ДМИТРИЙ ИСИДОРОВИЧ МИТРОХИН, художник, график, книжный иллюстратор

«Мне хотелось бы создать рисунки законченные, как кристаллы, а главное — живые» (Д.И. Митрохин).

15 мая исполняется 140 лет (1883-1973) со дня рождения Дмитрия Исидоровича Митрохина – русского и советского графика, мастера станковой гравюры, офорта и литографии; автора множества книжных иллюстраций в жанре камерного натюрморта.

Будущий художник родился в городе Ейске Краснодарского края. Дед – городской глава, организовал первую типографию в городе. Мальчик рос в атмосфере книг и наблюдений, прогулок и неспешных бесед. Далекий от шумных столиц провинциальный городок оставил глубокий след в сердце будущей звезды русской графики, который впоследствии «так искренно, так нежно» воспевал край своего детства – ейские бережки и лодки. Кто бы еще мог так по-южному с удовольствием писать фрукты и орехи, цветы и огороды!

Окончив Ейское реальное училище (1902), Митрохин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были А.М. Васнецов и А.С. Степанов. В 1904 году перешёл в Строгановское училище.

В советском искусстве Митрохин – единственный график, который получил широкую известность в России ещё в дореволюционные годы. Он много работал над книжной обложкой, украшал страницы журналов «Аполлон» и «Лукоморье» виньетками и заголовками-заставками, пробовал свои силы в цветной гравюре на линолеуме, но наиболее полно выразил себя в серии нарядных детских книжек издательства И. Кнебеля.

Дмитрий Исидорович занимался оформлением не только произведений художественной литературы, но и учебников по арифметике, медицине, пособий по сельскому хозяйству. В этом состоял принципиальный взгляд Митрохина: любая книга, считал он, независимо от характера и назначения, может и должна быть оформлена художником.

Художник сотрудничал с издательствами «И.Н. Кнебель», «М. и С. Сабашниковы», «Голике и Вильборг», оформил книги «Маленький Мук» В. Гауфа (1912), «Роланд-оруженосец» и «Кубок» В.А. Жуковского, «Баржа» Р. Густафсона (1913). Уже к середине 1910-х он имел репутацию одного из лучших мастеров книжного искусства.

Графика Митрохина не исчерпывается книгой. Он много работал с журналами «Аполлон» и «Сатирикон», занимался разработкой декоративного шрифта, к 10-летнему юбилею Октябрьской революции создал «Октябрьскую азбуку», нарисовал десятки издательских марок, эмблем, торговых марок и этикеток, придумал более сорока экслибрисов.

После революции работал хранителем и заведующим Отделением гравюр и рисунков Русского музея в Петрограде (1918–1923). С 1923 начал заниматься ксилографией, с 1927 – гравюрой резцом и сухой иглой. Продолжал много работать в области книжной иллюстрации для издательств Наркомпроса, «Земля и фабрика», «Красная новь», Academia, «Гослитиздат», «Детгиз». Оформил книги «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1919), «Золотой Жук» Э.А. По (1922), собрание сочинений Н.В. Гоголя (1930), «Эфиопика» Гелиодора (1932), «Комедии» Аристофана и многие другие.

В 1941 г. Д.И. Митрохин вступил в Народное ополчение, в 1942 был эвакуирован в Алма-Ату. С 1944 жил в Москве, на Беговой улице. Последние годы жизни тяжело болел, но продолжал много работать, создавая небольшие односеансные натюрморты. В 1963 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась персональная выставка Митрохина.

Художественное наследие мастера чрезвычайно велико. Его работы представлены в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Российской национальной библиотеке, музеях республик Карелия, Удмуртия, Чувашия, Коми, многих частных собраниях и галереях.

 «Когда меня спрашивают о том, какие из своих работ я ценю более всего, я обычно отвечаю: те, что будут сделаны завтра. Потому что работа всей жизни – подготовка к тому, что сделаешь завтра» (Д.И. Митрохин).

1 2 3 4 5
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!