ЧАЙНЫЕ ИСТОРИИ

Ежегодно 15 декабря отмечается День чая – праздник одного из древнейших и полезнейших напитков на Земле.

В этот день в 1773 году была принята Мировая Декларация Прав работников чайной индустрии, и после обсуждений данного вопроса на Всемирном общественном форуме в 2004 году в Мумбае (Индия) и в 2005 году в Порте Аллегре (Бразилия), было решено отмечать праздник именно 15 декабря.

Естественно, что День чая отмечают в основном страны, где производство чая занимает одно их главных мест, – Индия, Шри Ланка, Бангладеш, Непал, Китай, Вьетнам, Индонезия, Кения, Малайзия, Уганда, Танзания.

Считается, что чай, как напиток, был открыт вторым императором Китая Шеном Нунгом примерно в 2737 году до н.э., когда император опустил листочки чайного дерева в чашку с горячей водой.

До установления торговых отношений России с Китаем чай везли через Монголию и Среднюю Азию на Урал и в Нерчинский округ (в настоящее время – Забайкальский край). В 1727 году Россия с Китаем заключили Кяхтинский договор, по которому были учреждены пункты русско-китайского пограничного товарообмена на речках Кяхта и Аргунь. Первый из них стал основным по торговле чаем и сыграл немалую роль в установлении политических и экономических связей с Китаем. По караванному чайному тракту Ханькоу – Урга – Кяхта восточный товар доставляли специальные купеческие гильдии. Родились первые русские чайные компании, наладившие собственный транспорт через Сибирь. Великий чайный путь из Китая в Россию тянулся более чем на 10 000 километров, преимущественно по суше. Часть его пролегала по пустыне Гоби, по которой шли караваны верблюдов, груженные цыбиками (цибиками) – чайными ящиками, сплетенными из камыша или тростника и выложенными изнутри мягкой бумагой или бамбуковыми листьями. В то время каждый цыбик весил 40-45 кг. Позднее, вплоть до 50-х годов XX века, цыбиками стали называть упаковки в 50 и 100 граммов.

В начале ХХ века Россия окончательно заявила о себе как о «чайным государстве». Караваны с чаем поступали на Нижегородскую ярмарку, а уже дальше он развозился по всей стране. Получается, что нижегородцы имели возможность первыми попробовать напиток.

На Нижегородской ярмарке – центре внутренней российской торговли – для торговли чаем существовал отдельный павильон. Чайный рынок задавал тон всей ярмарке: ярмарка до тех пор не развертывалась в своих делах, пока на чайном рынке не определилось окончательно положение дел. «Чайники» были самым солидным и богатым сословием среди купцов. Чайные склады располагались за Сибирской пристанью. Здесь на открытом воздухе, покрытые брезентами, находились целые горы чайных цыбиков – так называемые «бунты». Увидел огромную пирамиду из цыбиков – знай, доставили чай «свежего привоза» – чай шёл больше года и никакого «чая этого года» не было. Был лишь чай, привезённый только что – вот его и называли «чай свежего привоза». Что раньше завезли – было уже не свежим.

Здесь же, около рогожных домиков, сидели и так называемые пробовальщики; их дело, за которое они получали большие деньги, заключалась в определении достоинства чая на вкус. Особенно тонко определявшие достоинства чаёв пробовальщики пользовались известностью и получали огромные оклады, некоторые из них наживали состояния и сами впоследствии делались крупными чайными торговцами.

Чаепитие было настоящим ритуалом не только в тех странах, где чай выращивали, но и в России. Посиделки за чашкой чая стали настоящим образом жизни, особенно их любили купцы. В историческом очерке о Нижегородской ярмарке историк Н. Боголюбов писал: «…за чашкою чая, который, благодаря изобилию, истребляется немилосердно, либо за порцией стерлядки или солянки, устанавливаются цены товарам на целый год и совершаются все важнейшие торговые дела». Так и прозвали нижегородцев водохлёбами или чаёвниками.

В купеческом Нижнем чай распивали неспешно, из блюдечка, сидя у самовара. В классической литературе можно встретить выражение «откушать чаю», ведь к напитку обычно накрывали богатый стол с фруктами, орехами и разными сладостями. Нижегородский писатель Андрей Мельников-Печерский в романах «В лесах» и «На горах» в деталях описывал русский быт и культуру XIX века. Затронул он и тему гастрономии. Из романа «В лесах» можно узнать, что лакомства к чаю назывались «заедками».

Путешественник маркиз Астольф де Кюстин в своих путевых заметках о России (а Нижегородская ярмарка была обязательным местом для посещения) отмечал: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нём пьют».

Послушайте, как красиво описал чаепитие китайский поэт VIII века Лю Тун в стихотворении «Семь чашек чая»:

«Первая чашка увлажняет мои уста и горло.
Вторая чашка разбивает мое одиночество.
Третья чашка находит в моем мозгу пять тысяч томов нелепых иероглифов.
Четвертая чашка вызывает испарину – все плохое из жизни выходит через мои поры.
На пятой чашке я очищен.
Шестая зовет меня вверх в царство бессмертных.
Седьмая чашка – и я улетаю на дуновении свежего ветра!»

Лучше и не скажешь!

Наверное, самое время открыть цыбик с чаем, вдохнуть аромат чайного листа, заварить чай так, как вы любите, разлить по красивым чашкам и «улететь на дуновении свежего ветра».

С праздником!

Мы ждем вас в секторе обменно-резервного фонда, где вы можете стать счастливыми обладателями книг о чае, чаепитии и чайных «заедках».

1
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!