Илья Ильф, Евгений Петров «ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ»

95 лет назад, в 1928 году, в печать вышел сатирический роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Его публикация началась в январском номере журнала «Тридцать дней» и продолжалась вплоть до июля. А затем, в июле 1928 года, роман был опубликован отдельной книгой в издательстве «Земля и фабрика». Уже через год роман был переиздан, а также опубликован во Франции на французском языке.

Идея романа принадлежала известному советскому писателю Валентину Катаеву (об этом он пишет в своей книге «Алмазный венец»). В. Катаев предложил своему брату Евгению Катаеву (Евгений Петров) и другу Иехииелу-Лейбу Файнзильбергу (Илья Ильф) написать роман о поиске бриллиантов, спрятанных в стульях. Молодые литераторы отнеслись к заданию серьезно, работали много и сообща. Изначально Валентин Катаев хотел сам участвовать в написании книги, но уехал в Крым и не смог помогать коллегам. Через месяц выяснилось, что Ильф и Петров успешно справляются без помощи мастера. Катаев переписал договор с издательством, отказавшись от авторства, и оставил начинающим писателям два обязательных условия: в посвящении к роману должно быть его имя, а после публикации авторы должны подарить ему золотой портсигар.

Изначально роль Остапа Бендера в романе была незначительной. Великий комбинатор был задуман как эпизодический персонаж, главная роль отдавалась Воробьянинову. Но, работая над текстом, Ильф и Петров замечали, что Остап всё настойчивее выходит на первый план: «К концу романа мы обращались с ним как с живым человеком и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу». Мало кто знает, что у Остапа Бендера был реальный прототип – инспектор одесского уголовного розыска Остап Шор, жизнь которого сложилась не менее захватывающе, нежели у его литературного собрата. Прототипом же места действия, которое разворачивается в вымышленном городе Старгород, послужил городок в Луганской области – Старобельск. Бывшие там по служебным делам Ильф и Петров перенесли в свой роман многие детали из местной жизни. В 2008 году в этом городе был установлен памятник Остапу Бендеру, беседующему с беспризорником. Интересно, что решение о смерти героя для авторов было случайным – они просто положили две бумажки с вариантами окончания романа в сахарницу и провели жеребьевку. Позже Ильф и Петров признавались, что такое решение было незрелым, поэтому в «Золотом теленке» – романе-продолжении – Остапа Бендера воскресили.

Роман «12 стульев» со временем стал самым цитируемым в нашей стране: «утром деньги – вечером стулья», «заграница нам поможет», «мы чужие на этом празднике жизни», «гигант мысли», «дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих» и так далее. Нарицательными до сих пор остаются и его герои: Остап Бендер, мадам Грицацуева, Эллочка-людоедка, Ляпис-Трубецкой. Также в самом произведении множество отсылок к российской и зарубежной литературе. Сюжетом роман и вовсе обязан произведению А.К. Дойля «Шесть Наполеонов». Когда книга вышла в свет, друзья Ильфа и Петрова подарили им коробку с шестью пирожными «Наполеон» в качестве символа.

Сатирическое произведение не сразу стало популярным, сначала критики относились к нему крайне сдержанно, в 1948 году роман и вовсе был запрещен из-за советской цензуры. Однако с каждым десятилетием интерес к роману рос, за все время было снято более 20 экранизаций в различных странах. В Советском Союзе книгу экранизировали дважды: в 1971 году – Леонид Гайдай и в 1976 – Марк Захаров.

«Скажу по чести, Киса, я не знаю всего того, что с нами случится завтра, но бессмертие я вам гарантирую. Пройдут годы, Киса, а они пройдут, многое забудется, но благодарные потомки никогда не забудут…».  Остап Бендер был прав: вот уже почти столетие герои романа Ильфа и Петрова вызывают у читателей искренний восторг и безудержный смех, а крылатые фразы давно ушли в народ.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!