Нижегородская мода: от истоков до современности

Дивная обряда

Русский костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX века, отражает особенности культуры народа, его историю. Он представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Большинство исследователей делят русский народный костюм на два основных типа — северный и южный. Традиционный нижегородский женский костюм имеет ряд лишь ему присущих черт и довольно многообразен.

Население, проживающее по течению Волги и нижнему течению Оки, носило одежду, подобную костюмам северных губерний: массивный, объемный сарафан-косоклинник, золотом расшитые платки и епанички (душегреи), головные уборы, унизанные жемчугом.

Рис. 1. Троицкий женский костюм с. Безводное. Реконструкция Л.И. Цыплаковой. 2007 г.

Рис. 1. Троицкий женский костюм с. Безводное. Реконструкция Л.И. Цыплаковой. 2007 г.

На севере области — левобережье Волги — костюмный комплекс был более строг и скромен. Здесь жили старообрядцы. Характерный образ русской красавицы этих мест — темный стройный силуэт, расширяющийся книзу благодаря косоклинному сарафану и платку, вышитому золотом по черному фону.

Рис. 2. У озера. Худ. М. Нестеров.

Рис. 2. У озера. Худ. М. Нестеров.

На юге области соседство с мордовским и татарским населением повлияло на необычайный колорит и разнообразие нарядов. Излюбленное сочетание цветов — малиновый, алый, оранжевый, изумрудный. В отделках много лент, плиссированных складок, белых кружев. Праздничные варианты сарафанов в XVIII столетии изготавливали из дорогих шелков и украшали пуговицами, а позднее — цветной тесьмой, кружевами, золотым позументом.

Отличительная особенность нижегородской праздничной одежды — узорчатое золотное шитье. Заготовки для него делали мастерицы из Городецкого и Арзамасского уездов.

Рис. 3. Женский костюм с. Чернуха Арзамасского уезда (конец XIX – начало XX в.)

Рис. 3. Женский костюм с. Чернуха Арзамасского уезда (конец XIX – начало XX в.)

На территории Нижегородской области проживает несколько народных этнических групп: на севере — марийцы, на юге — мордва. Поэтому костюмы в этих краях отражают взаимодействие разных групп населения, совмещающие в себе элементы костюмов разных народов.

Рис. 4. Костюм Вознесенского района. Реконструкция В.А. Игониной. 2016 г.

Рис. 4. Костюм Вознесенского района. Реконструкция В.А. Игониной. 2016 г.

 

Литература:

Александрова, О. И. Отголоски древних мордовских верований в культуре населения Дальнеконстантиновского района Нижегородской области / О. И. Александрова // Поволжские финны на перекрестке эпох: сборник статей по материалам вторых и третьих Дальнеконстантиновских чтений : [научное издание]. — Нижний Новгород : Новая гуманистическая культура, 2019. — С. 61-63.

Кр4044.3 окл

Алмазова, М. Сарафанная история // Старообрядец. — 2019. — № 73 (январь-март). — С. 31-32.

Г-2657 опи

Гневковская, Е. В. Одежда старообрядцев как важное средство характерологии в романах П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах» / Е. В. Гневковская // «Рождение мое за Кудьмою рекою…»: (материалы Первых Аввакумовских чтений) : [сборник докладов] / отв. за вып. : Ю. Г. Галай. — Нижний Новгород, 2003. — С. 44-52.

Кр16204.1 окл

Зимина, Т. А. Одежда русских Центрального региона XVII – начала XX века / Т. А. Зимина, И. И. Шангина // Русская народная одежда: историко-этнографические очерки : [научное издание] / ред. В. А. Липинская. — Москва : Индрик, 2011. — С. 63-96, ил.

Ц7963.2 цф

Золотное шитье Нижегородского края: 3-я выставка проекта «Вне времени: нижегородские народные художественные промыслы» : каталог / авт.-сост. : О. А. Александрова, И. В. Маршева. — Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2009. — 52 с.: ил.

А18750 окл

Калинина, Л. В. Коллекция традиционной одежды мордвы-терюхан в собрании НГИАМЗ / Л. В. Калинина // Нижегородская мордва: история и культура: сборник статей по материалам первых Дальнеконстантиновских чтений : [научное издание]. — Дальнее Константиново [Нижегор. обл.], 2017. — С. 60-65.

