«ВЫВОЗ МУСОРА» Информационный листок (по состоянию законодательства РФ на 20.03.2020 г.)

Производство товаров, работ и услуг, а также их последующее потребление влечет за собой образование отходов. В настоящее время вопрос вывоза мусора вышел далеко за пределы простого похода гражданина с ведром до мусорного бака. Вывоз мусора –– это полноценная коммунальная услуга, от качества предоставления которой напрямую зависит как комфорт жизнедеятельности гражданина, так и сохранность окружающей среды.

В информационном листке отражены основные вопросы правового регулирования оказания потребителям коммунальной услуги по вывозу мусора –– т.е. основные вопросы взаимодействия гражданина и организации, оказывающей подобные услуги. Вопросы утилизации и захоронения отходов будут рассмотрены отдельно в другом информационном листке. Информация, изложенная ниже, представляет интерес для всех граждан, желающих узнать больше об основах правового регулирования оказания коммунальной услуги по вывозу мусора.

Во-первых, рассмотрим понятия, с которыми сталкивается потребитель в ходе оказания ему услуги по вывозу мусора. Отходы имеют сложную классификацию, однако, потребитель чаще всего имеет дело с двумя понятиями –– это «ТБО» (твердые бытовые отходы) и «ТКО» (твердые коммунальные отходы).

Твердые бытовые отходы –– отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода. Иначе говоря, это привычный нам мусор биологического (кожура овощей и фруктов, кости животных и т.п.) и небиологического (пластик, стекло, металл и т.п.) происхождения. Такой мусор может образовываться в жилых зданиях, а также в административных зданиях, учреждениях и предприятиях общественного назначения.

Твердые коммунальные отходы –– отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Отличие между этими понятиями заключается в том, что второе намного шире первого. В него входит не только мусор, которые образуется в квартирах граждан, но также и мусор, который вырабатывают организации в процессе своей деятельности. В настоящее время повсеместно применяется термин «твердые коммунальные отходы», в связи с чем далее по тексту мы также будем придерживаться именно этого термина.

Во-вторых, определимся с тем, кто занимается вопросами вывоза и утилизации мусора. Данные услуги для граждан, как правило, оказываются региональным оператором –– специальной организацией, обладающей лицензией на соответствующий вид деятельности. Перечень региональных операторов в Нижегородской области доступен на сайте Государственной жилищной инспекции Нижегородской области[i].

Существуют три способа взаимодействия потребителя и регионального оператора:

  1. заключение договора с региональным оператором гражданином непосредственно (наиболее характерно для граждан, проживающих в частных домах);
  2. заключение договора с региональным оператором управляющей компанией, оказывающей услуги гражданину (наиболее часто встречающийся вариант);
  3. заключение договора с региональным оператором на основании решения общего собрания жильцом многоквартирного дома (актуально для ТСЖ и ТСН).

Основной обязанностью регионального оператора является надлежащее оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО. Законом установлены критерии, связанные с оказанием услуги по вывозу ТКО. В частности, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10). Также п. 17 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее –– Правила) установлена периодичность вывоза ТКО. В холодное время года (при среднесуточной температуре + 5°C и ниже) ТКО вывозится не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) –– ежедневно. Допустимое отклонение сроков: в течение месяца не более 72 часов суммарно, в холодное время года не более 48 часов единовременно, в теплое время года не более 24 часов единовременно.

В свою очередь у потребителя существуют следующие обязанности: своевременно оплачивать коммунальную услугу, информировать аварийно-диспетчерскую службу о неисправностях, пожарах, авариях, нарушении качества услуги, информировать исполнителя об увеличении/уменьшении проживающих (в том числе временно) в жилом помещении.

В-третьих, рассмотрим вопросы, связанные с оплатой коммунальной услуги по вывозу мусора. Услуга по обработке и вывозу ТКО осуществляется на возмездной основе и оплачивается потребителем ежемесячно. Плата за вывоз ТКО определяется на основании следующих критериев:

  • тариф, утвержденный региональной службой по тарифам (зависит от района города или области, который обслуживает тот или иной региональный оператор)[ii];
  • площадь жилого помещения (для многоквартирных домов) или количество зарегистрированных граждан (для частных домов);
  • норматив накопления ТКО[iii].

Формула по расчету платы за обращение с ТКО выглядит следующим образом: ((тариф, установленный для определенной зоны × норматив накопления ТКО) / 12 месяцев) × либо на площадь жилого помещения в многоквартирном доме, либо на количество зарегистрированных граждан для частных домов.

На основании Указа Губернатора Нижегородской области № 178 от 26.12.2018 г. установлены льготы для граждан, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а также для одиноко проживающих пенсионеров, чей доход ниже 21 674 рублей. Для таких категорий граждан используется понижающий коэффициент при расчете платы за оказание услуги по обращению с ТКО в размере 0,5 к цене услуги.

Отдельные категории граждан (граждане, подвергшиеся воздействию радиации; инвалиды и участники ВОВ; ветераны боевых действий; инвалиды; семьи с детьми-инвалидами; ветераны труда; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; одиноко проживающие неработающие собственники жилых помещений; достигшие возраста 70 лет и другие категории граждан) имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в число которых входит обращение с ТКО. Подобная компенсация предоставляется только тем гражданам, которые не имеют задолженности по оплате коммунальных услуг. Для получения компенсации необходимо обратиться в органы социальной защиты населения.

