«ГЛАВНЫЙ БАСНОПИСЕЦ СВОЕЙ ЗЕМЛИ»

«Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев» (А.С. Пушкин)

215 лет назад – 8 марта 1809 года увидела свет первая книга басен русского писателя Ивана Андреевича Крылова. Тоненькая книжка была напечатана очень скромно, на голубоватой бумаге, без всяких украшений. Издание включало 23 басни, тираж составлял всего 1200 экземпляров. Сборник разошелся мгновенно и принес Крылову славу лучшего русского баснописца.

Сейчас это – одна из редчайших русских книг. Исследователь жизни и творчества Крылова В. Кеневич писал: «Единственный экземпляр, бывший у меня в руках, находится в имп. Публичной библиотеке (ныне Государственная Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). На заглавном листе его карандашом сделана надпись: «Нет. Нет в продаже, нет в Академии и трудно где-либо отыскать». Возможно, что сейчас уже найдены другие экземпляры этой действительно редчайшей книги, однако в марте 1958 года ее не было в наличии в Отделе редких книг Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина» (источник: Смирнов-Сокольский Н.П. Рассказы о книгах. М.: Книга, 1983).

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году в семье армейского офицера Андрея Прохоровича Крылова. В 1773 году капитан А.П. Крылов был послан в войска для защиты Яицкого городка (ныне Уральск, Западный Казахстан) от бунтовщиков-пугачёвцев. А маленький Ваня с мамой Марией Алексеевной находились в это время в Оренбурге, осаждённом пугачёвскими войсками. Позднее в бумагах Пугачёва были найдены списки людей, которых он приказал повесить. В их числе были жена капитана Крылова и его сын.

Когда Андрей Прохорович вышел в отставку, семья переехала в Тверь, где Крылова-старшего назначили председателем магистрата. Спокойная жизнь длилась недолго, после смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Бедность не позволила Ивану Андреевичу получить полноценное образование, и грамоту он постигал по отцовским книгам, а французский язык – благодаря занятиям в семьях состоятельных соседей.

Первая проба пера состоялась в 1784 году. Тогда Крылов написал оперное либретто «Кофейница». Потом были трагедии «Клеопатра» и «Филомела», а также комическая опера «Бешеная семья». Стремительно развивается сатирический дар автора. В 1789 году Крылов выпускает журнал «Почта духов», где жестко критикует общественные пороки. Когда, спустя 8 месяцев, журнал «Почта духов» был закрыт, Иван Андреевич с друзьями стал выпускать журнал «Зритель», сразу ставший популярным. В нём можно было прочитать описание состояния русской сцены, анализ репертуара и актёрского исполнения, а также любопытные заметки о поведении зрителей во время представления и театральном быте. По сути это было началом русской театральной критики.

Настоящий успех к Крылову-драматургу пришел в 1806 году. Его пьесы «Модная лавка» (1806 год) и «Урок дочкам» (1807 год) пользовались огромным успехом у публики. Ценители театра ожидали от него новых пьес, но он решил пойти по другому пути.

Первые басни Крылова – «Стыдливый игрок», «Павлин и Соловей» – были напечатаны еще в 1788 году в журнале «Утренние часы». Но эти произведения ещё ничем не напоминали басни «дедушки Крылова». Сначала в творчестве Ивана Крылова преобладали переводы или переложения басен Лафонтена («Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягнёнок»). Но, даже заимствуя сюжет, Крылов создавал своё, оригинальное произведение, русское по духу.  В 1805 году Крылов показал Ивану Ивановичу Дмитриеву, известному баснописцу той эпохи, свои переводы басен Лафонтена. И Дмитриев даже обрадовался появлению конкурента, сказав, что тот наконец-то нашел «истинный род» занятий.

Всего Крылов написал 236 басен, которые вошли в девять прижизненных сборников. Предметом сатиры его текстов были политические события и устои общественной жизни. Крылов смеялся над спесью, увлечением всем иностранным, над уродливым воспитанием, расточительностью, непрактичностью и многим другим.

Писатель, библиофил, библиограф и историк книги Н.П. Смирнов-Сокольский в своих «Рассказах о книгах» говорит о том, как грамотно и вдумчиво Иван Андреевич организовал, выражаясь современным языком, пиар-компанию своих басен: «Подошел он к этому важнейшему событию своей жизни обдуманно и осторожно. Все басни Крылов не только предварительно напечатал в «Драматическом вестнике», но и неоднократно читал их вслух в различных литературных салонах, в гостиных влиятельных лиц, в литературных кружках самых различных направлений. Обладая актерскими способностями, Иван Андреевич читал свои басни с удивительным мастерством и неизменно имел огромный успех».