Кр42904.2 окл

Карабельников, Д. В. Некоторые аспекты бытования женского традиционного костюма мордвы-терюхан в ХХ в. / Д. В. Карабельников // Нижегородская мордва: история и культура: сборник статей по материалам первых Дальнеконстантиновских чтений : [научное издание]. — Дальнее Константиново [Нижегор. обл.], 2017. — С. 66-76.

Кр42904.2 окл

Орфинская, О. В. Женский головной убор — волосник из Нижнего Новгорода / О. В. Орфинская, В. П. Голиков, И. И. Елкина // Нижегородская старина. — 2012. — Вып. 33/34. — С. 79-86.

р11776.3 окл

Орфинская, О. В. Средневековая мужская рубаха из Нижнего Новгорода / О. В. Орфинская, В. П. Голиков, И. И. Елкина // Нижегородская старина. — 2014. — Вып. 41/42. — С. 153-160.

р11776.3 окл

Особенности марийской и русской одежды XVII века // Воскресенский район. Годы и судьбы : [историческая летопись] / [авт.-сост. А. Ю. Саясов]. — Нижний Новгород, 2011. — С. 15.

Кр2216.3 окл

Прокофьева, С. В. По одежке встречают / С. В. Прокофьева, И. Е. Поджидаева // Нижегородская коллекция. — 2013. — № 1. — С. 22-25.

р12668.3 опи

Русская народная одежда: историко-этнографические очерки : [научное издание] / ред. В. А. Липинская. — Москва : Индрик, 2011. — 775 с.

Ц7963.2 цф

Сигаева, Е. В. Одежда крестьян Лапшангской волости Варнавинского уезда // Нижегородский музей. — 2010. — № 20. — С. 100-102.

р11823.3 опи

Скрябина, С. А. Костюмные комплексы Арзамасского уезда второй половины XIX – начала XX века // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе / ред. В. И. Грубов. — Арзамас [Нижегор. обл.], 2019. — Вып. 15: Сборник статей участников XVI Регион. науч.-практ. конф. — С. 114-117.

Кр45486.2 окл

Телегина, В. Старинная «обряда» Нижегородского края // Клуб. — 2010. — № 6. — С. 22-24.

р5183.3 опи

Цыплакова, Л. И. Дивная обряда  // Нижегородская коллекция. — 2013. — № 1. — С. 26-28.

р12668.3 окл

 

Провинциальная мода

В XVIII-XIX веках значительная часть сельского населения губернии постепенно переселяется в Нижний Новгород. В деревне в каждой избе были прялка и ткацкий станок, все женщины умели наткать полотна и сшить одежду. В условиях городской жизни изготавливать ткани самим не было возможности. Городские семьи покупали ткани, в том числе на Нижегородской ярмарке, появились портновские мастерские, затем частные ателье, где одевались обеспеченные горожане. В России XIX века стали выходить модные журналы: «Модный базар», «Модный свет», «Модный магазин», «Новый базар» «Московский Меркурий», «Модный вестник» и др.

Рис. 4а. Новый русский базар: иллюстрированный дамский журнал. — Санкт-Петербург: Э. Д. Гоппе, 1867-1898.

Рис. 4а. Новый русский базар: иллюстрированный дамский журнал. — Санкт-Петербург: Э. Д. Гоппе, 1867-1898.

Содержание этих журналов было самое разнообразное. В них были не только красочные картинки дамских нарядов, причесок, аксессуаров, но и литературные произведения, статьи, содержащие рекомендации по выбору одежды, а также советы по развитию хорошего вкуса.

Рис. 4б. Модный свет и модный магазин: иллюстрированный журнал для дам / издатель А. П. Гоппе. — 1883-1916. — Санкт-Петербург: А. П. Гоппе, 1884, 1885, 1893.

Рис. 4б. Модный свет и модный магазин: иллюстрированный журнал для дам / издатель А. П. Гоппе. — 1883-1916. — Санкт-Петербург: А. П. Гоппе, 1884, 1885, 1893.

