Антон Семенович Макаренко «ФЛАГИ НА БАШНЯХ»

В этом году исполняется 85 лет повести Антона Семеновича Макаренко «Флаги на башнях». Юбилей книги совпал с юбилеем автора – 13 марта 2023 года исполнилось 135 лет со дня рождения педагога. И это символично, потому что в России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.

В 1988 году всемирная организация ЮНЕСКО назвала четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 году в семье простого железнодорожника. В 29 лет с золотой медалью окончил учительский институт. До этого после обучения в четырехклассном училище и на годичных педагогических курсах девять лет проработал учителем — преподавал русский и литературу.

Антон Семенович всю жизнь был беспартийным. Возможно, причина тому — младший брат Виталий, офицер добровольческой армии, эмигрировавший во Францию. Антон воспитывал дочку Виталия — Олимпиаду, которая впоследствии стала матерью известной российской актрисы Екатерины Васильевой.

Среди воспитанников Макаренко — 5 орденоносцев и героев Великой Отечественной войны: Семен Афанасьевич Калабалин, Леонид Вацлавович Конисевич, Иван Демьянович Токарев, Василий Тимофеевич Цымбал (Герой Советского Союза), Алексей Григорьевич Явлинский — отец политика Григория Явлинского. А воспитанников, которые благодаря наставлениям, неравнодушию и деятельному участию Макаренко выбились «в люди», попросту не счесть.

Имя А.С. Макаренко стало широко известно в начале 1920-х годов, когда 32-летнему педагогу предложили возглавить трудовую колонию для несовершеннолетних преступников под Полтавой.

Система воспитания, созданная Макаренко, выходила за рамки советской коммунистической педагогики и в Советском Союзе подвергалась жесткой критике. Но при этом имела огромный успех у иностранцев. Серьезное изучение трудов педагога в России было начато лишь в 1988 году во времена «перестроечной оттепели».

Уже после Второй мировой войны сначала японские, а затем и многие европейские компании стали внедрять педагогическую систему Макаренко в рабочий процесс: в виде «корпоративных мероприятий», «тим-билдинга» и «умения работать в команде», в виде «воспитания сотрудника путем повышения его мотивации». В Японии работы советского педагога до сих пор переиздаются массовыми тиражами, его методики применяются, начиная с детских садов, а книги считаются обязательной литературой для руководителей предприятий.

Во многих странах работают Макаренковские общества и ассоциации, в Германии при исследовательском центре сравнительной педагогики Марбургского университета создана лаборатория по изучению наследия Макаренко.

Кстати, один из последних вышедших сборников Макаренко был выпущен знаменитой зарубежной косметической компанией. В предисловии к первому тому было напечатано: «Он сделал для процветания нашей фирмы больше, чем кто бы то ни было».

В условиях жесткой цензуры тридцатых годов, благодаря поддержке Максима Горького, Макаренко смог изложить все основные положения своего педагогического и социального учения в беллетристической форме — «Марш 30 года» (1932), «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938) и т.д.

Повесть «Флаги на башнях» продолжает рассказ о жизни коллектива коммуны имени Ф. Дзержинского и ее воспитанников, начатый в «Педагогической поэме». Как и другие произведения Макаренко, книга имеет документальную основу. Главы повести небольшие по размеру, динамичные, включают в себя обычно по одному эпизоду. И в повести почти нет теоретико-педагогических отступлений, к которым так часто обращался Макаренко в «Педагогической поэме». То, о чём рассказал в повести Макаренко, похоже на сказку, на чудо, но чудо, сделанное руками человека. Повесть «Флаги на башнях» достойно завершает путь Макаренко в литературе: «Жизнь продолжается. И продолжается борьба. И продолжается радость, уже отвоёванная в жизни, и продолжается любовь».

Среди 10 советов родителям по воспитанию детей особенно выделяется один: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!