В обществе Ивана Андреевича Крылова было занимательно и интересно. Один из современников оставил такое свидетельство о Крылове: «Впечатление, производимое его коротенькими творениями, было неимоверно: часто не находилось места в зале, гости толпились около поэта, становились на стулья, столы и окна, чтобы не проронить ни одного слова».

В кругу друзей Иван Крылов получил прозвище «Соловей». Но одновременно с этим в глазах современников Крылов представал ленивым лежебокой, лукавым обжорой и обаятельным неряхой. По словам исследователей его творчества, Крылов сам же и создавал такое мнение о себе. По его мнению, образ простака «…сразу настраивает аудиторию на добродушный лад, на улыбку. Опасный внутренний смысл каждой басни прячется еще глубже от людей, от которых надо его прятать» (Н.П. Смирнов-Сокольский «Рассказы о книгах»).

Еще при жизни Иван Андреевич стал героем анекдотов. Рассказывают, что однажды Ивана Андреевича пригласили на маскарад. Это событие привело баснописца в мрачное расположение духа. «Не знаю, в какое платье облачиться», – пожаловался Крылов одной знакомой даме. «А вы бы помылись, побрились, оделись бы чистенько, вас никто бы не узнал», – не задумываясь, ответила та.

Иван Андреевич Крылов был необычайно одарённым человеком. Ему было за пятьдесят, когда он на спор с Н.И. Гнедичем за два года без чьей-либо помощи овладел древнегреческим языком. Кроме этого, он был прекрасным скрипачом, увлекался рисованием и математикой.

Велики заслуги Крылова в библиотечном деле. В 1812 году он поступил на службу в Публичную библиотеку на должность помощника библиотекаря. Рядом с Иваном Андреевичем тогда трудились переводчик «Илиады» Гомера поэт Н.И. Гнедич, знаток славянской филологии А.Х. Востоков, переводчик «Ифигении» и «Федры» Ж. Расина М.Е. Лобанов, романист и драматург М.Н. Загоскин, поэт барон А.А. Дельвиг.

Ивану Андреевичу нравилось работать в библиотеке. Сначала он служил там в качестве помощника библиотекаря, затем – библиотекаря и заведующего Русским отделением. На него была возложена задача создать фонд отечественной литературы. Иван Андреевич сам занимался комплектованием. И если в 1808 году в библиотеке имелось лишь 4 книги на русском языке, то в 1829 году фонд отечественной литературы составлял 10 006 русских книг, не считая дублетов, а к марту 1836 года в Русском отделении хранилось уже более 26 000 томов и 10 000 томов дублетов. С первых лет службы и до конца 1820-х Иван Андреевич сам описывал поступающие в библиотеку книги на карточках, сведения с которых переносились писцами в каталожные книги. Он впервые ввёл описание книг под коллективным автором. И первым в истории библиотечного дела на практике применил систему шифровки книг «с одновременным проставлением шифров в каталоге, связывая местонахождение книги с каталогом».

Иван Андреевич Крылов скоропостижно скончался от пневмонии 21 ноября (по старому стилю – 9 ноября) 1844 года и был похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге. Последнее прижизненное издание И.А. Крылова содержит 197 басен. Выход книги писатель «приурочил» ко дню своей смерти. Приглашение на похороны поэта его друзья и знакомые получали вместе с этой книгой басен. На титуле книг значилось: «Приношение. На память об Иване Андреевиче Крылове. По его желанию».

Несмотря на жгучую сатиру своих басен, Крылову удалось избежать опалы сразу при трех самодержцах, в эпоху правления которых он жил. Мало того, сразу же после смерти Ивана Андреевича император Николай I дал разрешение на сооружение памятника великому баснописцу. Хотя в ту эпоху было принято ставить памятник лишь спустя 50 лет после смерти человека. Исключение было сделано лишь для Николая Михайловича Карамзина, Гавриила Романовича Державина и Ивана Андреевича Крылова.

Басни Крылова до сих пор не теряют своей актуальности. Это не просто набор развлекательных стихов, а уроки мудрости и нравственности, которые помогают нам стать лучше. Многие выражения баснописца прочно вошли в наш разговорный язык. Кто из нас хоть раз в жизни не произносил: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «Как Белка в колесе», «А воз и ныне там», «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»? Читаешь творения баснописца и понимаешь, что за все эти годы мы не слишком-то изменились.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!