В литературных журналах «Библиотека для чтения» и «Современник» размещались французские модели платьев и костюмов. С появлением такой литературы жители провинциальных городов были в курсе последних модных тенденций и почти ни в чем не уступали столичным модникам и модницам. Строго следовать европейской моде могли себе позволить только дворяне. Купцы одевались иначе, и, хотя многие из них были богаче аристократов, они все же предпочитали исконно русскую одежду, так как вышли из крестьянской среды.

Рис. 5. Семья городецких купцов Лапшиных.

Рис. 5. Семья городецких купцов Лапшиных.

Излюбленной одеждой купцов был костюм с поддевкой — коротким кафтаном, часто без рукавов, надевавшимся под верхнюю одежду. Летом короткая поддевка сочеталась с жилетом, плисовыми шароварами, заправленными в смазанные сапоги. В качестве головного убора был картуз. Самым распространенным женским костюмом купчих было платье с длинными рукавами из шерсти, шелка, кисеи, поверх которого надевалась короткая кофта без воротника парчевая или шелковая. Большинство жен купцов того времени повязывало голову платком.

Самой «консервативной» оставалась крестьянская одежда. Крепостной человек был далек от модных тенденций.

 

Литература:

Гриненко, Ю. Провинциальная мода Нижнего Новгорода во время приезда А. С. Пушкина / Ю. Гриненко, С. Шульпина // Ученые записки. — 2014. — Вып. 4. — С. 163-170.

Пр14500.2

Жиркова, Т. А. Дизайнерские услуги в области одежды в Нижнем Новгороде и на Нижегородской ярмарке в XIX – начале XX века / Т. А. Жиркова, Т. А. Чистопольская, М. С. Кудрявцев // Российский студент — гражданин, личность, исследователь: материалы IX Всерос. науч.-практ. студен. конф. — Нижний Новгород: НГТУ, 2014. — С. 121-122.

Кр39015.2 окл

Кутырева, А. А. Платки, шарфы, косынки, шали… // Нижегородский музей: Общество. История. Культура: ежеквартальный научно-популярный журнал. — 2012. — № 24. — С. 92-101.

р11823.3 окл

Модный магазин: моды, литература, новости, хозяйство, работы / редактор- издатель С. Г. Мей. — 1862-1883. — Санкт-Петербург : С. Г. Мей, 1864, 1871, 1872.

р4025. 4 опи

Модный свет и модный магазин: иллюстрированный журнал для дам / издатель А. П. Гоппе. — 1883-1916. — Санкт-Петербург : А. П. Гоппе, 1884, 1885, 1893.

р4026.4 опи

[…Наряды местных купчих — во время пребывания Павла I в Нижнем Новгороде в мае 1798 г.] // Наследие Рождественской стороны. — Вып. 2. — Нижний Новгород, 2013. — С. 273.

Кр35297.2 окл

Новый русский базар: иллюстрированный дамский журнал. — Санкт-Петербург : Э. Д. Гоппе, 1867-1898.

р4314.3 опи

Руденко, Т. В. «В потребностях всякого рода нет недостатка…»: о модной торговле в российской провинции середины XIX столетия // Московский журнал. История государства Российского. — 2013. — № 2. — С. 89-97.

р5202.3 опи

Фармаковская, Т. М. «Все дело в шляпе»: история вопроса / Т. М. Фармаковская // Пространство под названием «Музей» : сборник статей. — Нижний Новгород : НГИАМЗ, 2016. — Вып. 3: К 120-летию НГИАМЗ. — 2016. — С. 268-278.
О коллекции головных уборов (конец XIX — начало XX в.) в фондах НГИАМЗ.

Кр41149.2 окл

 

Узоры на все времена

На территории Нижегородской области до настоящего времени бытует почти треть всех сохранившихся художественных промыслов России, которые оказали значительное влияние на внешний облик народного костюма.

Издавна славится по всей России городецкое золотное шитье. Мастерицы Городца использовали самую разнообразную технику, их работы отличались богатым орнаментом и безупречным качеством.

Рис. 6. Л.С. Нагибина. Ансамбль «Россиянка». 1994 г

Рис. 6. Л.С. Нагибина. Ансамбль «Россиянка». 1994 г

Вышивкой украшали и одежду, особенно платки и душегреи. Традиции золотной вышивки сегодня продолжает ООО «Городецкая золотная вышивка».

