О «МУМУ» И НЕ ТОЛЬКО….

В этом году исполняется 170 лет со дня публикации самого трогательного рассказа Ивана Сергеевича Тургенева – «Муму». Грустную историю о вздорной барыне, глухонемом Герасиме и его верной собачке знают многие. Этот рассказ принадлежит к числу лучших произведений новеллистического жанра во всей мировой литературе.

Известно, что Тургенев написал «Муму» в конце апреля – первой половине мая 1852 года, находясь под арестом за публикацию статьи о Гоголе «Письмо из Петербурга». В ней Тургенев называет Гоголя «великим человеком, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы, которым мы гордимся, как одной из слав наших!». За эту статью император лично приказал посадить Тургенева под арест на месяц. Под арестом Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное, вызвали в памяти писателя соответствующие впечатления детства.

В письмах к друзьям и издателям Тургенев признавался, что основа сюжета была взята из детских воспоминаний. Прототипами героев рассказа стали мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник Андрей. Жизнь матери писателя складывалась очень несладко: сначала она жила в бедности, терпела издевательства отчима и сводных сестер, а позже – дяди. После смерти дяди получила большое наследство, в т.ч. крепостных, вышла замуж за богатого помещика. Жизненные перипетии сказались на характере барыни. Она была женщиной властной, жестокой и беспощадной. Ее крепостные могли быть наказаны за пустяки. Дворня знала, что если у барыни хорошее настроение, это ненадолго. Вздорные черты характера сохранились и в образе хозяйки имения из «Муму». Прототип Герасима – немой дворник Андрей, привезенный из деревни, был очень предан хозяйке. Единственной радостью была для него маленькая собачка, белая с коричневыми пятнами. Он подобрал её бездомным, беспомощным щенком и приютил у себя в каморке. Дальше всё происходило так же, как у Тургенева в рассказе. Немой Андрей лишился своей последней привязанности. По приказанию барыни он утопил маленькую собачку в Москве-реке. Только Андрей ещё долго работал дворником у Варвары Петровны, а литературный Герасим «с мешком за плечами и длинной палкой в руках» навсегда ушёл из барского дома.

В июне 1852 года Тургенев напишет издателю «Московского сборника» И.С. Аксакову: «Для 2-го Nо-а у меня есть небольшая вещь, написанная мною под арестом, которой и приятели мои довольны, и я – я готов ее Вам послать – но, во-1-х, мне кажется, ее не пропустят – во-2-х, не думаете ли Вы, что мне на время надобно помолчать?…» 

И.С. Аксаков отвечает в октябре 1852 года: «Спасибо вам за «Муму», я непременно помещу его в «Сборник», если только мне позволено будет издавать «Сборник» и если не воспрещено вовсе печатать ваши сочинения…». К сожалению, в марте 1853 г. цензура запрещает второй выпуск «Московского сборника», и «Муму» так и не выходит в печать. В течение 1852-53 гг. Тургеневу не удается напечатать свое произведение и в других журналах. Однако рассказ пользуется популярностью среди друзей и знакомых. Его читают «в списках», то есть в копиях.

Цензурное разрешение рассказ получает лишь 28 февраля 1854 г. и публикуется в мартовском номере журнала «Современник». Автор подписывается как «Ив. Тургенев». Рассказ сразу обращает на себя внимание из-за своей направленности против крепостного права. Полиция спохватилась позже, когда рассказ был напечатан. Из секретной переписки цензурного ведомства того времени сохранилось любопытное донесение чиновника. «Рассказ под названием «Муму», – говорится в донесении, – я нахожу неуместным в печати, потому что в нём представляется пример неблаговидного применения помещичьей власти к крепостным крестьянам… Читатель, по прочтении этого рассказа, непременно должен исполниться сострадания к безвинно утеснённому помещичьим своенравием крестьянину, несмотря на то, что сей последний честно и усердно исполняет все свои обязанности. Нельзя не заметить, что цель автора состояла в том, чтобы показать, до какой степени бывают безвинно утесняемы крестьяне помещиками своими. Хотя здесь выставляется не физическое, но нравственное утеснение крестьянина, это нисколько не изменяет цели рассказа, а, напротив, по мнению моему, усиливает эту неблаговидность».

Между тем писатели и обычные читатели с восторгом отзывались о «Муму». Одним из первых историю прочел Аксаков и не замедлил дать положительную оценку в письме Тургеневу. Отзыв Герцена краток и емок: «Чудо, как хорошо!».

В 1856 году Тургенев собирается издать сборник «Повести и рассказы», куда включает и «Муму». Цензором Тургенева на этот раз выступает И.А. Гончаров – знаменитый писатель, автор романа «Обломов». Конечно, как цензор, Гончаров знает, что у рассказа «Муму» уже были проблемы с цензурой. Гончаров не хочет брать на себя ответственность. Он обращается к своему начальству. В конце концов, вопрос о печати рассказа доходит до самого министра народного просвещения А.С. Норова, и, наконец, в мае 1856 г. Главное управление цензуры разрешает переиздать «Муму». Вот как чиновники аргументируют это решение: «… [запрещение «Муму»] могло бы более обратить на нее внимание читающей публики и возбудить неуместные толки, тогда как появление оной в собрании сочинений не произведет уже на читателей того впечатления, какого можно было опасаться от распространения сей повести в журнале, с приманкою новизны…».

С этого времени «Муму» переиздавалась многократно и для многих современников и последующих поколений читателей стала одним из самых ярких и запоминающихся произведений русской литературы. Именно к таким литературным шедеврам можно отнести слова Фрэнсиса Бэкона: «Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немного – разжевать и переварить», а еще – Виктора Гюго: «Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг».

Слайд2 вниз текста Слайд3 вниз текста
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!