Ф.М. Достоевский «ИДИОТ»

155 лет назад в номерах журнала «Русский вестник» был впервые опубликован известнейший роман Ф.М. Достоевского – «Идиот». Это произведение стало вторым романом так называемого «великого пятикнижия Достоевского», в которое также входят «Преступление и наказание», «Игрок», «Бесы» и «Братья Карамазовы». «Идиот» публиковался в журнале по частям – с января 1868 года по март 1869 года. Одновременно с публикацией последних частей Достоевский пытался договориться о выходе романа отдельным изданием – но безуспешно. Выпустить книгу получилось только спустя 6 лет – в 1874 году, когда жена писателя Анна Григорьевна решила организовать собственное издательство.

Публикация «Идиота» в журнале ясно показала: роман имеет успех. Свой искренний восторг писателю выразили А.Н. Майков, А.П. Милюков, Е.И. Ламанский, Н.И. Соловьев и другие известные литераторы и общественные деятели. Впрочем, некоторые из тех, кто восторгался первой частью, приняли остальные главы с недоумением. Критики упрекали писателя в том, что произведение изобилует тяжелыми сценами и отличается некоторой фантастичностью. Однако к середине 1870-х годов стало понятно, что роман имеет огромный успех у широкой читательской аудитории, мнение которой для Достоевского было важнее слов критиков. Книга покупалась все лучше и лучше с каждым годом.

На замысел «Идиота» сильно повлияла картина Г. Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гро­бу», которую Достоевский увидел на выставке в Базеле в 1867 году. «Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный… В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии…» – вспоминала его жена в своих дневниках. Сам Достоевский выразил свое впечатление от этого полотна в романе словами князя Мышкина: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!». Трагическая фабула романа, где большинство героев живет без веры, во многом проистекает из размышлений об этой картине. Неслучайно именно в мрачном доме Парфёна Рогожина – одного из героев романа, который потом совершит убийство – висит ее копия.

«Идиот» был написан, в основном, в Швейцарии, куда Достоевский поехал, чтобы поправить здоровье. Начало работы над романом также совпало с печальными событиями в жизни автора – Достоевский глубоко переживал смерть своей трехмесячной дочери Софьи. Это страшное событие наложило свой отпечаток на произведение в целом. Во многом желание написать этот роман было продиктовано и финансовыми трудностями: писатель долгое время увлекался азартными играми, проигрывая порой огромные суммы. Чтобы расплатиться с кредиторами, писатель берет крупный аванс у журнала «Русский вестник». Позже Достоевский признавался в письмах, что «Выйдет вещь большая и, возможно, недурная… Буду писать с наслаждением».

Находясь в Европе, Достоевский осмысливает нравственные и социально-политические изменения в России 60-х годов XIX века: кружки разночинцев, революционные идеи, настроения нигилистов. Всё это найдет свое отражение на страницах романа. Основную же идею романа Достоевский изложил в своих письмах: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная… Идея эта – изобразить вполне прекрасного человека». Достоевский намеревался показать идеального человека, однако мир, в котором ему приходится существовать, берёт верх над добродетелью, изменить его не удаётся. Роман, неоднозначно встреченный современниками, последующие поколения оценили, как одно из самых пронзительных творений Достоевского. Однако, когда роман был закончен, писатель признался, что недоволен им, потому что ему «не удалось выразить и десятой доли того, что чувствует».

К сюжету романа «Идиот» обращались многие режиссеры кино и театра, композиторы. Одной из самых значительных театральных постановок романа Достоевского стал спектакль 1957 года, поставленный Г. Товстоноговым в Большом драматическом театре в Петербурге. В роли князя Мышкина выступал И. Смоктуновский.

Первая экранизация романа случилась в 1910 году (режиссер П. Чардынин). Выдающейся киноверсией первой части романа считается художественный фильм И. Пырьева (1958 г.), где роль Мышкина сыграл Юрий Яковлев. Одной из лучших зарубежных экранизаций романа стала японская чёрно-белая драма «Идиот» (1951 г.) режиссера Акиры Куросавы. Самой подробной и максимально приближенной к первоисточнику киноверсией романа является многосерийный фильм Владимира Бортко (2002 г.), где роль Мышкина исполнил Евгений Миронов.

Роман «Идиот», несомненно, является шедевром русской литературы. Фёдор Михайлович считал своё произведение реалистичным, однако критики, жившие в одно время с писателем, называли этот роман фантастическим. В разное время мыслители и литературоведы давали роману разные определения: роман-трагедия, роман-поэма, полифонический роман. Такое многообразие взглядов говорит о том, что роман «Идиот» никого не оставляет равнодушным. Во все времена люди ищут ответы на вечные вопросы, задумываясь о добродетелях и пороках, ищут в жизни прекрасное, ту самую истину, надеясь, что она «спасет мир».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!