г3401

  1. Ухабова, М. Я так вижу: мир глазами особенного ребёнка / М. Ухабова // Новое дело. – 2021. – № 13 (8–14 апр.). – С. 24.
    О выставке рисунков «Мир глазами особенного ребёнка», авторами которых стали дети с расстройством аутистического спектра, подопечные благотворительного фонда «Время РАСсвета».

Г-3119

  1. Ферапонтова, Е. [Интервью с директором благотворительного фонда помощи детям с расстройством аутистического спектра «Время РАСсвета» Екатериной Ферапонтовой] / Екатерина Ферапонтова; беседовала Анастасия Базилева // НН.Собака.ru. – 2021. – № 11 (148). – С. 62–63.

р12480.3

  1. Центр помощи людям с расстройствами аутистического спектра открылся в Нижнем Новгороде: [информация] // Министерство социальной политики Правительства Нижегородской области: [сайт]. – Нижний Новгород, 2011–2022. – URL: https://minsocium.ru/index.php/news/2452-1394 (дата обращения: 21.03.2022).
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!