Гарриет Бичер-Стоу «ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА»

«Из-за книжки этой маленькой женщины и разразилась Гражданская война» (президент США Авраам Линкольн).

172 года назад – 5 июня 1851 года – в США начал печататься роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

Гарриет Бичер-Стоу родилась в семье проповедника и долгое время работала учительницей в школе для девочек. Трудиться она начала в 14 лет, преподавая латынь и теологию. Она рано потеряла мать, именно поэтому ей были особенно близки страдания рабынь, которых разлучают с маленькими детьми. Все оттенки их чувств она позже отразила в своих книгах.

К сорока годам автор выпустила учебник по географии и множество рассказов. Однажды после поездки по южным штатам во время воскресного богослужения Бичер-Стоу посетило видение: она представила, как жестокий надсмотрщик избивает пожилого негра-раба, а несчастный в этот момент молится о прощении своего мучителя. Женщина тогда с трудом сдержалась, чтобы не расплакаться прямо в церкви, а придя домой, описала всё увиденное на бумаге и прочитала своему мужу. Тот выслушал и посоветовал «расширить» историю. Вскоре эпизод смерти героя начал «обрастать» деталями и подробностями, в конце концов превратившись в роман.

Роман публиковался в течение 10 месяцев в вашингтонском еженедельнике «Национальная эра» (National Era) – главном пропагандистском органе противников рабства. «Миссис Стоу наконец завершила великое дело. Мы не помним произведения американского литератора, возбудившего более широкий и глубокий интерес», – подвел итог редактор журнала.

В 1852 году книга вышла отдельным изданием и произвела фурор в стране. С апреля по декабрь 1852 года книга «Хижина дяди Тома» была выпущена в 12 изданиях, а за год было напечатано около 300 тысяч экземпляров, что для тех времен было неслыханно огромным количеством. На русском языке в переводе Александры Анненской роман впервые был напечатан в 1857 году в качестве приложения к «Русскому вестнику» Каткова.

В это же время у Бичер-Стоу появилось множество недоброжелателей, которые обвиняли ее роман в недостоверности. В ответ Гарриет в 1853 году написала ответ «Ключ к хижине дяди Тома», где приводились свидетельства того, что роман основан на реальных событиях.

Спустя 10 лет после публикации первой главы романа в Америке началась Гражданская война, которая закончилась отменой рабства. Многие высказывали мнение, что «Хижина дяди Тома» стала мощным пропагандистским орудием и в чём-то даже подтолкнула население к тому, чтобы сражаться за права притеснённых.

После гражданской войны Харриет начала защищать права замужних женщин. Она сравнивала положение замужней женщины с женщиной-рабыней, указав, что ни одна из них не может иметь собственность, хранить деньги или иметь какие-либо законные права вообще. В конечном итоге она добилась того, чтобы утвердить законопроект, который дал права собственности замужним женщинам.

На территории США к югу от Пенсильвании роман был запрещен, и в 1857 году некий гражданин штата Мэриленд был приговорен к 10 годам тюрьмы за то, что хранил сказание про дядю Тома в своем доме.

В 1853 году книга о жизни дяди Тома чуть было не попала в список запрещенной Ватиканом литературы. Был даже начат процесс по делу романа по донесению инквизитора, который изъял книгу как иностранное сочинение, ввезенное в Ватикан контрабандой.

В октябре 2006 года в США появилась книга «101 самая влиятельная несуществующая личность» о литературных персонажах, сыгравших значительную роль в истории человечества. Одиннадцатое место в этом списке занимает дядя Том.

Последние годы жизни Бичер-Стоу провела в добровольном одиночестве на своей вилле во Флориде. В старости она страдала от болезни Альцгеймера, которая отрицательно повлияла на ее память. Умерла писательница в США 1 июля 1896 г. в Брансуике, штат Мэн, где была написана «Хижина дяди Тома».

В наше время почему-то принято считать, что роман «Хижина дяди Тома» – произведение для детей, несмотря на то, что оно затрагивает совсем недетские проблемы. Почему спустя столько лет эта книга еще популярна? Может потому, что Гарриет Бичер-Стоу своим романом утверждает, что любовь есть, и эта любовь спасет мир? Что вопросы расы, этноса, национальности – это не главное, поскольку человека характеризуют не эти категории, а его моральный облик, конкретные поступки и жизненные ситуации, которые формируют в человеке человека?

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!