МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ, ТЫ И Я

«– Так ты тоже знаешь эту сказку? Да? Почему же я никогда её не слыхал?  – Потому, что джунгли полны таких сказок. Стоит только начать, им и конца не будет. Пусти моё ухо, Маленький Брат!».

В 2024 году исполняется 130 лет одной из наиболее любимых детьми и взрослыми книге «Книга джунглей» Редьярда Киплинга – первого британского писателя-лауреата Нобелевской премии по литературе. Родившись в Индии, он стал первооткрывателем культуры этой страны для европейцев. В «Книге джунглей», «Киме» и других своих произведениях Киплинг показал миру совершенно новый, до этого неизведанный мир – яркий и цельный, как в древних сказаниях, населённый сильными и смелыми людьми. Кроме того, Киплинг известен ещё и как выдающийся поэт – его стихотворения, в первую очередь «Если» и «Бремя белого человека», в Британии до сих пор входят в школьную программу.

В том, что самая известная «визитная карточка» Индии была создана англичанином Киплингом, на самом деле нет ничего удивительного, если учесть его биографию. Родился будущий писатель 30 декабря 1865 в индийском Бомбее. Его отец был художником. Семья была не богата, но имела несколько слуг. Именно они воспитывали маленького Редьярда. Как признавался сам Киплинг, до 5 лет он практически не говорил на английском. Но когда ему исполнилось 5 лет, мальчика отправили в Англию. Тогда было принято отправлять детей в возрасте 5-6 лет на обучение в метрополию, чтобы они не впитали в себя негативные привычки индийцев. А после получения образования, в 20 лет, они могли вернуться обратно в Индию. Но в Британии Киплинг ходил не в школу, а в частный пансион, где провел несколько лет и очень страдал. Этот период своей жизни сам Киплинг прозвал «домом ужасов», и многие литературоведы считают, что, создавая образ Маугли, Киплинг хотел создать мальчика настолько свободного, насколько свободны животные, и которому нет необходимости следовать правилам человеческого общества.

После пансиона Редьярд учился в частном колледже Юнайтед-Сервисез. Именно там он стал всерьез заниматься литературой и написал серию рассказов, которыми настолько впечатлил отца, что тот нашел сыну работу в редакции индийской «Гражданской и военной газеты». К началу 1890-х годов Киплинг достиг известности, но финансовое положение молодого журналиста в то время было катастрофическое. Ему пришлось переехать в Америку. Именно там появились первые рассказы из «Книги джунглей». В январе 1892 года Киплинг женился на сестре своего хорошего друга Уоллакотта Балестьера. Пара купила землю, где они построили дом своей мечты под названием Наулака.

Существует две официальные версии того, почему Киплинг стал писать рассказы для детей. По первой, его вдохновило будущее отцовство. Он начал писать «Книгу джунглей» примерно в то время, когда они с женой ждали своего первого ребенка, и на первом экземпляре сборника есть надпись: «Эта книга принадлежит Джозефине Киплинг, для которой она была написана ее отцом в мае 1894 года».

По второй версии, рассказы Киплинга об индийской природе так восхитили американскую детскую писательницу Мэри Мейпс Додж («Серебряные коньки»), что та упросила его написать что-нибудь «про джунгли» в детский журнал «Святой Николас». И уже прославившийся «взрослыми» рассказами писатель взялся за новый жанр с таким энтузиазмом, что в 1894 году сказок набралось на целую книгу.

Так появилась знаменитая «Книга джунглей», а спустя год – «Вторая книга джунглей». Несмотря на название, обе «Книги» представляют собой сборники достаточно разношерстных сказок. Объединяет их место действия – мир дикой индийской природы. Здесь есть легенда об отважном мангусте Рикки-Тикки-Тави, рассказ о диких слонах и мальчике-погонщике, притча о зверях, которым предстоит принять участие в параде. Общим замыслом и героями объединены только истории про Маугли. Интересно, что цикл про мальчика из волчьей стаи Киплинг начал писать «с конца». Первая история под названием «In the Rukh» появилась в 1893 году в сборнике «взрослых» рассказов писателя «Много выдумок». Это рассказ про уже взрослого и женатого Маугли, работающего лесничим и рассказывающего о своем чудесном «усыновлении». Образ мальчика-волка оказался более чем притягательным и плодотворным – если в первой «Книге джунглей» Киплинг пишет три рассказа о Маугли, то во второй – уже целых пять.

Киплинг удивительнейшим образом соединил волшебную сказку, рассказ о животных и элементы серьёзного психологического романа. Главные герои – животные – разговаривают и действуют как люди, но их характеры сложные – совсем не такие, как в детских книжках.

Парадоксально, но места, в которые писатель поместил героев «Книги джунглей», в реальности он никогда не посещал, хотя много лет провел в Индии. Джунгли Сиони он видел на фотографиях своих близких знакомых Алека и Эдмонии Хиллов, которые много и с удовольствием рассказывали о своих индийских приключениях. Немаловажную роль сыграли и картины отца писателя Джона Локвуда Киплинга, впоследствии некоторые из них были использованы в качестве иллюстраций для «Книги джунглей» и романа 1901 года «Ким».

Для детей и взрослых всего мира именно экзотические сказки Киплинга стали первым открытием Индии – ее потрясающей природы и культурного своеобразия. И в сознании многих имя Киплинга обязательно ассоциируется с Индией.

В Советском Союзе отдельным изданием цикл о Маугли впервые вышел в 1922 году в переводе Н. Дарузес и с иллюстрациями В. Ватагина (считают, что именно ему принадлежит идея подобной «выборки» из двух «Книг джунглей»). И перевод, и иллюстрации на долгое время стали каноническими.

Благодаря своим ярким, насыщенным событиями сюжетам «Книга джунглей» стала одним из самых экранизируемых произведений мировой литературы. Одна лишь Студия Диснея пять раз обращалась к истории Маугли, о нём был снят анимационный мюзикл для самых маленьких и завораживающий фильм с дрессированными животными. Практически одновременно – в 1967 году – на экраны выходят два мультфильма – американский «Книга джунглей» студии Диснея и первая часть советского цикла «Маугли» (последняя серия снята в 1971 г.) студии «Союзмультфильм». Если диснеевская трактовка больше напоминала веселую пародию, то советская сохранила тот самый героический дух, которым наполнена книга. Восхищают и гармоничная музыка, и работа художников. Помните пластику Багиры, завораживающий Танец Голода Каа, схлестывающиеся в смертельной битве серые и рыжие «волны» волков и псов…? Именно благодаря отечественному мультфильму в народе широко разошлись фразы: «А мы уйдем на Север», «Вы слышите меня, Бандарлоги?», «Это моя добыча», «Мы принимаем бой», «Акела промахнулся». А сколько живых образов вызывает фраза «Мы с тобой одной крови – ты и я»! Сразу хочется иметь друзей, почти братьев, которым можно было бы так сказать.

В «выдуманных» рассказах писателя всегда есть жизненный урок, а хороший пример подают не люди, а животные. Красной нитью через рассказы Киплинга проходит идея о законе джунглей, согласно которому побеждает сильнейший. При этом это очень мудрый и справедливый закон: «…Звери говорят, что Закон запрещает убивать человека, потому что он самое слабое и беззащитное изо всех живых созданий, и, следовательно, трогать его недостойно охотника.»

Перечитайте эту книгу. Прочитайте ее детям, читайте семьёй, обсуждайте, думайте. Книга о жизни! Книга, которая учит понимать жизнь! Книга на века!

пол текст
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!