Не менее знаменита и вышивка, исполненная в технике «чкаловский» (горьковский или нижегородский) гипюр.

Рис. 7. Одежда с вышивкой, выполненной в технике «нижегородский гипюр».

Рис. 7. Одежда с вышивкой, выполненной в технике «нижегородский гипюр».

Традиции этой уникальной по технике исполнения вышивки «по выдергу» продолжает фабрика ОАО «Гипюр». Фабрики ЗАО «Юнона», ЗАО «Борская строчевышивальная фабрика», ЗАО «Лысковские узоры» развивают традиции многих строчевышивальных промыслов области.

Переработав орнаменты французских и бельгийских кружев, балахнинские местные кружевницы создали свой неповторимый стиль — «балахонский манер».

Рис. 8. Городской костюм с балахнинской кружевной косынкой. Конец XIX – нач. XX в.

Рис. 8. Городской костюм с балахнинской кружевной косынкой. Конец XIX – нач. XX в.

По свидетельствам современников, любимое платье Екатерины II создали из балахнинского кружева.

Во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах, было развито узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного ремесла. Нижегородские народные традиции узорного ткачества возродились в городе Шахунья на художественной фабрике «Тканые узоры».

Рис. 9. Платье, изготовленное на фабрике «Тканые узоры».

Рис. 9. Платье, изготовленное на фабрике «Тканые узоры».

 

Литература:

Ведерникова, Л. В. Балахнинское кружево / Л. Ведерникова. — Нижний Новгород : Литера, 2008. — 144 с., ил. — (Библиотека им. И. П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»).

Кр26256.2 окл

Золотное шитье Нижегородского края: 3-я выставка проекта «Вне времени: нижегородские народные художественные промыслы» : каталог / авт.-сост. : О. А. Александрова, И. В. Маршева. — Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2009. — 52 с.: ил.

А18750 окл

Маршева, И. В. Ткачество и вышивка Нижегородского края : [научно-популярное издание] / Ирина Маршева. — Нижний Новгород : Литера, 2010 г. — 160 с. : [24] л. ил. — (Библиотека им. И. П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»)

Кр29245.2 окл

Нижегородский гипюр: альбом лучших изделий ЗАО «Гипюр». — Нижний Новгород : Красивые люди, 2009. — 112 с., ил. — (Народные художественные промыслы Нижегородской области) (Драгоценное наследие Нижегородского края).

А17031 окл

 

Горьковская мода: продолжение народных традиций

В советские годы в нашем городе открылся один из крупнейших в стране Дом моделей. Одной из ключевых особенностей работы горьковских модельеров было активное использование народных мотивов. В Доме моделей работал слаженный творческий коллектив дизайнеров, художников, конструкторов одежды.

Рис. 10. Сурина, И. Где рождается мода // Город и горожане. — 1995. — № 36. — С. 5.

Рис. 10. Сурина, И. Где рождается мода // Город и горожане. — 1995. — № 36. — С. 5.

Художник-модельер, член Союза дизайнеров СССР Людмила Кирикова, рассказывая о своей работе в те годы, говорила: «Нам удавалось находить свой почерк, стиль и черты, которые свойственны нашей многовековой культуре. Использовать традиции русского костюма — это наша задача, потому что свою историю надо знать и помнить».

Рис. 11. Кирикова, Л. «Люблю делать все красиво» / Л. Кирикова, беседовала В. Дехтяр // Биржа плюс свой дом. — 1995. — № 13. — С. 30.

Рис. 11. Кирикова, Л. «Люблю делать все красиво» / Л. Кирикова, беседовала В. Дехтяр // Биржа плюс свой дом. — 1995. — № 13. — С. 30.

Более подробную информацию об этом предприятии можно найти в разделе Виртуальные выставки ОКЛ «Нижегородская мода» Часть 1. «Горьковский Дом моделей»: https://ngounb.ru/?p=11293

 

Литература:

Бармина, Н. Мастер женской одежды // Горьковский рабочий. — 1960. — 18 июня. — С. 4.
О модельере В.А. Сукманове.