Наиболее часто задаваемым вопросом среди граждан, обратившихся в ПЦПИ в 2019 году, является вопрос о возможности проведения перерасчета по оплате вывоза ТКО в случае временного отсутствия гражданина в жилом помещении. Такая ситуация возникает в том случае, когда гражданин имеет два жилых помещения в собственности. В настоящее время данный вопрос является дискуссионным, т.к. итогом спора региональных операторов и Государственной жилищной инспекции Нижегородской области о возможности проведения перерасчета арбитражной практикой установлено, что Правилами предусмотрена возможность перерасчета размера платы за ТКО, если временное отсутствие потребителя продолжается более 5 полных календарных дней подряд, проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении. Какого-либо иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в Правилах не содержится. Неиспользование жилого помещения не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения собственника помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО. Таким образом, если собственник помещения не проживает по адресу нахождения собственности и не пользуется данной услугой, с потребителей, имеющих в собственности несколько жилых помещений (чаще всего это дачи или загородные дома), но не проживающих в них, плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взимается дважды. То есть по адресу фактического проживания и по адресу нахождения собственности, по которому собственник не пользуется данной услугой. В настоящее время готовится депутатский запрос в федеральные органы власти с просьбой внести соответствующие корректировки в федеральное законодательство[iv].

Вместе с тем, существует возможность проведения перерасчета в том случае, если услуга по вывозу ТКО оказывается некачественно –– если нарушаются вышеуказанные нормативы по времени вывоза мусора. Порядок перерасчета в данном случае устанавливается вышеуказанными Правилами. В соответствии с пунктом 104 Правил при обнаружении исполнителем факта нарушения качества коммунальных услуг всем или части потребителей, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению путем проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Указанная проверка назначается в срок не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы. По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Полную информацию по рассматриваемому вопросу Вы можете получить, посетив отдел «Публичный центр правовой информации» НГОУНБ. Здесь вы можете воспользоваться информацией, представленной в справочных правовых системах «КонсультантПлюс» и «ГАРАНТ», юридической (в том числе учебной) литературой, неопубликованными документами по вопросам местного самоуправления, а также получить правовую информационную помощь в решении Ваших правовых проблем.

Правовые акты

Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 06.02.2020). –– Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2020); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.
Определяет основы оплаты коммунальных услуг в Российской Федерации.

Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019). –– Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2020); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс»; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.
Определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами: утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 15.12.2018). –– Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2020); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс»; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.
Устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019). –– Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2020); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.
Устанавливает основы предоставления коммунальных услуг гражданам, в том числе услуг по вывозу ТКО.

О переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами: письмо Минстроя РФ от 11.03.2019 № 8146-МЕ/06. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс» –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справочная правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.
Содержит в себе разъяснения относительно перехода на новую систему оказания услуг по обращению с ТКО.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области: утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 № 905. –– Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. –– URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2020); То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный; То же. –– Режим доступа: справ.-правовая система «Гарант». –– Текст: электронный.
Утверждает нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области.

Комментирующие материалы и авторские статьи

Долгополов, П.С. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами // Подготовлен для СПС КонсультантПлюс. — 2020. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный.

Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать // Подготовлен для СПС КонсультантПлюс. –– 2020. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный.

Как составить договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывозу мусора) // Подготовлен для СПС КонсультантПлюс. — 2020. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный.

Какие льготы предоставляются пенсионерам по оплате услуг ЖКХ? // ЭЖ Азбука права. –– 2020. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный.

Шкрабак, А. Мусор и вывоз. Анализ споров // Административное право. — 2019. — № 4. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный.

Шестакова, Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. — 2019. — № 13. –– Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс». –– Текст: электронный.

Ждем Вас по адресу:
г. Н. Новгород, ул. Варварская, д. 3, комн. 19, 20
тел./факс 8 (831) 411-85-54
e-mail: pravongounb@yandex.ru
«ВКонтакте»: http://vk.com/public_center
Skype: public_center1

Составитель:
Зотов Денис Владимирович,
юрисконсульт 1 категории

Ответственный за выпуск:
Наумова Ирина Михайловна,
зав. отделом «ПЦПИ»

[1]http://xn--c1aeciabnftfqsf7e2g.xn--80aacgfegpwmnqadzsgs4q1b.xn--p1ai/site.aspx?IID=3771847&SECTIONID=3851626

[2] В зоне деятельности 1 (Нижний Новгород без Сормовского района, а также г. Дзержинск и Володарский район) единый тариф регоператора с 1 января 2020 года составил 636,02 руб./м3, для раздельного накопления — 488,21 руб./м3. Единые тарифы являются предельными и будут действовать до конца 2020 года.

[3] Для жителей многоквартирных домов составляет 0,1 м3 в год на 1 м2 площади квартиры, для жителей частных домов в Нижнем Новгороде — 2,87 м3 в год на 1 человека, для жителей частных домов в Нижегородской области — 2,33 м3 в год на 1 человека.

[4] https://nn.mk.ru/economics/2020/03/04/nizhegorodcy-nepravilno-platyat-za-musor.html

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!