АХ, ЭТОТ ДЖАЗ!

«Джаз смывает пыль повседневной жизни». Арт Блейки

В ноябре 2011 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение отмечать 30 апреля Международный день джаза. Праздник проходит под председательством и руководством генерального директора ЮНЕСКО Одрэ Азуле и джазового пианиста и композитора Херби Хэнкока, который является послом доброй воли ЮНЕСКО.

А еще ЮНЕСКО совместно с ООН каждый год назначают города, которые станут столицей праздника. В 2018 году таким принимающим городом был Санкт-Петербург – в Северную столицу приехали мировые звезды джаза, в течение нескольких дней на разных площадках проходили концерты, образовательные мероприятия, флешмобы. Кульминацией праздника стало представление лучших джазовых исполнителей на сцене Мариинского театра.

Первые джазовые оркестры возникли в конце 19 века в городе Новый Орлеан (США) и представляли собой негритянскую народную музыку. Импровизационность, повышенная эмоциональность, ритмическая изощрённость негритянского музыкального творчества получили в Америке своеобразное преломление. Появились такие направления джаза, как свинг, бибоп, стиль «прогрессов», симфо-джаз. Появились крупные композиторы, пишущие в стиле джаз – Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Л. Армстронг, Г. Миллер.

Одна из самых распространённых легенд гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго. Но эту легенду некоторые историки ставят под сомнение. К примеру, историк джаза Россом Рассел в книге «Джазовый стиль Канзас-Сити и Юго-Запад» тщательно документировал развитие раннего джаза в штатах Канзас, Арканзас и Техас. Бытует мнение, что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в различных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Канзас-Сити, Чикаго и Сент-Луисе.

И все-таки старая легенда недалека от истины. Джаз, действительно, возник в бедных кварталах и пригородах Нового Орлеана, а потом распространился по всей стране. В пользу этой версии говорят свидетельства старых музыкантов, которые жили в период выхода джаза за приделы негритянских гетто. Все они подтверждают, что новоорлеанские музыканты играли совершенно особую музыку, которую копировали другие исполнители. Кларнетист Бастер Бэйли из Мемфиса вспоминал, что в его городе музыканты стали импровизировать только после появления грампластинок с записями исполнителей из Нового Орлеана и что само слово «джаз» до этого времени у них не употреблялось. Подтверждением этого служат грамзаписи. Все без исключения джазовые пластинки, записанные до 1924 (возможно и до 1925 года), сделаны музыкантами из Нового Орлеана или откровенными имитаторами стиля их игры.

В 20-е годы прошлого века джазовое звучание проникает из Европы и в Россию, постепенно замещая активно осуждаемые в те годы классические оперу и балет. Большинство советских музыкантов впервые услышали джаз во Франции. Один из первых джазовых ансамблей начала столетия – Jazz Kings под руководством Луиса Митчелла – успешно гастролировал по Европе, собирая множество слушателей на выступлениях. В июле 1921 года на одном из парижских представлений Jazz Kings присутствовал Валентин Парнах, благодаря которому джаз оказался в России. В 1922 году В. Парнах впервые выступил со своим джаз-бэндом, с этого времени и ведет отсчет история отечественного джаза. В 2022 году в Санкт-Петербурге состоялись многочисленные джазовые мероприятия, посвященные Столетию российского джаза.

Вслед за Парнахом появились большие оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. Затем – «ТЕА-джаз» легендарного Леонида Утёсова. К началу 1930‑х годов отечественные джазовые коллективы четко делятся на развлекательные и академические.

Ансамбль «Ленинградская джаз-капелла» под руководством Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева успешно развили «брейки» – короткие эмоциональные вставки, призванные заменять импровизацию. При этом «Джаз-капелла» исключала любые театральные оттенки в выступлениях, ориентируясь исключительно на концертную джазовую музыку.

Концертный джаз-банд Леопольда Теплицкого создавал настоящие эстрадные представления с легкими аранжировками и сольными номерами.

Оркестр «Амаджаз» под руководством пианиста Александра Цфасмана ориентировался на строгость и чистоту исполнения. В коллективе действовали жёсткие требования к профессионализму музыкантов, что позволило им записать первую в истории советскую джазовую грампластинку и запустить её на радио.

Леонида Утёсова на формирование в 1928 году собственного коллектива «Теа-джаз» (театрализованный джаз) вдохновили выступления ансамбля Теда Льюиса и деятельность Парнаха. Льюис во время выступлений мог читать стихи под инструментальное сопровождение, играть на кларнете и активно дирижировать оркестром – всё, что концентрировало внимание зрителей на себе, шло в дело. Утёсов твёрдо усвоил этот приём и начал формировать собственный коллектив, где исполнял роль конферансье, музыканта с редкими инструментами и танцора. Все члены группы были актерами, владеющими разными инструментами. Эстрадные выступления порой перемежались лирическими и шутливыми песнями, что позволяло беспрерывно удерживать внимание публики.

Окончательно Утёсов пришёл к эстрадным формам во время съёмок в картине «Весёлые ребята». Песни из этого фильма во многом стали олицетворением десятилетия 1920‑х годов, прогремев впоследствии по всему миру. Утёсов постепенно становился ориентиром в публичных развлекательных выступлениях, что, в итоге, в разгаре 1930‑х годов привело к появлению огромного количества коллективов и эстрадных оркестров, создававших свои программы по его примеру…

Отечественный джаз необыкновенно многогранен: массовая песня, кинематограф, театральные постановки – буквально везде чувствуется его влияние. В разные годы его представляли такие музыканты, как Алексей Козлов – основатель отечественного джаз-рока, имеющий ряд почётных званий в России; Игорь Бутман, который проводит международные фестивали, руководит двумя джазовыми клубами в Москве и звукозаписывающим лейблом Butman Music; Вадим Эйленкриг, Алина Ростоцкая, Анна Королёва… Музыкальная сцена Санкт-Петербурга также известна своим теплым отношением к традиционному восприятию джаза. Здесь работают знаменитая Филармония джазовой музыки и старейший джаз-клуб JFC.

И сегодня джаз в России неимоверно популярен. Российские музыканты не боятся экспериментировать с гармониями, и порой их импровизации настолько искусны, что едва отличимы от соло мастеров – пионеров джаза.

 

1 2
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!