Г-435 опи

Кирикова, Л. «Люблю делать все красиво» / Л. Кирикова, беседовала В. Дехтяр // Биржа плюс свой дом. — 1995. — № 13. — С. 30.
Беседа с художником-модельером, руководителем творческой мастерской нижегородского Дома моделей.

Г-2422 опи

Кузьмин, В. В дружбе с модой // Горьковский рабочий. — 1984. — 4 сент.— С. 2. — (Мастера сервиса).
О художниках Горьковского Дома моделей.

Г-435 опи

Мода 90-х на подиуме: искусство почти даром / подгот. В. Переведенцева // Селедка. — 2017. — № 5. — С. 8-9.
О моде и модельных агентствах Нижнего Новгорода в 1990-е гг.

Г-3717 опи

Новикова, А. «Не следовать слепо моде, а быть стильным» / А. Новикова, беседовала О. Касьянова // Нижегородская правда. — 1993. — 16 нояб. — С. 4.
Беседа с художником-дизайнером по одежде нижегородского Дома моделей.

Г-421 опи

Огнев, А. Модельер по призванию // Горьковский рабочий. — 1970. — 26 мая. — С. 2.
О художнике-модельере Н.Н. Орлинском из Горьковского Дома моделей.

Г-435 опи

Полонский, В. Взыскательный художник // Горьковский рабочий. — 1961. — 6 сент. — С. 4.
Художник-модельер Горьковского ДМ  Е.Д. Яманова.

Г-435 опи

Савельев, Г. Законодатели мод // Горьковский рабочий. — 1965. — 15 нояб. — С. 4.
О художниках-модельерах ГДМ Коллегановых.

Г-435 опи

Сафронов, В. М. Модный приговор 20-х годов // Светский в Дзержинске. — 2015. — № 76. — С. 64-67.
Мода 1920-х годов в Дзержинске.

р12660.2 окл

Сафронов, В. М. Наряды дзержинцев 30-х годов // Светский в Дзержинске. — 2017. — № 98. — С. 54-57.

р12660.2 окл

Сурина, И. Где рождается мода // Город и горожане. — 1995. — № 36. — С. 5.
О работе АО Дом моделей «Нижний Новгород».

Г-1682 опи

Создатель красивой одежды // Горьковский рабочий. — 1965. — 18 дек. — С. 4.
О художнике-модельере Горьковского Дома моделей Галине Волжанкиной.

Г-435 опи

 

Народные традиции в современности

В наше время нижегородские модельеры активно продолжают традиции народных художественных промыслов. Изучая и развивая их, включают в жизненное пространство современного человека, пробуждая интерес к народной культуре Нижегородского края. Мы хотим представить вашему вниманию некоторых известных нижегородских модельеров, которые активно используют в своем творчестве традиции народного костюма.

 

Ольга Рыхлова-Парле

Особенность нижегородских дизайнеров — в наших корнях, в богатстве народных художественных промыслов, в промышленном и кадровом потенциале региона.

 Ольга Рыхлова-Парле

Ольга Рыхлова-Парле, дизайнер, создатель собственного бренда деловой одежды Ola Parle, председатель правления Нижегородского отделения Союза дизайнеров России.

Рис. 12. Ольга Рыхлова-Парле.

Рис. 12. Ольга Рыхлова-Парле.

Она основала содружество нижегородских дизайнеров ROSSA, организовала международную неделю моды в Нижнем Новгороде Matryoshka Fashion Week. В своем творчестве дизайнер часто использует технологии народных художественных промыслов и традиции русского костюма. Благодаря ее энтузиазму модельеры имеют возможность представить свои модели в бутике ROSSA, который задумывался как творческая площадка поддержки и развития дизайнеров. Нижегородские дизайнеры, состоящие в сообществе ROSSA, принимали участие в показах на лучших подиумах Европы и России, в том числе на Неделе моды в Италии. Ольга Рыхлова-Парле работает над созданием кластера легкой промышленности. К 800-летию города она создала коллекцию одежды «Нижний. Собрание сочинений». В нашей библиотеке в 2018 году состоялся показ моделей одежды ведущих нижегородских дизайнеров под руководством председателя Союза дизайнеров России Ольги Рыхловой, который прошел в рамках ежегодной культурно-образовательной акции «Ночь искусств».

