НАУКА О НАРОДАХ ВЕДАЮЩАЯ

Сегодня – 17 июля – свой профессиональный праздник отмечают ученые-этнографы – люди, посвятившие себя изучению особенностей народов и этносов.

Дата праздника приурочена ко дню рождения великого русского антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888). Ярый защитник колониальных народов, противник работорговли и расизма – он открыл Старому свету обычаи папуасов Новой Гвинеи, создал около 200 научных трудов, заложил основы отечественной антропологии и этнографии.

По некоторым данным, День этнографа начали отмечать в СССР в 1970-80-х годах по инициативе профессора Рудольфа Итса – организатора и заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. Хотя торжество не закреплено на официальном уровне, с каждым годом к мероприятиям присоединяются всё больше специалистов и любителей.

Этнография – наука, изучающая народы-этносы и другие этнические общности, их происхождение, состав, расселение, быт, культурно-исторические и межэтнические отношения, материальную и духовную культуру, а также памятники нематериальной культуры – сказки, песни и танцы, пословицы и поговорки, обряды.

Главный источник этнографии – данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народов. Несмотря на то, что этнография является частью исторической науки, на самом деле она выходит далеко за рамки истории, поскольку занимается изучением народов с самых разных сторон, в том числе в сочетании с экологией, политикой, искусством, смыкаясь тем самым с социологией.

В последние годы этнографию, что в переводе буквально означает «народоописание», все чаще начинают называть этнология, т.е. «народоведение», как это принято в ряде научных школ зарубежных стран.

Первым этнографом в истории человечества принято считать Геродота. Именно он начал заниматься историческими исследованиями в их контексте с анализом жизни народов. Впоследствии аналогичные изучения проводили Страбон, Юлий Цезарь, Марко Поло, Миклухо-Маклай и многие другие учёные. Именно благодаря им мы сегодня и знаем такую науку, как этнография.

Этнографы работают в научных институтах, музеях, издательствах, историко-исследовательских учреждениях, умело сочетая теорию с практикой. Полевая работа этнографа предполагает установление контактов, человеческое общение, беседы. Каким бы эрудированным этнограф не был, какой бы изощренной методикой опроса не обладал, если он не вызовет симпатии и доверия у своих информантов, они никогда до конца не раскроются перед ним, общение приобретет формальный характер и, как следствие, полученные в ходе полевых исследований знания будут ущербны. Именно поэтому быть настоящим этнографом – значит, прежде всего, быть человеком, доброжелательно, с искренним интересом относиться к людям.

Этнографы приоткрывают двери в другие культурные миры – далекие и близкие, внутренние и внешние, знакомые и не очень, чтобы понять, кто мы такие? Ведь по большему счету границы человека всегда определяют Другие.

Быть этнографом – это не только изучать «экзотические» (и не очень) культуры народов земного шара; прежде всего, это стиль жизни, предполагающий особое восприятие окружающего мира, умение увидеть в обычном – необычное, в незнакомом – знакомое. В чем, например, причина того, что столь привычная, казалось бы, конструктивная деталь дома как окно, вызывает ужас в некоторых культурных традициях, вплоть до того, что его исключают из культурных практик? Или почему стол у европейцев обычно имеет четыре ножки, а не три, хотя наиболее устойчивое положение обеспечивают именно три точки опоры (такие столы можно встретить в центральноазиатском или балканском регионах)? Не воспринимать повседневные вещи и понятия как само собой разумеющиеся, искать и находить ответы в реалиях бытия разных народов – это тоже этнография.

В настоящее время одной из популярнейших форм распространения знаний о культуре и быте разных народов становятся этнопарки. Они созданы практически в каждом регионе России и знакомят с культурой, бытом и традициями коренных народов, живущих на этой земле: «Торум Маа» (Ханты-Мансийск), «Лудорвай» (Удмуртия), «Ясна» (Чувашия), «Ватан» (Башкирия), «Татар авылы» (Татарстан), «Географика» (Карелия), «Деревня Тыгыдым» (Ярославская область), «Золотая Орда» (Иркутская область), «Атамань» (Краснодарский край) и многие другие.

Есть такие этнопарки и в Нижегородской области. В 1973 году в Нижнем Новгороде создан музей архитектуры и быта народов Поволжья «Щелоковский хутор». В 2011 году в пойме рек Шнары и Ежати у родника «Кельмелисьмалеень лисьмапря» в Лукояновском округе появился музей-этнопарк эрзянской культуры. Здесь на площади в один гектар размещены деревянные фигуры, изображающие эрзянского бога Инешкипаза и его помощников, национальных эрзянских героев, предводителей. В 2013 г. в г. Семенов открыт этнографический музей «Дом Семена-ложкаря», знакомящий с бытом зажиточного крестьянина конца XIX века и построенный по канонам деревянного зодчества: большой двор, просторные сени, две светелки, парадное крыльцо.

Мы поздравляем всех, кто причастен к этой интересной, романтичной, таинственной и трудной науке – этнографии, желаем мира, добра и новых профессиональных находок!

А всех, кто хочет больше узнать об истории и современном состоянии науки, ученых-этнографах, народах и языках, приглашаем в сектор обменно-резервного фонда нашей библиотеки, где вы можете стать счастливыми обладателями многочисленных книг по этнографии, истории, географии и социологии.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!