76 лет знаменитой экспедиции на «КОН-ТИКИ»

28 апреля 1947 года из перуанского порта Кальяо на побережье Тихого океана отчалил деревянный плот с шестью мужчинами на борту. Во главе команды стоял 32-летний норвежский ученый-естествоиспытатель Тур Хейердал. Он хотел собственным примером доказать, что в древние времена жители Южной Америки доплывали до островов Полинезии. Это была стопроцентная авантюра и многие профессионалы морского дела уже оплакивали безумцев. Так началась знаменитая экспедиция на плоту «Кон-Тики».

В основании плота было девять крупных бревен из бальзы, уложенных вдоль. Древесина бальзы напоминает пробковое дерево – очень мягкая и лёгкая. На эту основу поперёк укладывали более тонкие бревна, затем настилали палубу из стволов бамбука. Поверх всего укладывали циновки. Такое судно не могло зачерпнуть воду – она просто выливалась. Посередине плота была установлена треугольная мачта с квадратным парусом. А позади неё находилась «каюта» – по сути, хижина из того же бамбука. Длина плота составляла 13,5 метра, ширина – 5,5 метра. Компанию романтиков Хейердалу составили четверо норвежцев и один швед. Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

Они видели китов и ловили акул, один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул – китовая. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы, и он воткнул в акулу копьё, после чего она исчезла. Недостатка в морепродуктах у них не было – за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Удивительный эксперимент завершился 7 августа 1947 года. За плечами путешественников было около 4300 миль (без малого семь тысяч километров). С момента отправления прошёл 101 день.

Успешное завершение экспедиции стало мировой сенсацией. Книга, которую написал Тур Хейердал об этом путешествии, была переведена на 70 языков и продана в количестве десятков миллионов экземпляров, став наиболее продаваемой книгой из когда-либо написанных норвежскими авторами. Между прочим, руководитель экспедиции взял с собой кинокамеру и сумел сберечь её и отснятый материал. В 1951 году документальный фильм об этой эпопее получил премию «Оскар». Список наград и почётных званий, которыми норвежского путешественника награждали государства, научные академии и университеты, составил бы несколько страниц. В 1964 году Хейердал был принят в члены Географического общества СССР, как тогда называлось Российское географическое общество.

Позднее Хейердал совершал похожие переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис», в ходе которых он стал широко известен как борец за защиту природы и мир на всей планете. Кроме того, он проводил важные археологические раскопки на Галапагосских островах, на острове Пасхи и в Тукуме. В Музее Кон-Тики (Норвегия) выставлены предметы из всемирно известных экспедиций Тура Хейердала, плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра-II».

Все люди равны. Это было одной из базовых идей Тура Хейердала о человеческой жизни. Он считал, что люди способны работать и жить вместе невзирая на этнические, политические и религиозные различия. Своими экспедициями, в которых участвовали люди разных национальностей, Хейердал хотел показать, что люди способны успешно сотрудничать, несмотря на разницу культур.

В секторе обменно-резервного фонда вы можете стать счастливыми обладателями трех книг Тура Хейердала: «Экспедиция «Кон-Тики» (Ташкент, 1985), «Экспедиция «Тигрис» (Москва, 1981), «Мальдивская загадка» (Москва, 1988), а также книги «В океане «Тигрис» (Москва, 1982) – известного российского учёного, тележурналиста и путешественника, ведущего передачи «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича – участника экспедиций Тура Хейердала на лодках «Ра», «Ра 2» и «Тигрис».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!