НАША АРКТИКА

90 лет назад – 16 июля 1933 года началась история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также невероятная по масштабам арктическая экспедиция по спасению членов научной экспедиции и команды парохода «Челюскин», имевшая мощный политический резонанс во всем мире. События 90-летней давности во многом перекликаются с сегодняшним днём. Тогда, как и сейчас, стоял вопрос об освоении Севера и о доказательстве прав нашей страны на обширные территории в Северном Ледовитом океане.

У иностранцев, никогда не бывавших в нашей стране, сложился стереотип о России, как зоне вечной зимы, снега и холода. И у этого есть вполне справедливое основание: 60% нашей территории находится в зоне вечной мерзлоты, а 20% – за Северным полярным кругом. Об освоении Северного морского пути мы задумывались еще в XVI веке. Только в 18-20 веках российскими исследователями было совершено 16 арктических экспедиций. Кстати, одна из них – экспедиция Георгия Брусилова 1912-1914 годов – позже стала мотивом для романа Вениамина Каверина «Два капитана».

И молодое советское правительство уже в 1923 году объявило, что все земли, находящиеся в советском секторе Арктики, принадлежат СССР. Для доказательства этого необходимо было наладить навигацию по Северному морскому пути – кратчайшему маршруту из Европы на Дальний Восток, пролегающему через моря Северного Ледовитого океана.

Одним из главных энтузиастов, занимавшихся в этот период исследованиями Севера, был учёный с мировым именем Отто Юльевич Шмидт. В 1933 году он решил доказать, что по Северному морскому пути могут проходить не только ледокольные и специально подготовленные суда, а и обычные тяжёлые сухогрузы. В качестве судна для экспедиции был выбран только что построенный транспортный пароход «Лена», который был переименован в «Челюскин», в честь знаменитого русского исследователя Арктики.

16 июля пароход вышел из Ленинграда в Мурманск, а уже оттуда в августе – на восток. Его сопровождал ледокол «Красин». «Челюскин» обогнул Таймыр, оставил позади Баренцево, Карское моря, море Лаптевых. Осталось Чукотское море пройти, но тут у ледокола сломался винт. Шмидт и капитан Воронин приняли решение идти дальше самостоятельно и уже 13 августа получил первые повреждения от льдов. Течь заделали и продолжили плавание. 10 сентября корабль получил серьёзные вмятины по обоим бортам, а 23-го и вовсе вмерз в лёд. Начался 4-месячный дрейф, закончившийся 13 февраля 1934 года затоплением судна от сжатия льдом. Однако экспедицию это не прервало. Экипаж и учёные перебрались на льды, затопившие их корабль, и сделали их своим новым «Челюскиным».

Советская арктическая экспедиция качественно отличалась от своих предшественников уже тем, что за ходом экспедиции и правительство, и обычные граждане могли следить практически онлайн (по стандартам начала 1930-х, разумеется). Радист Эрнст Кренкель передавал телеграммы о ходе экспедиции, о рождении ребёнка у жены геодезиста Васильева. Телеграммы молниеносно печатались в газетах. Поэтому о крушении корабля стало известно практически сразу. С этого момента начинается двухмесячная эпопея спасения экспедиции и экипажа затонувшего корабля.

Одним из первых поиск лагеря челюскинцев начал лётчик Анатолий Ляпидевский, совершивший 28 безуспешных попыток разыскать его. Лишь 5 марта экипаж Ляпидевского заметил на льду гидросамолёт экспедиции и людей рядом с ним.

Ему удалось посадить свой АНТ-4 и, забрав всех женщин и детей (12 человек), благополучно доставить их на Большую землю.

В эвакуации челюскинцев участвовали лётчики Николай Каманин (будущий начальник первого отряда космонавтов), Михаил Водопьянов (именно он вскоре высадит на лёд зимовщиков первой дрейфующей станции «Северный полюс-1»), Василий Молоков, Маврикий Слепнев и Иван Доронин. Ещё один пилот, Сигизмунд Леваневский, потерпит аварию на пути к месту спасательной экспедиции и сам станет объектом спасения.

Погодные условия ухудшались с каждым днем. Ледовое поле, на котором находился лагерь, разрушалось, 9 апреля серьёзно была повреждена взлётная полоса. Несмотря на это лётчики продолжали полёты. С 7 по 13 апреля большинство челюскинцев были эвакуированы. Последним 13 апреля лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин. Пилоты успели вовремя – уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь челюскинцев.

История «Челюскина» и спасения его экипажа потрясла весь мир. Само спасение в полярных условиях такого количества людей (104) не имело аналогов в истории. Успех лётчиков был отмечен по достоинству – они стали первыми, кто был удостоен звания «Герой Советского Союза». Малоизвестный факт: помимо лётчиков были награждены и два американских бортмеханика, обслуживавших американские самолёты, закупленные для спасательной операции. Клайд Армстед и Уильям Левери удостоились орденов Ленина. А все участники зимовки, кроме детей, были удостоены орденов Красной Звезды.

После челюскинской эпопеи стало ясно: наша страна пришла в Арктику. Популярность героев-полярников в те годы можно сравнить только со славой первых космонавтов. Именно после спасения челюскинцев в мире поверили в Советский Союз. С державой, которая устраивает грандиозные научные экспедиции и может с помощью авиации вызволить своих граждан из ледового плена, приходится считаться…

В секторе обменно-резервного фонда есть несколько книг, посвященных этой героической эпопее, и вы можете стать их счастливыми обладателями.

 

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!