Рис. 13. Коллекция одежды «Нижний. Собрание сочинений».

Рис. 13. Коллекция одежды «Нижний. Собрание сочинений».

Ткани для коллекции создавались специально на Шахунской фабрике «Тканые узоры». Известные во всем мире нижегородские узоры совмещаются с изображениями главных достопримечательностей нашего города.

 

Литература:

Костенко, С. [Интервью с нижегородским дизайнером Ольгой Рыхловой] / О. Рыхлова, беседовал С. Костенко // Bellissimo: Стиль в большом городе. — 2016. — Апрель. — С. 58-59.

р12082.3 опи

Малинина, А. Наряды вне очереди: многодетная мама продвигает в регионе кластер дизайнеров // Нижегородская правда. — 2019. — 31 окт. — (Спецвыпуск). — С. 8.

Г-421 опи

Правдивый взгляд // Нижегородская правда. — 2021. — 28 апр. — С. 2.

О коллекции нижегородского дизайнера О. Рыхловой-Парле, посвященной 800-летию Нижнего Новгорода и 160-летию со дня рождения Н. Ламановой.

Г-421 опи

Рыхлова, О. «Баранья нога», «бананы» и «огурцы»: тренды, которые уже пора носить сейчас / О. Рыхлова-Парле, беседовала Т. Чинякова // Нижегородские новости. — 2021. — 31 марта. — С. 13.

Г-1720 опи

Рыхлова, О. Блеснуть на весь мир: коллекция нарядов нижегородского дизайнера Ольги Рыхловой покорила международное жюри / О. Рыхлова, Т. Журавлева // Нижегородский рабочий. — 2016. — 28 дек.  — С. 30.

Г-435 опи

Рыхлова, О. [Интервью с нижегородским дизайнером Ольгой Рыхловой] / О. Рыхлова, беседовала Ю. Кубарева // НН.Собака.ru. — 2018. — № 6. — С. 100-101.

р12480.3 опи

Рыхлова, О. Наряды вне очереди: платья нижегородского дизайнера Ольги Рыхловой потрясли мир / О. Рыхлова, беседовала Л. Плахина // Новое дело. — 2016. — № 50 (15-21 дек.). — С. 16.

Г-3119 опи

Рыхлова, О. Ольга Рыхлова: «Проект ROSSA — площадка для развития дизайнеров» / О. Рыхлова, К. Барановский // Патриоты Нижнего. — 2018. — № 19. — С. 13.

Г3867 опи

Рыхлова, О. Реализованная фантастика // Имя — Нижний Новгород. — 2011. — № 2/3. — С. 206-207.

р12715.3 опи

Рыхлова-Парле, О. Пик моды: новый взгляд российских дизайнеров на Нижний Новгород / О. Рыхлова-Парле, беседовала М. Ухабова // Нижегородская правда. — 2021. — 4 авг. — С. 14.

Г-421 опи

 

Павел Рябинин

Молодой нижегородский дизайнер Павел Рябинин в индустрии моды появился неожиданно, но сразу занял свое почетное место среди маститых российских дизайнеров одежды.

Рис. 14. Павел Рябинин.

Рис. 14. Павел Рябинин.

Модели одежды, созданные Павлом, подчеркивают женственность, мягкость и пластичность, которые присущи женской натуре. Вдохновленный красотой нижегородской вышивки, шахунских тканых узоров, чкаловского гипюра, городецкого золотного шитья и городецкой росписи, Павел решил вдохнуть жизнь в искусство, которое на сегодняшний день, к сожалению, угасает, и придать ему новое — современное звучание. С его участием был создан проект модной одежды «Иволга», посвященный декоративно-прикладному искусству и народным художественным промыслам Нижегородской области.

Рис. 15. Пальто «Иволга».

Рис. 15. Пальто «Иволга».

Например, капсульная коллекция легких пальто из шелковой органзы с нижегородской вышивкой, декором для которых послужила историческая вышивка из архивов строчевышивальной фабрики «Юнона».

 

Литература:

Иволга = Ivolga: [нижегородский бренд]. — Нижний Новгород, [2014?]. — [16] с. : цв. ил., портр.

