СВИДЕТЕЛИ ЭПОХ

25 марта – день рождения почтовой открытки в России

 

Воспоминания были лёгкими, как открытки, отправленные из предыдущей жизни…
А. Барикко «Мистер Гвин»

25 марта в России отмечается День рождения почтовой открытки. В этот день в 1872 году была отпечатана первая российская карточка (почтовая карточка) для открытого письма.

А вообще у этого необычного праздника в году целых три дня рождения – 25 марта, 1 октября и 30 ноября.

Британцы считают началом истории почтовой открытки 1840 год. Именно тогда директор Лондонского музея Виктории и Альберта Генри Коул заказал в типографии 1000 карточек, чтобы разом поздравить с Рождеством всех своих родственников. Однако это был лишь один из немногих случаев массовой рассылки открыток по почте. А первые упоминания о поздравительных открытках относятся ещё к XVIII веку.

В 1865 году в Германии появилась первая почтовая открытка. 30 ноября директор почты Северогерманского союза Генрих фон Стефан предложил создать открытую «почтовую карточку». Но из этого ничего не получилось: критики проекта всерьёз забеспокоились о тайне частной переписки, которая непременно была бы нарушена при вводе в обращение таких карточек. Ведь послание на открытке легко прочитать не только получателю, но и любому, кто возьмёт её в руки! К идее выпускать почтовые открытки в Германии возвращались в 1860-е ещё не раз, но она всё время была не по душе жителям страны. Похоже, немецким почтальонам просто не суждено было стать первооткрывателями в этом деле.

1 октября 1869 года в Австро-Венгрии появилась официальная «Карточка для корреспонденции». В «карточке» хватало места на послание длиной в 20 слов и одну почтовую марку, предназначенную для оплаты пересылки такого письма. Инициатором проекта стал венский профессор экономики Эммануил Герман. Именно поэтому 1 октября, наряду с 25 марта и 30 ноября, тоже называют Днём рождения почтовой открытки.

Появлению иллюстраций почтовые карточки обязаны Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Некоторые солдаты сопровождали карточки самодельными рисунками, а оборотистые коммерсанты оформили это в промышленные масштабы. А к окончанию 1872 года «почтовыми карточками» стал пользоваться практически весь мир, включая Россию.

1874 год стал годом международного признания открытки. Это произошло на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Конгресс установил и единый международный размер открытки – 90 на 140 мм. В 1925 году был введён новый стандарт – 105 на 148 мм. Кстати, почтовые ведомства до сих пор используют оба варианта.

В России первые почтовые открытки назывались «открытыми письмами». На их лицевой стороне запрещалось писать что-либо, кроме адреса – об этом даже гласила специальная надпись, рядом с эмблемой почтового ведомства и местом для марки. Только на обратной стороне можно было написать небольшой текст для получателя. В XIX веке российские открытки выпускали в трёх разных цветах. Открытки чёрного цвета, в зависимости от приклеенной марки, использовали для внутригородской или междугородней пересылки. Коричневые открытки – только в пределах одного города. Зелёные – рассылали по всей империи и называли «иногородними». Почти тут же находчивые граждане Российской империи додумались посылать открытые письма с оскорблениями в адрес различных государственных инстанций и ответственных чиновников лично, поэтому в 1879 году на открытках появилась надпись: «Почтовое Управление за содержание письма не отвечает».

Поначалу печатать открытки могла только государственная почта, но в 1894 году это разрешили делать и частным издателям. Тогда в России появились разнообразные иллюстрированные открытки.

На рубеже XIX и ХХ веков стоили открытки 5 копеек черно-белая и 10 копеек цветная. Дорого ли это? Уральский писатель Мамин-Сибиряк, побывавший на пермском рынке, так описывал «обжорный» ряд: «Все было дешево, на две копейки неприхотливому человеку можно было наесться досыта – на копейку чашка щей, а на другую копейку фунт хлеба, копейку стоили два пирожка с мясом….». Получается, что открытки стоили примерно, как хороший обед.

В 1904 году почтовые власти России специальным циркуляром установили новый порядок оформления открыток. Адресная сторона делилась вертикальной полосой на две части. Слева отправитель мог оставить письменное сообщение, а справа находились адрес и почтовая марка.

В 1909 году наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка». Почтовые карточки всегда пользовались народной любовью, особенно после появления красочных иллюстраций. Дешёвое открытое письмо с оригинальной картинкой вносило приятное разнообразие в жизнь, и получило короткое название – открытка.

