ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО

 «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной»

Николай Островский

 

90 лет назад – весной 1934 года в журнале «Молодая гвардия» началась публикация романа Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь», ставшего самым издаваемым произведением советской литературы за 1918-1986 годы. К 1991 году книгу переиздавали 773 раза, общий тираж составил 52 миллиона экземпляров. Роман был переведен более чем на 100 языков. В голодном и холодном блокадном Ленинграде в 1942 году книга Островского была напечатана вручную, 10-тысячный тираж был распродан за 2 часа!

Писатель Борис Полевой вспоминал, как во время обороны Сталинграда заглянул ночью в расположение одного из передовых батальонов. Бойцы собрались у костра: «Все слушали, сидя в напряженных позах, стараясь не пропустить ни одного слова. Читали роман «Как закалялась сталь». Когда разговорились, бойцы пожаловались, что книга эта одна на весь полк. Для удобства чтения ее разорвали на несколько частей и в редкие часы боевого отдыха читали, передавая друг другу листы по мере прочтения».

Главный герой книги – Павел Корчагин – стал портретом молодого революционного поколения и примером несгибаемого мужества в борьбе с судьбой. А ведь его история – во многом биография самого писателя.

Николай Алексеевич Островский родился в 1904 г. на Волыни (Украина) в семье потомственного военного. Мать с четырьмя детьми жила в провинциальном городке Шепетовке очень бедно. Образование Николая Островского – двухклассное училище. Чтобы помогать семье он работал с 12 лет.

Во время гражданской войны Николай работал в депо и принимал активное участие в большевистском подполье. Летом 1919 года Островский вступил в комсомол. И тогда же, в неполные 15 лет, добровольцем отправился на фронт, в бригаду легендарного Григория Котовского, где через год получил тяжелое ранение и демобилизовался.

В 1921 году Николай Островский уехал в Киев, поступил в электротехническое училище, работал помощником электромонтера и служил секретарем в комсомольской организации. Он перенес брюшной тиф, когда работал на строительстве железной дороги под Киевом. За тифом последовали несколько мучительных простуд, которые сильно подорвали его здоровье.

В 1922 году Островского в числе других комсомольцев Киева мобилизовали спасать от ледохода лесосплав на Днепре. Он вновь сильно простудился и получил осложнение на суставы. Однако раньше срока покинул больницу и уехал домой, в Шепетовку. Врачебная комиссия постановила дать ему инвалидность, а ведь будущему писателю было всего 18 лет. Он продолжил работать: служил помощником электромонтера, а когда вступил в Коммунистическую партию – занимался политработой и руководил комсомольцами. Островскому было тяжело ходить, передвигался он с помощью костылей. Болезнь прогрессировала, лечение и операции приносили лишь временное облегчение.

Первые литературные задумки у Островского появились в начале 1920-х годов. Но начал писать он гораздо позже, осенью 1927 года. Писатель работал над повестью о бригаде Григория Котовского, во многом автобиографической. Законченную повесть он отослал товарищам по службе, но рукопись затерялась при обратной пересылке. Это был единственный экземпляр, произведение так и не опубликовали.

В 1927-1928 гг. Островский начал писать книгу о пережитом. Теряя зрение, сначала писал, используя «транспарант» (папку с прорезями), затем диктовал. Конечно, в работе с книгой, в редактировании текста ему помогали профессиональные журналисты и самый близкий человек – жена. Но анализ сохранившихся рукописей опровергает версию, что создавал книгу не сам Островский – стиль автора, почерк (пока сам мог писать) – всё подтверждает авторство. Так что недоброжелательные версии, выдвигаемые в 90-е годы, беспочвенны.

К середине 1932 года роман был окончен, рукопись отправили в журнал «Молодая гвардия». В ответ Островский получил разгромную рецензию, будто в его книге «выведенные типы нереальны».

Когда, несмотря на трудности, первая часть романа была все-таки издана, то к полному удивлению издателей, тираж разлетелся мгновенно. В библиотеках за романом выстраивались огромные очереди.

Литературные критики поначалу не проявили к книге интереса, не было отзывов в прессе, а Харьковское областное Управление по делам литературы и издательств при Облисполкоме (Обллит) вообще назвало роман «Как закалялась сталь» антисоветским и потребовало его «Немедленно изъять».

Вторая часть романа была издана в 1934 году, и тогда же обе части романа были выпущены одной книгой.

Популярность произведению принесла публикация журналиста Михаила Кольцова: в 1935 году очерк «Мужество» прославил Н.А. Островского на всю страну. Писатель выступал на радио, переписывался с читателями, работал над сценарием для экранизации книги. Ему вручили орден Ленина – высшую правительственную награду СССР и дали квартиру в столице.

В 1936 году Островский начал работу над романом «Рожденные бурей», хотя его здоровье ухудшилось, и врачи запрещали работать. Закончить произведение он не успел: написал только одну часть из трех задуманных. Ее издали, когда Островского уже не стало.

Роман «Как закалялась сталь» 3 раза экранизировался в нашей стране – в 1942, 1956 и 1974 годах. В роли Павки Корчагина снимались соответственно Владимир Перист-Петренко (сразу после съёмок ушёл на фронт и погиб), Василий Лановой и Владимир Конкин. В 1988 фильм снимали в Югославии, но об этой экранизации известно мало. В 1999 г. – экранизация в Китае. Кстати, в Китае только за последние 15 лет роман о Корчагине издали больше 20 раз, и для большинства китайцев Павка – литературный герой № 1. В этой стране книгу Николая Островского до сих пор читают десятки миллионов.

Читают ли Островского сегодня в нашей стране? Судя по локальным исследованиям библиотек и отзывам покупателей книжных интернет-магазинов – читают. Страна не может жить без подвигов и без героев-Корчагиных. «Как закалялась сталь» – это книга о Настоящей Жизни и о Настоящих Людях. Именно так – с большой буквы. И еще – о товариществе, о чести, сознательности, порядочности. Возможно, прочитав роман, человек поймет для себя что-то очень важное. Проникнется духом того времени и станет пусть чуть-чуть, но лучше – добрее, честнее, мужественнее. И захочет стать Настоящим Человеком.

Французский писатель, Лауреат Нобелевской премии Андре Жид оставил свои записи о встрече с Островским незадолго до его кончины: «Я не могу говорить об Островском, не испытывая чувства глубочайшего уважения. Если бы мы были не в СССР», я бы сказал: «Это святой». А английский историк Д. Линдсей утверждал: «В его книге нет ни одной фальшивой ноты. Она заставляет гордиться званием человека».

 

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!