Кр40331.2 окл

Модный Нижний // Нижегородская правда. — 2019. — 11 июня. — С. 8.
О нижегородских модных брендах одежды Ola Parle, «Павел Рябинин», Belfaso, Mashkara, Oksana Kosareva.

Г-421 опи

 

Ксения Мигалова

Двукратный победитель всероссийского конкурса «Арт Подиум» Ксения Мигалова входит в восьмерку лучших молодых дизайнеров Европы.

Рис. 16. Коллекция «Традиции и современность».

Рис. 16. Коллекция «Традиции и современность».

Ее коллекция «Русские сезоны» вышла в финал международного конкурса «АрКолор» в Праге. Коллекция «Традиции и современность» сочетает в себе все современные тенденции: удобство и функциональность, а также традиционную вышивку и материал — лен. Искусно выполненная мастерами промысла вышивка «нижегородский гипюр» придает изделиям неповторимость, выразительность и стильность. Рисунки по вышивке к новой коллекции создали художники предприятия «Гипюр» Елена Балашова и Наталья Харламова.

 

Литература:

Мигалова, К. [Интервью с К. Мигаловой, нижегородским дизайнером] / К. Мигалова, С. Костенко // Bellissimo: Стиль в большом городе. — 2015. — Октябрь. — С. 58-59.

р12082.3 опи

Мигалова, К. Ксения Мигалова / К. Мигалова, А. Лобова // НН.Собака.ru. — 2016. — № 11. — С. 85.

р12480.3 опи

Нижегородский дизайнер стала лучшей в Европе / О. Березкина // День города. — 2015. — № 52. — С. 6.

Г3401 опи

Рустам Адюков

Мой единственный критерий — материал должен быть натуральным, а технологии — ручные… Этим я отдаю дань традициям старых мастеров, которые делали настоящие шедевры. В работах я не только отражаю свое видение мира, но и пытаюсь совместить современность и традиционную культуру.

 Рустам Адюков

Более двадцати лет художник создает уникальную обувь. Каждая пара бренда Adukov — это настоящее произведение искусства.

Рис. 17. Рустам Адюков.

Рис. 17. Рустам Адюков.

Его приглашают на самые престижные международные выставки, такие как Венский бал обувщиков. Адюков решил заняться дизайном обуви, возродив утраченные секреты обувного мастерства на современный лад. Поддержал Рустама в его начинаниях известный художник и резчик по дереву Г. Коряков. В поисках мастеров, владеющих старинной техникой пошива обуви, Рустам объездил всю нижегородчину. Сегодня в мастерской Рустама Адюкова трудятся мастера старинных ремесел самых разных направлений. Для своих изделий мастер использует более чем нестандартные материалы: лозу, мореный дуб и бразильский орех, бивни мамонта и зуб кашалота, янтарь, драгоценные камни, сталь и серебро и др. Технологии тоже применяются самые разные — финифть, филигрань, резьба по дереву и кости, эмали, вышивка гладью, лаковые миниатюры.

Рис. 18. «Атапаски». Шерсть, кожа, дерево. Ткачество, плетение из лозы. 2004 г.

Рис. 18. «Атапаски». Шерсть, кожа, дерево. Ткачество, плетение из лозы. 2004 г.

В 2005 и 2006 гг. Адюков занял 1 место на выставке MIDEC в Париже, а в 2007 году становится единственным из россиян, удостоенным почетной награды — национальной премии Франции ESCARPIN DE CRISTAL — «Хрустальный башмачок».

 

Литература:

Адюков, Р. Ф. «Киевская Русь», или Живые часы / Р. Ф. Адюков, беседовала А. Зорина // Нижегородская правда. — 2012. — 15 марта. — С. 1, 8.

Г-421 опи

Барановский, К. Рустам Адюков. Обувные шедевры // Курс-Н: экон. еженедельник. — 2019. — № 2 (25 янв.). — С. 8.

Г2291 опи

Федотова, М. И Немцова обул, и Зюганова: хотя Рустам Адюков занимается и другими проектами // Нижегородские новости. — 2013. — 8 авг. — С. 6.