Почтовые карточки пользовались огромной популярностью, в особенности после появления на них красочных иллюстраций. Для того, чтобы понять их смысл, не обязательно было даже уметь читать. В огромной и малограмотной стране наглядная картинка с успехом заменяла текст. Крестьянину или заводскому рабочему были близки и понятны сюжеты открыток: пасхальные, юмористические, народнические, с репродукциями картин известных русских художников, с видами российских городов, с портретами царской семьи… Заметный вклад в развитие и популяризацию российской почтовой карточки внес пионер отечественной цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

С 1890-х годов и до начала Первой мировой войны в качестве сюжетов на открытках были очень популярны темы народничества: народные типы, крестьянский труд, бытовые зарисовки. Иллюстрациями служили картины известных художников В. Маковского, Г. Мясоедова, И. Богданова. Изображения были черно-белыми, зато сюжеты – исключительно экспрессивными: «Толстой в окружении страданий своего отечества», «Крах банка», «Крестьянская свадьба» … На таких карточках люди чаше сообщали друг другу не самые приятные новости: «Матушка хворает», «Приехать не могу», «Вышли три рубля». Писали коротко и очень неразборчиво.

А для поздравлений с днем ангела, церковными праздниками, личными юбилеями или знаменательными событиями обычно выбирали открытки с веселыми и легкомысленными картинками: пасхальные и рождественские сюжеты, дети, котики, юмор …

Русско-японская война породила изображения боевых кораблей: броненосцы, крейсера, эскадренные миноносцы, канонерские лодки… Первая и вторая Тихоокеанские эскадры, Владивостокская крейсерская эскадра, подвиг крейсера «Варяг». Открытки этих серий до сих пор популярны у коллекционеров и оцениваются очень высоко.

Первая мировая война (1914-1918) значительно изменила внешний вид и содержание почтовых карточек. Основными темами стали пропаганда, милитария, благотворительность и милосердие, сатира. Особое место занимала военная корреспонденция – письма с фронтов и из плена.

Мировая война закончилась двумя революциями. Империи не стало, но почтовое сообщение никуда не делось. Только вместо царского орла почтовые карточки стали маркироваться звездой, серпом и молотом.

С укреплением советской власти изменились и почтовые карточки. Улучшилось качество бумаги, рисунок и дизайн открыток. Все открытки теперь проходили обязательную идеологическую и художественную цензуру. За непреднамеренную ошибку или двусмысленность в изображении можно было легко угодить в ГУЛАГ, как и за политически несознательный текст самого открытого письма.

Великая Отечественная война помимо патриотики и милитарии (так принято называть эти темы у филокартистов) принесла с собой яркие примеры политической сатиры, среди которых особенно интересны почтовые карточки, оформленные Кукрыниксами (художники М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов).

Особняком стоят письма с фронтов, из госпиталей и эвакуации.

В послевоенные годы почтовые карточки печатались в СССР миллионными тиражами. Кроме их основного назначения – передачи почтового сообщения – они стали удобным и популярным предметом коллекционирования. Собрания открыток имелись почти в каждой советской семье. Люди сбирали и хранили карточки с видами тех мест, где им довелось побывать. Собирали фото артистов советского кино и театра. А вот зарубежных артистов, даже самых популярных, в СССР на карточках не печатали. В качестве сувениров их привозили из-за рубежа.

Лучше обстояло дело с детскими открытками. Очень симпатичными наборы выходили по русским народным сказкам, произведениям К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова С. Михалкова, а позднее – с героями советских мультфильмов.

Многомиллионными тиражами печатались поздравительные открытки к Первомаю, 8 Марта, Дню Победы, 7 Ноября, Новому году, к юбилеям революции и партийным съездам.

В настоящие время в России также выпускают оригинальные почтовые карточки, но спрос на них угасает. С развитием интернета и сотовой связи люди практически перестали посылать друг другу письма и открытки, тем более доставка их к адресатам занимает определенное время. Кстати, в 1929 году энтузиасты-коллекционеры провели интересный эксперимент. В кругосветное путешествие одновременно отправились курьер-человек и открытка. Победила последняя: она обогнула земной шар быстрее. Человек прибыл в пункт назначения несколькими часами позже.

Цифровизации не удалось уничтожить открытку, открытка выжила. И сегодня она, пережив пейджер, мобильный телефон и разные мессенджеры, перешла из средств коммуникации в другой разряд. Сейчас написать и послать почтовую карточку – что-то вроде приятного занятия. В настоящее время большую популярность получил такой проект, как посткроссинг – обмен открытками через почту: отправляя открытки одним пользователям, участник получает их от других. Между прочим, нечто подобное существовало и в 70-80-е годы XX века.

Здорово, что открытки рождают добрую ностальгию и вызывают в памяти приятные эмоции!

 

под текст 1 под текст 2
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!