ЕЛИЗАВЕТА МЕРКУРЬЕВНА БЁМ, художник-иллюстратор

«Живопись — это поэзия, которая видна и не ощущается, а поэзия – это картина, которая ощущается и не видна». Слова Леонардо да Винчи с полным правом можно отнести к творчеству знаменитой русской художницы, иллюстратора и силуэтиста Елизаветы Меркурьевны Бём. Ее работы уникальны, они погружают в атмосферу сказочности, безупречной идиллии жизни, полной неги и романтики.

24 февраля исполняется 180 лет (1843-1914) со дня рождения художницы. Елизавета Меркурьевна происходила из старинного рода. Её предками были татары по фамилии Индигир, что значит «индийский петух». Грамотой, дарованной роду царем Иваном III, фамилия была изменена на Эндауровы.

Детство Елизавета провела в родовом имении в сельце Щепцово (Щипцево) Пошехонского уезда Ярославской губернии. Семья была большая: у будущей художницы было три брата и две сестры. Родители не стали препятствовать желанию дочери учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художников, в которую девочка поступила, когда ей было 14 лет. Руку ей ставил известный русский живописец Иван Николаевич Крамской.

Школу рисования Елизавета Меркурьевна окончила в 1864 г. с золотой медалью.

После учебы Елизавета вышла замуж за известного скрипача Людвига Бёма, в дальнейшем преподавателя Петербургской консерватории. Это был счастливый брак, полный любви и взаимного уважения. Несмотря на наличие четверых детей, Людвиг всячески поощрял нетипичное для того времени увлечение супруги искусством.

В 1875 г. Елизавета Бём выпустила свой первый альбом «Силуэты», который привел в восторг не только учителя Ивана Крамского, но и самого Илью Репина: «Ее черненьких я люблю больше многих-многих беленьких».

После второго альбома ее стали приглашать для оформления лучших журналов страны. Самые знаменитые писатели – Лесков, Толстой, Тургенев именно ей доверяли иллюстрировать свои произведения «Из деревенских воспоминаний», «Репка», «Записки охотника».

Именно Елизавета Бём стала создательницей первого русского комикса. В 1880 г. она издает книгу «Пирог» – историю в картинках о том, как дети испекли пирог, а затем что-то пошло не так…

А вот «Азбука», которой мы до сих пор восхищаемся, собрала в свое время негативную критику. Художнице хотелось одним выстрелом убить двух зайцев, дав детям представление и о буквах, и об окружающих вещах, и даже о каллиграфии. Получалась страшная теснота на одной странице!

Значительная часть сюжетов художницы была посвящена детям. Эти очаровательные малыши, изображенные на открытках, сделали Бём самой тиражируемой, самой известной и самой прославленной художницей России. Однако нагрузка на глаза была колоссальной, и к концу 1880-х годов Елизавета Меркурьевна практически ничего не видела. Ее визитная карточка – тончайшие линии – больше не удавались художнице, и она продолжила работать не карандашом, а акварелью. Необычные произведения с размытым фоном и расплывчатыми фигурами, интересным сюжетом и потрясающими подписями до сих пор вызывают восхищение!

В 1893 г. Елизавета Меркурьевна занялась оформлением стеклянной посуды. В отличие от ухудшающегося зрения с идеями у художницы все было в полном порядке, и ее «накрыла» вторая волна успеха. На рубеже XIX-XX веков эта прелестная манера исполнения получила название «Бёмавский стиль» и широко распространилась в прикладном искусстве.

Предметы из стекла, созданные по рисункам Е.М. Бём, принесли ей успех практически сразу после их создания – на Международной выставке в Чикаго в 1893 г., а затем на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 г. Русский отдел на Всемирной выставке в Париже 1900 г. произвел фурор. Солонка по эскизу художницы даже была преподнесена президенту Франции.

В 1914 г. художница тихо и незаметно ушла из жизни. Но память о талантливой художнице продолжает жить, интерес к её работам не угасает.

«Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, – рассуждала Елизавета Меркурьевна, — всё равно, музыка это или живопись, или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л.Н. Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдётся время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту».

1 2 3 4 5
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!