Г1720 опи

Шузы Адюкова // Нижегородский музей: Общество. История. Культура: ежеквартальный научно-популярный журнал. — 2013. — № 26. — С. 261-263.

р11823.3 окл

 

Людмила Кирикова и Максим Засыпкин

Новый виток своего развития переживает и хохломская роспись. Известные нижегородские дизайнеры создали коллекцию одежды и аксессуаров «Хохлома». Рисунок для коллекции разработала главный художник семеновской фабрики АО «Хохломская роспись» Елена Галкина. Мотивы хохломской росписи используются и в коллекции модного дома LADA&LIZA, который предлагает женщинам всего мира уникальные сумочки, драгоценную бижутерию и аксессуары.

Рис. 19. Коллекция «Хохлома» М. Засыпкина и Л. Кириковой.

Рис. 19. Коллекция «Хохлома» М. Засыпкина и Л. Кириковой.

Главная задача Дома моды LADA&LIZA — сохранить старинную русскую технологию хохломского золочения, известного во всем мире, сделать его модным и современным, подарить хохломе новую жизнь.

 

Литература:

Диброва, П. Полина Диброва: «Ассоциативно понятия «Миссис Россия» и «хохлома» идут у меня вместе» / П. Диброва, С. Костенко // Столица Нижний. — 2018. — № 6. — С. 82-83.

р12702.3 опи

«Золотая Хохлома» представила новую коллекцию «Лизонька» // Bellissimo: Стиль в большом городе. — 2017. — Май. — С. 16.

р12082.3 опи

Краюшкина, Е. «Хохломское цветение»: состоялась презентация новой летней лимитированной серии модных аксессуаров // Столица Нижний. — 2018. — № 6. — С. 84-86.

р12702.3 опи

Людмила Кирикова, художник-модельер, член Союза дизайнеров СССР: [интервью с Л. Кириковой и М. Засыпкиным, нижегородскими дизайнерами] / Л. Кирикова, М. Засыпкин; беседовал С. Костенко // Bellissimo: Стиль в большом городе. — 2015. — Октябрь. — С. 50-51.

р12082.3 опи

Минская, Е. Русские гулянья: хохлома представила новую лимитированную коллекцию // Столица Нижний. — 2018. — № 11. — С. 80-82.

р12702.3 опи

Нагорная, Э. Л. «Лизонька»: «Золотая хохлома» представила уникальную коллекцию сумок, аксессуаров, матрешек и детской мебели // Столица Нижний. — 2017. — № 5. — С. 82-84.

р12702.3 опи

 

Виолетта Лангас

Менять мир через одежду, преображать людей, дарить радость, видеть реальный результат своей работы…

Виолетта Лангас

Виолетта Лангас — художник и дизайнер, участник российских и международных выставок. Член Союза дизайнеров России. Призер конкурса профессиональных модельеров «Платье года», дипломант конкурса модельеров «Золотой подиум». Победитель регионального фэшн-фестиваля Matryoshka Fashion Week.

Рис. 20. Виолетта Лангас.

Рис. 20. Виолетта Лангас.

Впервые в жизни Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина на Историко-литературном фестивале «Читай Горький» прошел показ коллекции «Шелест страниц» нижегородского модельера Виолетты Лангас. Коллекция органично смотрелась в интерьерах библиотеки.

 

Литература:

Лангас, В. Авторская одежда // Столица Нижний. — 2019. — № 4. — С. 34-35.

р12702.3 опи

Лангас, В. [Интервью с В. Лангас, нижегородским дизайнером] / В. Лангас, С. Костенко  // Bellissimo. — 2015. — Октябрь. — С. 54-55.

р12082.3 опи

Лангас, В. Графика ощущений Ветки Лангас / В. Лангас; Ю. Кубарева // Досуг в Нижнем. — 2011. — № 5. — С. 10-14.

р12630.2. опи

Широкий спектр народных промыслов, существовавших на территории нашего региона, послужил почвой для создания уникального аутентичного нижегородского продукта. Традиционные мотивы народного костюма в настоящее время успешно сочетаются с новейшими модными тенденциями. По словам известного нижегородского модельера Ольги Рыхловой: «Современная задача — интегрировать старинные технологии в новые современные реалии и создать новые продукты, которые будут интересны современникам».

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!