ЧЕЛОВЕК — ГРАЖДАНИН

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Эти строки вошли в золотой фонд русской поэзии и стали одним из самых известных высказываний о России и ее судьбе. Их автор — Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873), один из крупнейших русских лириков XIX века, философ и дипломат. Это четверостишие, написанное Ф.И. Тютчевым 10 декабря (28 ноября) 1866 года на клочке бумаги, хранится сегодня в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге. Наизусть его знают все русскоговорящие люди, ведь тема уникальности и загадочности русской души сегодня, как и полтора века назад, остается всё такой же актуальной.

Стихотворение давно превратилось в крылатую фразу. Особенно часто его цитировали в конце XIX — начале ХХ века мастера русской словесности Николай Бердяев, Владимир Короленко и другие. Философ Н.А. Бердяев тютчевскими строками подчеркивал идею противоречивости русской души. Литературовед В.В. Кожинов считал, что поэт писал о глубокой вере россиян и о том, что благодаря вере Россия жива. А Максим Горький обличал Тютчева, как мещанского поэта (к слову, к мещанству в революционной атмосфере Горький кроме Тютчева относил и Льва Толстого, и Ф.М. Достоевского…).

Каким же человеком был Фёдор Иванович, что так точно и на века смог охарактеризовать и страну, и её народ? Великим поэтом, написавшим «Люблю грозу в начале мая», «Я встретил вас — и все былое в отжившем сердце ожило», «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» и множество других строк, которые будут жить, пока в мире есть русский язык? Дипломатом, всю свою жизнь истово служившим интересам России? Блестяще образованным человеком, два десятилетия прожившим в Европе и великолепно знающим европейцев? Патриотом, истово любившим Россию всем сердцем? Оригинальным публицистом и мыслителем, считавшим Запад главной угрозой для России? Федор Иванович гениально и органично совмещал все эти характеристики!

Он родился в Орловской губернии в дворянской семье. Начальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С.Е. Раича. Затем поступил в Московский университет, где через два года получил степень кандидата словесных наук. В 1822 году Фёдор Иванович начал службу в коллегии иностранных дел и вскоре был назначен на дипломатическую службу в Европу. В ту пору ему было лишь восемнадцать.

Увлечённый литературой, Тютчев знакомится и близко общается с Шеллингом, Гете и Гейне, труды которых производят на него значительное впечатление. Но при этом он видит и так называемые «европейские ценности», которые, несмотря на внешнее благополучие, не может принять, и всё больше понимает, что России нельзя следовать европейским путём.

Свои мысли по этому поводу Тютчев излагает в статье «Письмо к г-ну доктору Кольбу», подчёркивая тысячелетнюю историю России, её духовную культуру и православный характер. Эта статья попала в руки императору Николаю I, который не просто её одобрил, но и разрешил автору впредь выступать в прессе с разъяснением вопросов по взаимоотношениям России и европейских стран.

Отныне миссией Фёдора Ивановича становится создание, как бы мы сегодня сказали, положительного образа России, поддержание авторитета страны и налаживание дипломатических связей. Этим Тютчев занимается более двух десятков лет вдали от Родины.

В Европе проходят его основные годы жизни: здесь он женился, стал главой семейства, похоронил жену и женился повторно. При этом обе его супруги были иностранками, не знавшими ни слова по-русски. Не только на работе, но и дома Фёдору Ивановичу приходилось общаться на чужом языке, однако он не забывал родной и не становился, по выражению И. Аксакова, «иностранцем вообще, без народности и отечества».

Тот же Аксаков, описывая биографию поэта, скажет: «Невольно недоумеваешь, каким чудом, при известных нам внешних условиях его судьбы, не только не угасло в нём русское чувство, а разгорелось в широкий, упорный пламень, но ещё, кроме того, сложился и выработался целый твёрдый философский строй национальных воззрений».

«Неистовый Федор», как его называли друзья, как будто сегодня писал: «Давно уже можно было предугадать, что эта бешеная ненависть, которая тридцать лет, с каждым годом все сильнее и сильнее, разжигалась на Западе против России, сорвется же когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал.

России просто-напросто предложили самоубийство, отречение от самой основы своего бытия, торжественного признания, что она не что иное в мире, как дикое и безобразное явление, как зло, требующее исправления». (21 апреля 1854 года, накануне Крымской войны).

И вот еще: «Между Россией и Западом не может быть союза ни ради интересов, ни ради принципов, мы, русские, должны неизменно помнить, что принципы, на которых стоят Россия и Европа, столь противоположны, столь взаимно отрицают друг друга, что жизнь одной возможна только ценой смерти другой.

Следовательно, единственная естественная политика России по отношению к западным державам, это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их.

Ибо они только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию». (1864 г.).

Ушел из жизни Федор Тютчев 5 (27) июля 1873 года. В последние годы жизни он испытывал проблемы с речью и зрением, не мог писать, но продолжал диктовать стихи и статьи. Его наследие — две статьи, трактат и около четырехсот стихотворений, и каких! Гордился ли он своими достижениями в творчестве? Тютчев был равнодушен и к своим открытиям, и к своим стихам. Он пришёл, чтобы сказать, предупредить, а дальше…

У Николая Добролюбова есть очень хорошие слова, которые с полным правом можно адресовать Федору Ивановичу Тютчеву: «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!